РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Самара 19.06.2020 года
Кировский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ромадановой И.А.,
при секретаре Ненашевой Т.В.,
с участием представителя административного ответчика Средне - Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по доверенности) Сирота Е.В., заинтересованного лица заместителя начальника отдела Средне - Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Аксенова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2862\2020 по административному иску Администрации г.о. Самары к Средне - Поволжского управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании действия Средне - Поволжского управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору незаконными, обязать устранить допущенные нарушение в соответствии с действующим законодательством.
УСТАНОВИЛ:
Администрации г.о. Самары обратилась в суд с административном исковым заявлением к Средне - Поволжского управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании действия Средне - Поволжского управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору выразившиеся в выдаче Акта от 05.03.2020 года № повторно оценки готовности к отопительному периоду 2019\20 года, которым установлена не готовность г.о. Самары к отопительному периоду 2019\2020 года незаконным.
Обязать Средне - Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору устранить допущенные нарушение в соответствии с действующим законодательством.
В административном исковом заявлении указано, что Решением комиссии Ростехнадзора от 05.03.2020 г., выразившемся в Акте № повторной оценки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов, установлена не готовность городского округа Самара к отопительному периоду 2019-2020 годов, поскольку не выполнены требования подп. 4 п. 18 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 г. № 103 (далее – Правила) – Комиссией муниципального образования не проведена оценка готовности к отопительному сезону теплоснабжающей организации ООО «Нефтегаз».
Администрация городского округа Самара (далее – Администрация) не согласна с данным решением по следующим основаниям.
Начало отопительного периода в городском округе Самара устанавливается постановлением Администрации городского округа Самара.
Мероприятия по подготовке городского хозяйства к работе в условиях осенне-зимнего периода утверждаются постановлением Администрации городского округа Самара.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 12.04.2019 г. № 230 «О мероприятиях по подготовке городского хозяйства к работе в условиях осенне-зимнего периода 2019-2020 годов» обеспечение выполнения мероприятий по своевременной и качественной подготовке жилищно-коммунального, тепло- и электроэнергетического хозяйства, объектов водопровода и канализации, учреждений социальной сферы к работе в осенне-зимний период 2019-2020 годов с окончанием всех работ установлено в срок до 15.09.2019 г.
Правила и порядок оценки готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения, определены Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Правилами.
Разделом 5 Правил установлены требования по готовности к отопительному периоду для муниципальных образований.
Подп. 4 п. 18 Правил установлено, что в целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены, в том числе выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.
В соответствии с Правилами в период подготовки к отопительному сезону 2019-2020 годов городским округом Самара проводилась оценка готовности теплоснабжающих организаций к отопительному периоду, в том числе и в отношении котельной ЗАО «Электрощит»-ТМ Самара», эксплуатацию которой осуществляло ООО «КомфортДом».
Согласно Акту проверки Ростехнадзора от 23.12.2019 г. № замечания к выполнению требований по готовности отсутствуют.
В связи с чем после проведения проверки ее результаты оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду, который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, т.е до 24.12.2019 г.
Вместе с тем 05.03.2020 г. Ростехнадзором составлен Акт № повторной оценки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов, которым установлена не готовность городского округа Самара к отопительному периоду 2019-2020 годов, поскольку на момент проверки договор на эксплуатацию с ООО «Комфорт Дом» 26.12.2019 г. расторгнут и заключен новый договор с ООО «Нефтегаз».
Однако, технические параметры готовности оборудования к отопительному сезону 2019-2020 годов не изменились в связи со сменой арендатора.
Ссылка Ростехнадзора на не проведение городским округом Самара оценки готовности к отопительному сезону ООО «Нефтегаз» является несостоятельной, поскольку оценка готовности ООО «Нефтегаз» городским округом Самара будет проведена в период подготовки к отопительному периоду 2020-2021 годов в соответствии с постановлением Администрации городского округа Самара от 06.03.2020 г. № 141 «О мероприятиях по подготовке городского хозяйства к работе в условиях осенне-зимнего периода 2020-2021 годов».
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, предоставлено ходатайство об отложении дела, поскольку представитель ранее участвующий в деле находится в очередном отпуске, другие представители заняты в иных процессах.
Суд, обсудив данное ходатайство, находит его не подлежащим удовлетворению, т.к. приведенные обстоятельства не являются уважительными и с согласия административного ответчика рассматривает административное дело по существу.
