Судья Букин Д.В. Дело 33-34597/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Цуркан Л.С., Филипповой И.В.
при секретаре Иванове Д.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 декабря 2016 года апелляционную жалобу Б. на решение Химкинского городского суда Московской области от 24 августа 2016 года делу по иску Б. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения комиссии об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение, взыскании судебных расходов,
заслушав доклад судьи Немовой Т.А.,
УСТАНОВИЛА:
Б. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда».
В обоснование исковых требований указала, что награждена почетной грамотой Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», является получателем пенсии, в связи с чем имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», в чем ответчиком ей необоснованно отказано.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Решением Химкинского городского суда Московской области от 24.08.2016г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Б. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
В заседание судебной коллегии стороны не явились; о месте, дне и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, учитывая их надлежащее уведомление и отсутствие сведений об уважительных причинах неявки в заседание.
Судебная коллегия, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, оснований к отмене решения суда не усматривает.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», устанавливающего правовые основы предоставления социальной поддержки ветеранов труда, ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (п.1). Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п.4).
В силу п.2 ст.10 названного Федерального закона, п.24 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст.20 и 22 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно ст.85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Федеральный закон «О ветеранах», устанавливающий общие основания присвоения звания "Ветеран труда", относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подп.2 п.1 ст.7). Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с п.4 ст.7 этого Федерального закона определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки (определения от 17 декабря 2009 года №1588-О-О, от 17 июня 2010 года №763-О-О и от 21 апреля 2011 года №544-О-О).
Пункт 1 ст.1 Закона Московской области от 23 марта 2006 года №36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» устанавливает меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий, подпадающих под действие Федерального закона «О ветеранах».
Согласно п.4 ст.3 настоящего Закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» устанавливаются Правительством Московской области.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства Московской области от 11 июля 2006 года №655/26 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, имеющим место жительства в Московской области» звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости или за выслугу лет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для целей настоящего постановления к ведомственным знакам отличия в труде относятся награды, решения о награждении которыми были приняты руководством федеральных органов государственной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, органов государственной власти и управления СССР и РСФСР, судов и органов прокуратуры СССР и РСФСР.
Пунктом 1 ст.2 Федерального закона от 1 декабря 2007 года №317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» установлено, что Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» наделена полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное управление использованием атомной энергии.
На основании ч.16 ст.3 указанного закона Корпорация имеет право учреждать в установленном порядке эмблему Корпорации, знаки отличия и награждать ими работников Корпорации, организаций Корпорации и иных организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии.
Таким образом, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» является органом управления отраслью (ведомством) по использованию атомной энергии, равнозначной в своих правах и функциях с федеральными министерствами.
Госкорпорацией «Росатом» издан приказ от 3 июня 2014 года №1/18-НПА «О ведомственном знаке отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности», которым установлены аналогичные с приказом Федерального агентства по атомной энергии от 6 апреля 2005 года №174 условия награждения знаком «Ветеран атомной энергетики и промышленности». Приказ Корпорации зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 25 августа 2014 года №33843, официально опубликован в «Российской газете» 24 сентября 2014 года №217.
Согласно Общероссийскому классификатору информации о населении ОК 018-95, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 года №412, знак отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности» Министерства Российской Федерации по атомной энергии (ОКИН 7120) и знак отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности» Федерального агентства по атомной энергии (ОКИН 7121) являются ведомственными.
Разбирательством дела установлено, что 18.02.2016г. истица обратилась в Протвинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», представив сведения о награждении почетной грамотой Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» на основании приказа Госкорпорации «Росатом» №1/630-лс от 8 декабря 2015 года.
Решением комиссии по присвоению звания «Ветеран труда» гражданам, имеющим место жительства в Московской области, от 14.03 2016 года в присвоении звания «Ветеран труда» отказано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что правовым основанием для присвоения звания «Ветеран труда» является награждение лица, претендующего на такое звание, ведомственным знаком отличия органа государственной власти за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд.
Почетная грамота Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», которой награждена Б., не может быть отнесена к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда», являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда» на основании ст.7 Федерального закона «О ветеранах».
Доводы истца о том, что почетная грамота Корпорации перечислена в системе наград приказа Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 14 февраля 2013 года №1/144-П «Об утверждении единой наградной политики Госкорпорации «Росатом» и ее организаций» обоснованно признаны судом несостоятельными.
Отнесение указанным приказом почетной грамоты Корпорации к числу поощрений не дает оснований для признания грамоты ведомственным знаком отличия. Ведомственным знаком отличия в труде в соответствии с приказом Госкорпорации «Росатом» от 3 июня 2014 года №1/18-НПА является знак «Ветеран атомной энергетики и промышленности».
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для присвоения Б. звания «Ветеран труда».
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами.
Изложенные в апелляционной жалобы доводы аналогичны правовой позиции истицы, изложенной в суде первой инстанции, и не содержат правовых оснований, являющихся в силу ст.330 ГПК РФ основанием для отмены постановленного решения. Доводы истицы судом первой инстанции проверены и в решении им дана верная правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается и оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Химкинского городского суда Московской области от 24 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи