РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2013 г. Пос.Одоев
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Мелешкова А.А.,
при секретаре Кирсанове А.Ю.,
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Журавлева С.Г. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района» об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки,
установил:
Журавлев С.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района».
В свих требованиях истец просит:
- обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района» назначить ему ежемесячную денежную выплату, а так ж ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, энергоснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления; произвести перерасчет с момента подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Требования обосновывает тем, что является ветераном труда. ДД.ММ.ГГГГ им подано заявление в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района» о назначении ему в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года №493-ЗТО ежемесячной денежной выплаты, и по отплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области. В удовлетворении указанного обращения ему было отказано со ссылкой на то, что является ветераном груда, но не достиг возраста, дающего права на назначение пенсии по старости в соответствии с федеральным законом от 17.12.2001г.№ 173-ФЗ «О трудовых пенсий в Российской Федерации» и от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации». С таким решением не согласен, полагает, что имеет право на получение мер социальной поддержки поскольку по имеющейся выслуге в органах внутренних дел имеет право выхода на пенсию, в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в РФ».
В судебном заседании истец Журавлев С.Г. требования поддержал, просил их удовлетворить, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района» о назначении ему ежемесячной денежной выплаты, и о назначении ежемесячной денежной выплаты в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Однако ему было отказано в предоставлении данных видов социальной поддержки со ссылкой на то, что он не достиг пенсионного возраста. Просит признать право на получение указанных мер социальной поддержки и обязать ответчика назначить ему ежемесячные денежные выплаты как ветерану труда именно со дня обращения.
Представитель государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района» по доверенности Ларионова Н.В. иск не признала, поддержала поданные ранее возражения на исковое заявление.
В возражениях ответчик – государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района», ссылается на следующие обстоятельства.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области от 29.05.20012 года №655-осн утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», в котором определено, что заявителями являются ветераны труда, а так же граждане приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности. В результате изменений, внесенных в действующее законодательство Федеральным законом №122 – ФЗ часть льгот была заменена денежным эквивалентом (произошла монетизация льгот, направленная на повышение адресности предоставления и целевого использования бюджетных средств). Ответчик полагает, что в данном случае необходимо принять во внимание то, что возникла трансформация права – право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), при этом круг лиц – участников правоотношений остался прежним, что, по мнению ответчика, является существенным для рассмотрения заявленных требований. Субъективный состав и объем правоотношений остались прежними как до 1 января 2005 года, так и после 1 января 2005 года.
Ответчик полагает, что поскольку истец не достиг шестидесятилетнего возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, ему не могут быть назначены меры социальной поддержки, предусмотренные ст.ст.3 и 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п.п. «ж» ч1 ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместно ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
Федеральный закон № 5- ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» установил правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, отразив в статье 1 категории ветеранов, к числу которых относятся и ветераны труда, ветераны военной службы.
Частями 1, 2 статьи 5, пунктом 1 части 1 статьи 7 вышеназванного Закона определены лица, являющиеся ветеранами военной службы и ветеранами труда. Это – лица, для которых установлено звание «Ветеран военных действий», и лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», соответственно.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран военной службы» определяются Президентом Российской Федерации (ч.3 ст. 5 Закона «О ветеранах»).
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч.4 ст. 7 Закона «О ветеранах»).
Законодательством в ст.ст. 10,13,22 Закона «О ветеранах» было установлено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
В силу статей 20 и 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда стали определяться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Поэтому, во исполнение вышеуказанного, 28 декабря 2004 года был принят Закон Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», действие которого стало распространяться на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.
Пунктом 2 статьи 1 данного закона установлено, что право на меры социальной поддержки имеют ветераны труда, а так же граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.
В силу ст. 3 Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию (в ред. Закона Тульской области от 31.10.2009 N 1352-ЗТО);
2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке (в ред. Закона Тульской области от 31.10.2009 N 1352-ЗТО).
Изложенное свидетельствует о том, что положения статьи 1 Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не подлежит применению без учета положений статьи 3 данного закона, и что только для предоставления льгот, установленных статьей 3 Закона, предусмотрено обязательное условие- достижение возраста, отсутствие которого исключает предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и по ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение). о ежемесячной денежной выплате на оплату расходов в размере 50 процент ов рации. 009 года. инфлации ( ст. еральным законом о ф
Вместе с тем, п.2 ч 1 ст. 7 Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» установлено, что ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, имеют право на ежемесячную денежную выплату, размер которой подлежит индексации один раз в год с 01 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции (ст. 5 Закона).
Разрешая возникший между сторонами спор, суд установил, что истец Журавлев С.Г. в порядке, установленном действующим законодательством, является ветераном труда.
Данный факт подтвержден удостоверением серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ на имя Журавлева С.Г. Государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района» (л.д.7), которое является бессрочным и действительным на всей территории Российской Федерации, а также дающим право Журавлеву С.Г. на льготы, предъявляемые на условиях и в порядке установленных ст.ст. 22,23 ФЗ «О ветеранах».
Из ответа ГУ «Управление социальной защиты населения Одоевского района Тульской области» № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что истцу было сообщено о рассмотрении его заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты и предоставлении льготы на оплату занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг. В предоставлении указанных мер социальной поддержки было отказано ввиду не достижения Журавлевым С.Г. возраста, дающего право на трудовую пенсию.
Анализируя данное сообщение, суд приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в отказе ответчика в предоставлении Журавлеву С.Г.. мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги, являются необоснованными по следующим основаниям.
В настоящее время законодательством Российской Федерации условия и нормы пенсионного обеспечения установлены Федеральными законами от 15.12.2001 года № 166- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями ), и от 17.12.2001 года № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями).
Так, согласно п.п.2 ч. 1 ст. 4 Федерального Закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют военнослужащие. К видам пенсии, назначаемым по государственному обеспечению, относится и пенсия за выслугу лет (п.п.1, ч 1, ст. 5 вышеназванного Закона), назначаемая в порядке, предусмотренном Федеральным Законом РФ№ 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, их семей» (с последующими изменениями и дополнениями).
При этом в силу ст. 2 Федерального Закона № 166- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ », пенсия за выслугу лет как один из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению, предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги.
Оценивая установленные факты в их совокупности, суд приходит к убеждению о том, что пенсия за выслугу лет, на которую Журавлев С.Г. имеет право, относится к государственным пенсиям в Российской Федерации. Значит, истец достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, тем более, что и ФЗ № 166- ФЗ РФ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ФЗ № 173- ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривают назначение пенсии ранее достижения установленного пенсионного возраста – 60 лет (для мужчин), в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различными категориям граждан. Поэтому возраст, дающий право на назначение пенсии, может быть различным.
Анализируя изложенное, суд считает, что поскольку Закон Тульской области №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» предусматривает предоставление ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года, льгот по ежемесячной денежной выплате на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилищно-коммунальные услуги, а истец Журавлев С.Г. является ветераном труда, поэтому, суд не может согласиться с доводами представителя ответчика в части того, что истцу надлежит отказать в предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 % начисленной за месяц платы за жилищно-коммунальные услуги, как не достигшему возраста 60 лет, дающего право на трудовую пенсию по старости.
Истец достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, что ответчиками не оспаривается и подтверждается справкой, выданной МОМВД России «Белевский» ДД.ММ.ГГГГ №, из которой следует, что Журавлев С.Г. проходит службу в органах внутренних дел и имеет право на пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах Журавлев С.Г. относится к категории лиц, указанных в Законе Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», обладающих правом на получением мер социальной поддержки.
Тем более, что по смыслу пенсионного законодательства РФ, назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста, призвано создавать и условия для военнослужащих, работников учреждений уголовно-исполнительной системы адаптации к гражданской жизни, и способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская, при этом, существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.
Факт того, что Журавлев С.Г. не пользуется в настоящее время какими-либо мерами социальной поддержки, в том числе по оплате жилищно-коммунальных услуг не отрицается ответчиком.
Закон Тульской области № 493- ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не предусматривает ограничения в предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплате, как не достигшему возраста 60 лет, дающего право на трудовую пенсию по старости.
Как усматривается из ответа ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района», Журавлев С.Г. обратился к ответчику по месту своего жительства, истец одновременно просил предоставить ему льготы на жилищно-коммунальные услуги, ежемесячное денежное вознаграждение. Данное заявление подано истцом и принято ответчиком, что подтверждается ответом на него.
К заявлению были приложены установленные Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области №201 от 15.03.2005 года «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», действовавшим на момент обращения Журавлева С.Г. в орган социальной защиты населения, документы.
Согласно данному Порядку, право на ежемесячную денежную выплату на момент обращения Журавлева С.Г. с заявлением, имели ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года (п.п.2 п.2 Порядка).
При этом письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты должно было быть подано гражданами в орган социального развития по месту жительства.
В силу п. 8 вышеуказанного Порядка ежемесячная денежная выплата назначалась со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Истец обратился с заявлением к ответчику ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая изложенное, суд приходит к выводу о том, что отказ ДД.ММ.ГГГГ органа социальной защиты населения Одоевского района Тульской области в предоставлении Журавлеву С.Г. вышеуказанных мер социальной поддержки является незаконным.
В силу п. 19 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области установлено, что денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением документов, указанных в пунктах 8-9 настоящего Положения.
Поскольку удостоверение «Ветеран труда» Журавлев С.Г. получил ДД.ММ.ГГГГ, в силу п. 19 Положения суд приходит к выводу о том, что требования о назначении истцу ЕДВ на оплату расходов в размере 50 % начисленной за месяц платы за жилищно-коммунальные услуги подлежат, но с ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая возникший между сторонами спор о предоставлении Журавлеву С.Г. мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, суд приходит к выводу о том, что отказ органа социальной защиты населения в предоставлении требуемых истцом мер социальной поддержки так же является необоснованным по следующим основаниям.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», п.п. 2 п. 2 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденному Постановлением администрации Тульской области № 201 от 15.03.2005 года «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, имеют право на ежемесячную денежную выплату.
Согласно п. 8 вышеуказанного Порядка ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Как было указано выше, в силу ст. 3 Закон Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение).
Указаний на то, что ограничение в виде достижения возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»), т.е. 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, подлежит распространению и на иные меры социальной поддержки, в том числе и на получение ежемесячной денежной выплаты, в названном выше Законе не содержится, кроме случаев, установленных статьей 3 Закона.
Анализируя установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что все вышеизложенное свидетельствует о том, что ответчиком по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым.
Принимая во внимание, что истец имеет право на получение пенсии в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», является ветераном труда, жителем <адрес> и не получает каких-либо мер социальной поддержки по иным основаниям и согласно другим законам, органами социальной защиты ему неправомерно было отказано в предоставлении названных всех выше льгот, суд считает, что требования Журавлева С.Г. о назначении ему ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, а также ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление подлежат удовлетворению с возложением этой обязанности на ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Одоевского района».
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Признать право Журавлева С.Г. на получение мер социальной поддержки по выплате ежемесячной денежной компенсации и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов за жилое помещение, коммунальные услуги и топлива.
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района» назначить Журавлеву С.Г. с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату, предусмотренную Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района» назначить Журавлеву С.Г. с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение, и на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), предусмотренную Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Одоевский районный суд Тульской области в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.А.Мелешков