Гр.дело № 2-488/2021
68RS0010-01-2021-000835-03
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кирсанов 09 сентября 2021 года
Кирсановский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Королевой Н.Б.,
при секретаре Черкасове С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волосатовой А.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кирсанове Тамбовской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
Волосатова А.В. обратилась в Кирсановский районный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кирсанове Тамбовской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ-УПФР в г.Кирсанове Тамбовской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью.
Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кирсанове Тамбовской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ №С-1114-1735 ей было отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого 25-летнего стажа на соответствующих видах работ. Данным решением засчитано в специальный стаж 17 лет 07 месяцев 4 дня. Не включены в стаж на соответствующих видах работ периоды: в должности вожатой в СОШ № <адрес>, в том числе учебные отпуска, а также периоды работы в должности учителя географии и организатора детского досуга, в должности учителя географии и заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
Все не включенные периоды трудовой деятельности протекали в средней школе № <адрес>, реорганизованной с ДД.ММ.ГГГГ путем присоединения к МБОУ СОШ № <адрес>.
Считает решение ответчика незаконным по следующим основаниям.
Страховая пенсия по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) согласно п.2 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» утверждаются Правительством РФ.
В силу п.3 и п.4 ст.30 указанного ФЗ, периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы.
На момент ее обращения к ответчику с иском, в действующем Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, должность «вожатая» не поименована. Наименование данной должности не содержится и в ранее действовавших списках от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №.
Включение периода работы в должности пионервожатой в специальный стаж предусматривалось Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии в соответствии с этим положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Данное Положение утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с принятием Постановления Совета Министров – Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений, дополнении и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».
Принимая во внимание вышеизложенное, период работы до ДД.ММ.ГГГГ в должности вожатой в средней школе № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя географии подтверждается трудовой книжкой и приказом от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в приказ № от ДД.ММ.ГГГГ по средней школе № <адрес>».
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она продолжала работать в должности учителя географии, но дополнительно была организатором детского досуга. Данная должность также относится к должностям, деятельность которых связана с образовательным (воспитательным) процессом. Педагогическая нагрузка в должности учителя составляла 17 часов и 0,5 ставки организатора детского досуга.
В период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и учителем географии. Так как ставка завуча составляет 40 часов, 0,5 ставки – 20 часов + 11 часов в качестве учителя географии. Итого 31 час составляла ее еженедельная педагогическая нагрузка за вышеуказанный период.
Таким образом, выполняется условие пунктов 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ».
На основании вышеизложенного, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Просит суд обязать ГУ – УПФ РФ в г. Кирсанове Тамбовской области (межрайонное) включить ей в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости следующие периоды работы:
1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включая учебные отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включая учебные отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с.ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
3) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
4) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ – УПФ РФ в г. Кирсанове Тамбовской области (межрайонное) произвести начисление и выплату досрочной трудовой пенсии, со дня возникновения права на неё.
Истец Волосатова А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме и просила их удовлетворить.
Представители ответчика - Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Кирсанове Тамбовской области (межрайонное) Колотуша М.А. и Щербинина И.В. в судебном заседании исковые требования Волосатовой А.В. не признали. В их удовлетворении просили отказать, по основаниям, указанным в решении об отказе в назначении досрочной пенсии.
Представитель третьего лица - МБОУ СОШ № <адрес> (по доверенности) – Хижаева Д.Л. в судебном заседании пояснила, чтотарификационные списки в МБОУ СОШ № <адрес> за указанные спорные периоды отсутствуют.
Свидетель Свидетель №1 в судебном заседании пояснила, что с Волосатовой А.В. она работала в средней общеобразовательной школе № <адрес>. Волосатова А.В. пришла примерно в 1991 году и проработала до 2008 года в должностях вожатой, учителя и заместителя директора по учебной работе, а также по совместительству организатором детского досуга, причем некоторые должности она совмещала. Норму рабочего времени Волосатова А.В. вырабатывала, поскольку ставка составляла 18 часов педагогической работы в соответствии с приказом и тарификационными списками.
Свидетель ФИО10 в судебном заседании пояснила, что они с Волосатовой А.В. устроились на работу в школу № <адрес> одновременно в 1991 году. Волосатова А.В. работала учителем географии, граждановедения, ОБЖ, природоведения, занимала должность заместителя директора по учебной работе, работала вожатой. Помимо того, что она была преподавателем - предметником, также была организатором детского досуга.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 1 января 2015г. Федеральным законом от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В частности, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 этого федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Абзацем 4 пункта 2 Положения от 17 декабря 1959 г. №1397 о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397, действовавшего в период до 1 октября 1993 года, предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
В соответствии с абзацем 5 пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При этом согласно пункту 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» утратило силу 1 октября 1993 г., в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. 3953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Пунктом 2 данного Постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. №400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.
Так, с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе работа в штатных должностях пионервожатых не стала учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности работы в штатных должностях пионервожатых допускается только при условии осуществления такой работы в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. №1397, то есть до 1 января 1992 г. (как определено подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. №665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397.
Также с 1 января 1992 г. учеба не стала учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Действующее пенсионное законодательство, а также Правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации №781 не предусматривают возможности включения в специальный стаж периода обучения в педагогических учебных заведениях.
Судом установлено, что решением ГУ-УПФ РФ в г.Кирсанове Тамбовской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ №С-1114-1735 Волосатовой А.В. было отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого 25-летнего стажа на соответствующих видах работ. Данным решением засчитано в специальный стаж 17 лет 07 месяцев 04 дня.
Согласно решению не засчитаны в стаж на соответствующих видах работ периоды деятельности:
1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности вожатой в СОШ № <адрес>, в том числе учебные отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности учителя географии в связи с отсутствием штатного расписания за этот период, в том числе учебные отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с.ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
3) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности учителя географии и организатора детского досуга;
4) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности учителя географии и заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
Итого не засчитано в стаж на соответствующих видах работ: 11 лет 8 месяцев 3 дня.
Ранее, решением УПФР в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Волосатовой А.В. также было отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого 25-летнего стажа на соответствующих видах работ. Данным решением засчитано в специальный стаж 14 лет 03 месяца 15 дней, не засчитано – 11 лет 05 месяцев 09 дней.
Согласно трудовой книжке и уточняющей справки, Волосатова (Бугаева) А.В. ДД.ММ.ГГГГ принята на работу на должность вожатой в среднюю школу № <адрес> (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), затем ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность учителя географии и граждановедения (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность заместителя директора по воспитательной работе и оставлена учителем географии (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность учителя географии (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность заместителя директора по воспитательной работе и оставлена учителем географии (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность учителя географии (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ переведена на 0,5 ставки заместителя директора по учебно-воспитательной работе и оставлена учителем географии (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ освобождена от должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно свидетельству о заключении брака II-КС № ФИО11 заключила брак ДД.ММ.ГГГГ, с присвоением ей фамилии «Волосатова».
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, Волосатова А.В. в 2008-2009 учебном году занимала 1 ставку заместителя директора по воспитательной работе и 11 часов учителя, в 2009-2010 учебном году занимала 0,5 ставки заместителя директора по учебно-воспитательной работе и 10,5 часов учителя, в 2010-2011 учебном году занимала 0,5 ставки заместителя директора по учебно-воспитательной работе и 10,5 часов учителя, в 2011-2012 учебном году занимала 0,5 ставки учителя (10 часов) и 0,5 ставки вожатой.
Истец оспаривает решение Пенсионного органа в части отказа во включении указанных в иске периодов.
Вместе с тем, спорные периоды обоснованно не включены в специальный стаж по следующим основаниям.
С 1 января 1992 года Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе работа в штатных должностях пионервожатых не стала учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности работы в штатных должностях пионервожатых допускается только при условии осуществления такой работы в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. №1397, то есть до 1 января 1992 г. (как определено подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. №665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397.
Поскольку до ДД.ММ.ГГГГ педагогического стажа истица не имела, период её работы в должности вожатой в СОШ № <адрес> не подлежит включению в специальный стаж.
Также с ДД.ММ.ГГГГ учеба не стала учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Поскольку действующее пенсионное законодательство, а также Правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № не предусматривают возможности включения в специальный стаж периода обучения в педагогических учебных заведениях, исковые требования Волосатовой А.В. в данной части также не подлежат удовлетворению.
Таким образом, период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности вожатой в СОШ № <адрес>, в том числе учебные отпуска, обоснованно не засчитаны в её специальный стаж.
Действительно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Волосатова А.В. работала в должности учителя географии СОШ № <адрес> (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ и приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений).
Объём её педагогической работы (нагрузки) в должности учителя географии составлял 17 часов, притом что, норма часов на 1 ставку преподавателя 18 часов в неделю.
Каких-либо допустимых доказательств того, что в указанный период работы Волосатова А.В. являлась организатором детского досуга на 0,5 ставки, не представлено. Кроме того, данная должность не предусмотрена Списком от ДД.ММ.ГГГГ № как дающая право на назначение льготной пенсии.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи13 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Согласно части 2 статьи30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В целях реализации положений статьи30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014г. №665).
Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список от 29 октября 2002г. №781).
Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка от 29 октября 2002г. №781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрены должность учителя, а также должность заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а пунктом 1.1 раздела «Наименование учреждений» этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. №781 (далее - Правила от 29 октября 2002г. №781), определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002г. №781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определённых этими правилами.
Особенности исчисления специального стажа руководителей учреждений для детей - директора (начальника, заведующего), а также заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом - установлены пунктом 8 Правил от 29 октября 2002г. №781.
Согласно подпункту «б» пункта 8 Правил от 29 октября 2002г. №781 в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращённой продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа, в частности в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в том числе в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определённой сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идёт о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определённых должностях и в определённых учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Такое право имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в школах всех наименований. Периоды их работы после 1 сентября 2000г. по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 4 Правил от 29 октября 2002г. №781). Работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в школах всех наименований засчитывается в специальный стаж независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы (подпункт «б» пункта 8 Правил от 29 октября 2002г. №781).
Таким образом, Правилами от 29 октября 2002г. №781 определены различные критерии зачёта в специальный стаж лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком от 29 октября 2002г. №781: для учителей - это выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, для заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы - это выполнение работы в указанной должности при нормальной или сокращённой продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.
В силу части 1 статьи333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращённая продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учётом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания её изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи333 Трудового кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003г. №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003г. №191; действовало в спорный период работы истца с 1 сентября 2004г. по 3 августа 2011г., утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011г. №603) педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учётом особенностей их труда была установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к названному постановлению.
Пунктом 2 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003г. №191 норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляла 18 часов в неделю - для учителей 5-11 (12) классов общеобразовательных учреждений.
Аналогичная норма часов педагогической работы за ставку заработной платы учителям учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, предусматривалась и в последующем приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010г.№2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», приказом Министерства образования и науки Российской от 22 декабря 2014г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
Исходя из приведённого правового регулирования периоды работы в должности учителя в общеобразовательных учреждениях - школах всех наименований - засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, - 18 часов в неделю.
Учитывая, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Волосатова А.В. занимала штатную должность учителя географии в средней общеобразовательной школе № <адрес> и выполняла 17 часов преподавательской работы (при этом норма составляет не менее 18 часов в неделю) за ставку заработной платы, то есть, несмотря на то, что она работала в должности и учреждении, поименованных в Списке от ДД.ММ.ГГГГг. №, оснований для включения указанного периода трудовой деятельности в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи30 Федерального закона «О страховых пенсиях», не имеется.
Ссылка истицы на то, что в указанный период она также занимала должность организатора детского досуга, не подтверждается представленными в материалы дела документами.
Работа Волосатовой А.В. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 0,5 ставки являлась для неё дополнительной, выполняемой наряду с основной работой в должности учителя географии в этой же школе.
Вместе с тем, из выписки из лицевого счета застрахованного лица следует, что в указанный период времени норма педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, истицей не выполнялась, что является основанием для отказа во включении спорного периода работы в специальный стаж.
В силу части 1 статьи 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Волосатова А.В. обратилась с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, при этом у неё не возникло право на страховую пенсию по старости как у лица, осуществлявшего педагогическую деятельность (на указанную дату её стаж составлял менее 25 лет), в связи с чем, в настоящее время она не вправе претендовать на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.09.2021.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: