Судья Кудряшов А.В. (дело № 2а-2735/2019) Дело 33а-244/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 января 2020 г. г. Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Ивановой О.А.,
судей: Туникене М.В., Штейнле А.Л.,
при секретаре: Гуляевой И.А.,
с участием прокурора Павленко Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании по докладу судьи Ивановой О.А. административное дело по апелляционным жалобам Администрации г. Смоленска и ООО «Гражданстрой» на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 29 октября 2019 г., которым постановлено:
«Признать недействующим с даты вступления настоящего судебного решения в законную силу постановление Администрации г. Смоленска от 8 июля 2014 г. № 1223-адм «Об утверждении проекта планировки территории общественно-жилого центра (ЮГ-III) в городе Смоленске» в части утверждения проекта планировки в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
Взыскать с Администрации г. Смоленска в пользу Кульчицкой Лилии Владимировны 300 руб. в возврат оплаченной при подаче административного иска государственной пошлины.
Сообщение о настоящем судебном решении в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в Смоленской областной общественно-политической газете «Рабочий путь»»,
установила:
Кульчицкая Л.В. обратилась в суд с административным иском о признании недействующим постановления Администрации г. Смоленска от 08.07.2014 № 1223-адм «Об утверждении проекта планировки территории общественно-жилого центра (ЮГ-III) в городе Смоленске» в части утверждения этого проекта планировки в отношении принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, указав, что установленные оспариваемым нормативным актом красные линии проходят по указанному участку, разделяя его на несколько частей, и фактически изменяя границы установленных органом местного самоуправления функциональных и территориальных зон, что противоречит Генеральному плану г. Смоленска, в соответствии с которым участок находится в пределах функциональной зоны застройки многоэтажными жилыми домами, Правилам землепользования и застройки г. Смоленска, согласно которым земельный участок полностью располагается в пределах территориальной зоны Ж3, и нарушает права административного истца, не имеющего возможности осваивать участок в целях, предусмотренных регламентом названной территориальной зоны, создавая правовую неопределенность судьбы этого земельного участка, находящегося в частной собственности и планируемого к использованию в публичных интересах.
Представители административного истца Яценко О.В. и Галицкая Н.С. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель Администрации г. Смоленска Колосова С.Ю. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представители заинтересованных лиц ООО «Гражданстрой» Фомин А.В. и Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Чужайкина Е.Л. также возражали против удовлетворения требований Кульчицкой Л.В.
Помощник прокурора Ленинского района г. Смоленска Юрченко А.А. полагала, что имеется достаточно оснований для удовлетворения заявленных требований.
Ленинским районным судом г. Смоленска 29.10.2019 постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше, с которым не согласились ООО «Гражданстрой» и Администрация г. Смоленска по доводам соответствующих апелляционных жалоб.
Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений относительно таковых, проверив решение, судебная коллегия не усматривает предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований к его отмене или изменению.
Удовлетворяя требования Кульчицкой Л.В., суд исходил из того, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки г. Смоленска устанавливают иное проектное предложение по проектируемой в проекте планировки улице, исключающее прохождение последней по участку административного истца, таким образом, постановление Администрации г. Смоленска от 08.07.2014 № 1223-адм «Об утверждении проекта планировки территории общественно-жилого центра (ЮГ-III) в городе Смоленске» в части утверждения проекта планировки в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> противоречит Генеральному плану г. Смоленска и Правилам землепользования и застройки г. Смоленска, в связи с чем, подлежит признанию недействующим в соответствующей части.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, правильно оцененными судом по правилам ст. 84 КАС РФ, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Так, из материалов дела следует, что Кульчицкая Л.В. на основании договора купли-продажи от 18.06.2010 является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> (категория земель – <данные изъяты>), расположенного по адресу: г... и поставленного на государственный кадастровый учет 13.01.2009.
Постановлением Главы г. Смоленска от 12.05.2014 № 10 (опубликовано в официальном издании «Смоленский городские известия» от 16.05.2014 № 6 (103)) на 17.06.2014 были назначены публичные слушания по проекту планировки территории общественно-жилого центра (ЮГ-III) в г. Смоленске (свободная от застройки зона), по результатам проведения которых большинство участников слушаний проголосовали за утверждение названного проекта.
Постановлением Администрации г. Смоленска от 08.07.2014 № 1223-адм в целях обеспечения градостроительного развития подлежащих застройке территорий в г. Смоленске утвержден указанный выше проект планировки вышепоименованной территории в составе соответствующих чертежей межевания и Положения о размещении объектов капитального строительства, характеристик планируемого развития территорий и систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения территории (ЮГ-III) в г. Смоленске.
Данное постановление опубликовано 15.07.2014 в Смоленской областной общественно-политической газете «Рабочий путь».
Вышеназванный проект планировки территории предполагал застройку проектируемой территории жилыми домами проекта повторного применения, которые представлены 5-17- этажными зданиями повышенной комфортности с устройством в некоторых домах встроенных помещений социально-гарантированного обслуживания. Проектом предусматривается размещение на отведенной территории размещение 12 кварталов многоэтажной застройки, в которых предполагается строительство отдельных подземных паркингов. Основным планировочным мероприятием является расширение Киевского шоссе и строительство магистрали районного значения, а также жилых и второстепенных улиц и проездов. Общегородские магистрали запроектированы в красных линиях.
12.03.2015 Кульчинская Л.В. обратилась в Администрацию г. Смоленска с заявлением о выдаче градостроительного плана принадлежащего ей участка, которое было удовлетворено путем выдачи 03.06.2015 соответствующего градостроительного плана.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 01.12.2015, принятым по иску Кульчицкой Л.В., действия Администрации г. Смоленска при оказании последней муниципальной услуги по оформлению градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> признаны незаконными (в частности, чертеж участка не соответствует Правилам землепользования и застройки г. Смоленска) с возложением на орган местного самоуправления обязанности по выдаче заявителю нового градостроительного плана указанного участка по установленной законом форме.