Представитель административного ответчика Сирота В.В. с исковыми требованиями не согласилась, предоставила суду возражения (л.д.л.д.20-24) в которых указано, что Управление, рассмотрев административное исковое заявление, считает, что оно не подлежит удовлетворению.
В возражении указано, что доводы администрации г.о. Самара о незаконности вывода комиссии Средне-Поволжского управления Ростехнадзора о неготовности к отопительному периоду 2019-2020 годов г.о. Самара отраженных в Акте повторной оценки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от 05.03.2020 г. №, следует признать необоснованными по следующим основаниям.
Порядок проведения проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований и теплоснабжающих организаций, а так же требования по их готовности установлены Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Министерства энергетики РФ от 12.03.2013 г. № 103, зарегистрированным Минюстом РФ 24.04.2013 г. № (далее – Правила № 103).
Согласно п. 2 Правил № 103, проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Управление, являясь территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в соответствии с «Положением о Средне-Поволжском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2018 г. № осуществляет функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности на территориях Пензенской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областей.
Согласно приложению № 1 к приказу руководителя Управления от 12.09.2019 г. №, утвержден состав комиссии для проведения оценки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов муниципальных образований Самарской области.
При проведении проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов г.о. Самара 15.11.2019 г. комиссией Средне-Поволжского управления Ростехнадзора было установлено, что Акты готовности к отопительному сезону 2019-2020 годов 5-ти теплоснабжающих организаций, в том числе ООО «Комфорт дом» эксплуатирующего котельную, принадлежащую ЗАО «Электрощит»-ТМ Самара» и которая осуществляет теплоснабжение населения и социально-значимых объектов п. Красная Глинка, Красноглинского района г.о. Самара, были подписаны при наличии особого мнения представителя Ростехнадзора, в связи с неисполнением в установленные сроки требований Правил № 103 по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а так же предписаний Средне-Поволжского управления, влияющих на надежность работы в отопительный период, что является нарушением требований п.п. 4 п. 18 Правил № 103.
В частности, по результатам контрольной проверки выполнения предписаний выданных ООО «Комфорт Дом» установлено неисполнение 17 пунктов предписаний, существенно влияющих на прохождение ОЗП:
не проводятся режимно-наладочные испытания и работы тепловых сетей на территории завода для теплоснабжения посёлка;
не проведено техническое освидетельствование строительных конструкций здания котельной с привлечением специализированной организации;
в установленные сроки не проведены гидравлические испытания тепловых сетей после отопительного сезона и на максимальную температуру теплоносителя;
баки-аккумуляторы горячей воды (далее БАГВ) котельной не обвалованы по периметру бакового хозяйства, конструкции БАГВ в установленные сроки не подвергаются периодической технической диагностике и ежегодной проверке на плотность и прочность;
в установленные сроки (один раз в 3 года) не проводится ревизия водоподготовительного оборудования и его наладка, тепло-химические испытания паровых и водогрейных котлов и наладка их водно-химических режимов.
Повторные проверки готовности к отопительному периоду г.о. Самара Средне- Поволжским управлением Ростехнадзора проводились согласно требований п.12 Правил № 103, на основании уведомлений об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности, направленного в адрес Управления Администрацией г.о. Самара.
В январе 2020 года администрация г.о. Самара повторно обратилась в Управление с уведомлением об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов.
Управлением в период с 30.01.2020 г. по 05.02.2020 г. была проведена повторная оценка готовности к отопительному сезону г.о. Самара.
По результатам повторной оценки готовности к отопительному сезону среди прочего было установлено, что ООО «Комфорт Дом» устранил все ранее выявленные нарушения, что подтверждается актом проверки выполнения предписания от 23.12.2019 г. №.
Однако 26.12.2019 г. договор аренды котельной с ООО «Комфорт Дом» был собственником расторгнут и заключен новый договор с ООО «Нефтегаз».
Так же, проверкой было установлено, что по состоянию на 05.02.2020 г. комиссией муниципального образования не проведена оценка готовности к отопительному сезону теплоснабжающей организации эксплуатирующую котельную СЗ «Электрощит» - ООО «Нефтегаз».
По результатам проверки Администрации г.о. Самара был выдан акт о неготовности к отопительному сезону 2019-2020 г. с приложением к нему перечня замечаний.
В марте 2020 г. администрация г.о. Самара в очередной раз обратилась в Управление с уведомлением об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов.
Управлением в период с 02.03.2020 г. по 05.03.2020 г. была проведена повторная оценка готовности к отопительному сезону г.о. Самара.
По результатам проверки установлено, что комиссией муниципального образования так и не была проведена оценка готовности к отопительному сезону ООО «Нефтегаз».
Администрации г.о. Самара выдан повторный акт с выводом комиссии о неготовности к отопительному сезону 2019-2020 годов и Перечень замечаний к акту оценки готовности к отопительному периоду со сроком устранения до 01.05.2020 г.
Требованиями п.п. 4 п. 18 Правил № 103 установлено, что в целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом, т.е. комиссией Средне-Поволжского управления Ростехнадзора, должны быть проверены, среди прочего, выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.
В ходе проведения повторной проверки было установлено, что Комиссией муниципального образования не проведена оценка готовности к отопительному периоду теплоснабжающей организации - ООО «Нефтегаз», начиная с 26.12.2019 г. эксплуатирующей котельную, принадлежащую ЗАО «Электрощит»-ТМ Самара» и которая осуществляет теплоснабжение населения и социально-значимых объектов п. Красная Глинка, Красноглинского района г.о. Самара.
В соответствии с требованиями п. 2 Правил № 103, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
При проверке уполномоченными органами проверяется выполнение требований, требований по готовности установленные Правилами № 103.
Проверка выполнения теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требований, установленных Правилами № 103, осуществляется комиссиями на предмет соблюдения соответствующих обязательных требований, установленных техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения.
В случае отсутствия обязательных требований технических регламентов или иных нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения в отношении требований, установленных Правилами № 103, комиссии осуществляют проверку соблюдения локальных актов организаций, подлежащих проверке, регулирующих порядок подготовки к отопительному периоду.
В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводят осмотр объектов проверки.
Проверка готовности к отопительному периоду ООО «Нефтегаз» комиссией муниципального образования не проводилась, акт проверки в комиссию Средне-Поволжского управления Ростехнадзора в период до 05.03.2020 г. представлен не был.
Комиссия Средне-Поволжского управления Ростехнадзора не уполномочена проводить проверку готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций- и соответственно, не имеет полномочий самостоятельно делать выводы о готовности или не готовности к отопительному периоду той или иной организации, с учетом как технических, так и организационных аспектов её готовности к отопительному периоду.
Вывод Администрации г.о. Самара о том, что параметры готовности оборудования к отопительному сезону 2019-2020 годов не изменились, в связи со сменой арендатора, следует признать неверным по следующим основаниям.
В целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций выполнение ряда требований указанных в п. 13 Правил № 103.
Среди указанных требований содержатся требования, как к техническим аспектам, так и к организационным, например:
подп. 5 п. 13 Правил требуется проверить функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно:
укомплектованность указанных служб персоналом;
обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения;
подп. 11 п. 13 Правил, среди прочего, требуется проверить наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей;
наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления;
наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива и т.п.
Следует отметить, что согласно требований Правил комиссией муниципального образования должен быть проверен не только факт наличия или отсутствия не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти, но и соблюдение других, в том числе и организационных, требований, установленных нормативными правовыми актами.
Соответственно, только на основании всестороннего и полного анализа всех факторов влияющих на прохождение отопительного периода можно делать вывод о готовности организац����������?�?�?�?�?�?�
Кроме того, в силу п. 6, 7 ч. 2 ст. 218 КАС РФ, в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а так же нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие).
Из заявления Администрации г.о. Самара неясно, какие именно права и законные интересы, по мнению истца, были нарушены действиями Управления, в том числе каким нормативным правовым актам, их положениям не соответствует оспариваемое действие Управления.
Указвают, что невыдача паспорта готовности к отопительному сезону не несет за собой, каких либо установленных Законом, правовых последствий. Обратного суду не представлено.
Управлением, по результатам оценки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов на Администрацию г.о. Самара административных, или каких либо других мер ответственности не накладывалось.
Вместе с тем, Управлением не создавалось препятствий для проведения комиссией муниципального образования проверки готовности к отопительному сезону ООО «Нефтегаз» и, по её результатам, повторного обращения в комиссию Управления для проведения повторной проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов г.о. Самара.
Полагат, что уполномоченная комиссия Управления, подписывая и выдавая оспариваемый акт от 05.03.2020 г. № о повторной оценке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов, права и законные интересы административного истца не затронуло, и тем более не нарушило.
Заинтересованное лицо по делу заместитель начальника отдела Средне - Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Аксенова А.В. с исковыми требованиями не согласился, указал, что действия административного ответчика законы и обоснованы.
Суд, выслушав стороны, обозрев материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.