Дело № 2-184/2021
УИД 24RS0047-01-2021-000219-20
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гп. Северо-Енисейский 6 сентября 2021 года
Северо-Енисейский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего - исполняющего обязанности судьи Северо-Енисейского районного суда Красноярского края Литвинова О.А.
при секретаре Сизовой Н.П.,
с участием: помощника прокурора Северо-Енисейского района Марудина Н.А.,
представителя ответчика администрации Северо-Енисейского района Беленя Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Северо-Енисейского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад № 1» о возложении обязанности принять меры по обеспечению охраны объекта
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Северо-Енисейского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Северо-Енисейский детский сад № 1» с требованием обязать ответчика обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Северо-Енисейского района в ноябре 2020 года в данном образовательном учреждении, имеющим третью категорию опасности, была проведена проверка законодательства о противодействии терроризму. В ходе проверки установлены нарушения, в том числе пп. «б» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов – учреждение не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны. При дополнительной проверке прокуратурой района 14.05.2021 установлено, что это ранее выявленное нарушение не устранено. Охрану образовательного учреждения осуществляют работники, не имеющие специальных средств защиты, навыков и подготовки по предупреждению преступных посягательств, которые в чрезвычайной ситуации не смогут противостоять проникновению в здание злоумышленников, оказать им сопротивление и принять меры административного принуждения.
Определением суда от 28.07.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство образования Красноярского края.
Определением суда от 17.08.2021 администрация Северо-Енисейского района и управление образования администрации Северо-Енисейского района исключены из числа третьих лиц и привлечены к участию в деле в качестве соответчиков.
В судебном заседании помощник прокурора Северо-Енисейского района Марудин Н.А. поддержал заявленные требования по изложенным в исковом заявлении основаниям. Дополнительно пояснил, что со стороны ответчиков имеет место бездействие, так как охранная фирма, от который было коммерческое предложение, не прошла конкурсную процедуру, не определены источники финансирования охранных мероприятий.
Представитель ответчика – заведующий МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад № 1» (МБДОУ №1) Ташова Т.Н. просила рассмотреть иск прокурора в её отсутствие. В письменном отзыве указала, что в целях исполнения требований п. 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" Управлением образования Северо-Енисейского района в филиал ФГУП «Охрана» Росгвардии по Красноярскому краю отдел г. Лесосибирска был направлен запрос от 25.11.2020 № 2452 о направлении коммерческого предложения по охране образовательных объектов Северо-Енисейского района. Согласно поступившему ответу от 27.11.2020 № 25/333 отдел г.Лесосибирска филиал ФГУП «Охрана» Росгвардии по Красноярскому краю не имеет возможности выставления постов охраны в образовательной организации с физическим постоянным присутствием в связи с удаленностью объекта. В связи с этим, на сегодняшний день обеспечить физическую охрану образовательных организаций силами охранных организаций не предоставляется возможным. На сегодняшний день, охрана осуществляется следующим образом: в ночное время с 20.00 до 08.00 следующего дня силами сотрудников учреждений (сторожами); в дневное время, согласно утвержденному графику контрольно-пропускного режима, с 07.00-8.15 (время приема-передачи детей) пропускной режим на входе в здание осуществляется ответственными лицами, либо лицами их замещающими. С 08.15 до 16.00 вход в детский сад закрыт. С 16.00-19.00 (время приема-передачи детей) согласно графику пропускной режим на входе в здание осуществляется ответственными лицами, либо лицами их замещающими. Вышеуказанные сотрудники ежеквартально проходят инструктаж о порядке и действиях в кризисных и чрезвычайных ситуациях, инструктаж то пропускному и внутриобъектовому режимам, инструктаж о действиях персонала в случае угрозы совершения, или совершения террористическою акта, а также ежеквартально проводятся тренировки по практической отработке действий сотрудников при различных чрезвычайных ситуациях. Кроме этого, здание МБДОУ №1 оснащено системами видеонаблюдения, видеоизображения в онлайн режиме. Зона охвата видеонаблюдения-круговой обзор по периметру здания образовательных учреждений и обзор помещений общего пользования. Также, имеется тревожно-вызывная сигнализация, кнопка экстренною вызова наряда полиции, здания оборудованы телефонной связью и автоматическому определению номера. Для обеспечения антитеррористической защищенности привлекаются следующие организации: ОБО по г.Лесосибирску-филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому», ОМВД России по Северо-Енисейскому УФСБ России по Красноярскому краю. В соответствии с подпунктом «е» пункта 11 Постановления Правительства № 1006, комиссией по обследованию и категорированию объекта (территории) в 2019 году был составлен акт обследования и категорирования объекта (территории) МБДОУ №1, а также определен перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом. Согласно данному перечню, мероприятия по обеспечению антитеррористической безопасности в части принятия мер к обеспечению охраны объекта, планируются к исполнению в течение 2021 года. На сегодняшний день рассмотрено коммерческое предложение специализированной организации ООО «Охранная ФИРМА ЯГУАР» от 14.05.2021, а также ведется работа определению источников финансирования вышеуказанных мероприятий, в частности, Управление образования взаимодействует с Министерством образования Красноярского края в направления писем о возможности выделения средств субвенций с приложением расчетов (письмо от 14,05.2021 № 993, от 03.06.2021 № 1438). Таким образом, бездействия МБДОУ №1 при решении вопросов обеспечения безопасности, в том числе антитеррористической защищенности не допущено. Кроме того, в исковом заявлении не учтены вопросы, связанные с определением источника финансирования договоров оказания услуг частных охранных организаций вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной, охраны Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Указанные расходы не предусмотрены ни в сметах расходов школ, ни в бюджетной смете учредителя - Управления образования администрации Северо-Енисейского района. При этом удельный вес расходов, связанных с оплатой труда учителей, организацией учебного процесса, финансируется за счет средств краевого бюджета. На основании вышеизложенного, учитывая, что МБДОУ №1 принимаются меры по реализации требований законодательства в части обеспечения физической охраны объекта, просили в удовлетворении исковых требований прокурора Северо-Енисейского района отказать в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Северо-Енисейского района Беленя Е.В. в судебном заседании иск прокурора не признала. В письменном отзыве и дополнении к нему изложены доводы, аналогичные вышеприведенным возражениям заведующей детским садом. Дополнительно указано на то, что МБДОУ № 1 принимаются меры по реализации требований законодательства в части обеспечения охраны объекта, а учитывая срок выполнения таких мероприятий, установленный в паспорте безопасности, согласованный с надзорными органами, а именно – 2021 год, просила в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.
Представитель ответчика управления образования администрации Северо-Енисейского района, а также представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства образования Красноярского края, не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 41 Федерального закона "Об образовании в РФ", охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
С учетом Федерального закона "О противодействии терроризму", под местами массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.
На основании п. 4. ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на образовательную организацию - МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад № 1».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Северо-Енисейский детский сад № 1» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, может от своего имени приобретать права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; имеет печать, штамп и бланк со своим наименованием, может иметь иные средства индивидуализации (п. 1.6 Устава). Основной вид деятельности - образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (п. 1.1 Устава). В соответствии с п.п. 1.4 Устава образовательного учреждения его учредителем является муниципальное образование Северо-Енисейский район Красноярского края, полномочия которого осуществляет Управление образования Северо-Енисейского района.
Сведения об образовательном учреждении в ЕГРЮЛ внесены 29.12.2016, что подтверждается соответствующей выпиской. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс, план финансово-хозяйственной деятельности, лицевые счета.
Источниками формирования финансовых ресурсов Учреждения являются: бюджетные средства, выделяемые в виде субсидий на финансовое обеспечение муниципального задания, на оказание муниципальных услуг; средства, выделяемые в виде субсидий на иные цели; внебюджетные источники; другие источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации (п. 5.2 Устава).
Пунктом 25 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006, предусмотрено в отношении объектов (территорий) тождественных рассматриваемому по категории опасности, дополнительно к иным мероприятиям, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт "б" пункта 25 приведенных требований).
Пунктом 32 Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Из чего следует, что Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
Согласно паспорту безопасности МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад № 1», утвержденному 31.12.2019, учреждению присвоена 3 категория опасности.
В ноябре 2020 года в данном образовательном учреждении прокуратурой была проведена проверка законодательства о противодействии терроризму. В ходе проверки установлены нарушения, в том числе пп. «б» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов – учреждение не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны. При дополнительной проверке прокуратурой района 14.05.2021 установлено, что это ранее выявленное нарушение не устранено. Охрану образовательного учреждения осуществляют работники, не имеющие специальных средств защиты, навыков и подготовки по предупреждению преступных посягательств, которые в чрезвычайной ситуации не смогут противостоять проникновению в здание злоумышленников, оказать им сопротивление и принять меры административного принуждения.
Анализируя содержание Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 г. N 1006, суд приходит к выводу о необходимости физического присутствия сотрудников охранных организаций в зданиях образовательных учреждений. Иные, не требующие физического присутствия сотрудников охранных организаций мероприятия, указаны в п. 24 указанного Постановления, а мероприятия, указанные в п. 25 данного Постановления, являются дополнительными; необходимость их осуществления обусловлена особым статусом образовательных учреждений и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности.
При этом в силу п. 17 Постановления антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Применительно к детским садам и школам указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данных учреждений, чем и обусловлено включение в Постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 N 1006 подп. "б" п. 25, признающего такое присутствие обязательным.
Из материалов дела видно, что дошкольным образовательным учреждением рассмотрено коммерческое предложение специализированной организации ООО «Охранная ФИРМА ЯГУАР» от 14.05.2021, а также ведется работа по определению источников финансирования мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности, в частности, Управление образования направило в Министерство образования Красноярского края письма о возможности выделения средств субвенций с приложением расчетов (письмо от 14.05.2021 № 993, от 03.06.2021 № 1438).
Однако до настоящего времени конкретных результатов указанной переписки суду не представлено, соответствующие договоры не заключены, не определены источники финансирования, то есть реальных и эффективных действий для выполнения требований законодательства в части надлежащей охраны образовательного учреждения не предпринято. Никаких гарантий добровольного исполнения представления прокурора в 2021 году из материалов не усматривается, следовательно исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Северо-Енисейского района Красноярского края удовлетворить.
Обязать МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад № 1» принять меры к обеспечению охраны объекта (территории), расположенного по адресу: Красноярский край, гп. Северо-Енисейский, ул. Карла Маркса, 24, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Северо-Енисейский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий О.А. Литвинов
Мотивированное решение составлено 06.09.2021.