Оставляя указанное решение Арбитражного суда Смоленской области без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г. Смоленска на этот судебный акт – без удовлетворения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 19.05.2016 указал на противоречие проекта планировки территории общественно-жилого центра (ЮГ-III) в городе Смоленске Правилам землепользования и застройки г. Смоленска.
В соответствии с Генеральным планом г. Смоленска, утвержденным решением Смоленского городского Совета от 22.09.1998 №260 (ред. от 22.12.2009, с изм. от 28.02.2018), в котором красные линии застройки не определены, упомянутый выше земельный участок располагается в пределах 2-х функциональных зон - зоны застройки многоэтажными жилыми домами и зоны жилой застройки смешанной этажности, а согласно Правилам землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденным решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 № 490 (ред. от 11.12.2017, с изм. от 29.06.2018) - в пределах территориальной зоны ЖЗ (Зона застройки многоэтажными жилыми домами от 5 этажей и выше с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры).
Согласно входящему в состав проекта планировки территории общественно-жилого центра (Юг-III) в городе Смоленске чертежу межевания (Границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального и местного значения) земельный участок с кадастровым номером 67:27:0031292:2 расположен в границах 2-х функциональных зон (терминология, используемая в чертеже): 1) земельные участки размещения объектов транспортной инфраструктуры (обозначен красными линиями); 2) земельные участки размещения подземных автостоянок (формируемые земельные участки № 48 и № 49). При этом по данному участку проходят красные линии и запроектирована улица № 3, которая согласно Положению о размещении объектов капитального строительства, характеристик планируемого развития территорий и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения территории общественно-жилого центра (Юг-Ш) в городе Смоленске определена в качестве магистральной улицы общегородского значения (п.2 раздела «Проектные решения»).
13.10.2016 Департаментом Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Главе г. Смоленска выдано предписание об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в котором указано на противоречие проекта планировки территории общественно-жилого центра (Юг-III) в городе Смоленске Генеральному плану г. Смоленска и Правилам землепользования и застройки г. Смоленска в части, касающейся включения названным проектом земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в 2 зоны.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и объяснений представителей Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Администрации г. Смоленска, данное предписание органом местного самоуправления исполнено не было, ввиду последующего признания Департаментом соответствия проекта планировки территории общественно-жилого центра (Юг-III) в городе Смоленске Генеральному плану г. Смоленска и Правилам землепользования и застройки г. Смоленска в соответствующей части.
В соответствии с ч.ч. 7 - 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 4 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ).
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в ч. 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в ч.ч. 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в ч. 5.1 настоящей статьи (ч. 5 ст. 45 ГрК РФ).
В силу ч. 5 ст. 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, ГрК РФ предусмотрел проведение публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (определения Конституционного суда РФ от 15.07.2010 № 931-О-О, 25.02.2016 № 242-О, 06.11.2003 № 387-О).
По смыслу п. 12 ст. 85 ЗК РФ, п.п. 11 и 12 ст. 1 ГрК РФ и ст. 209 ГК РФ земельные участки, на которых расположены элементы улично-дорожной сети, относятся к землям общего пользования.
Территориальное планирование (планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения - ст.1 ГрК РФ) направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования (в частности, генеральный план городского округа) являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (ч.ч. 1, 3 ст. 9, ст. 18 ГрК РФ).
По смыслу ч. 1 ст. 9 ГрК РФ карты, входящие в состав документации по планировке, отображают не только фактическое, но и перспективное использование территории.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется, в частности, путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
В свою очередь, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных генеральными планами городских округов функциональных зон.
Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории. При этом проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных ч.5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (ч.ч. 1, 4, 6 ст.41, ч. 1 ст. 41.1 ГрК РФ).
На основании ч.ч. 1, 3 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления.
Системный анализ приведенных выше норм градостроительного законодательства в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что документы по планировке территории разрабатываются на основе положений генерального плана и правил землепользования и застройки муниципальных образований и не могут им противоречить.
Проект планировки территории подготавливается для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (ч. 1 ст. 42 ГрК РФ).
Согласно п. 1 ч. З ст. 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает, в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии, а также границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры.
Подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа (ч. 1 ст. 23 ГрК РФ).
Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа (ч. 2 ст. 23 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 23 ГрК РФ генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Частью 3 ст. 9, ч.ч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)).
В статье 1 ГрК РФ указано, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно Генеральному плану г. Смоленска в непосредственной близости от участка административной истицы предусмотрено строительство магистральной улицы, включающей автомобильную дорогу общего пользования, что также предусмотрено Правилами землепользования и застройки г. Смоленска, в соответствии с которыми названная дорога не проходит по данному участку земли, прилегая к нему.
Вместе с тем, на основании проекта планировки территории общественно-жилого центра (Юг-III) в городе Смоленске земельный участок с кадастровым номером 67:27:0031292:2 своей большей частью расположен в границах красных линий магистральной улицы общегородского значения.
Доводы апелляционных жалоб, по сути, повторяют правовую и процессуальную позицию административного ответчика и заинтересованного лица в суде первой инстанции; не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических данных, и при этом не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Несогласие административного ответчика и заинтересованного лица с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Иных доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, в апелляционных жалобах заявителями не приводится; такие основания, предусмотренные ст. 310 КАС РФ, по материалам административного дела также не установлены. У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ,
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 29 октября 2019 г. оставить без изменения, а апелляционные жалобы Администрации г. Смоленска и ООО «Гражданстрой» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: