Решение по делу № 2-1429/2013 (2-7506/2012;) ~ М-5500/2012 от 10.12.2012

                           Гражданское дело

Копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    <адрес>                                                                                                  ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Шабалиной Н.В.,

при секретаре Семенищевой К.В.,

с участием представителя процессуального истца Тельпяковой О.С.,

представителя ответчика Леюшкиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Министерству культуры <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Министерству культуры <адрес> о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности выдать собственнику паспорт объекта культурного наследия – «<данные изъяты>.», расположенного по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Свои требования мотивировал следующим. Объект недвижимости, расположенный по адресу <адрес> является объектов культурного наследия регионального значения – «<данные изъяты>.», внесен в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на основании решения исполнительного комитета <адрес>вого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ . Здание находится в муниципальной собственности (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, серии <адрес>). Согласно закона, собственник несет бремя по содержанию объекта культурного наследия, с учетом требований федерального закона. В соответствии с Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия…»на объект культурного наследия, включенного в реестр, выдается паспорт объекта культурного наследия, форма паспорта утверждена приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которых располагается объект наследия. Таким образом, Министерством культуры <адрес> не выполнены требования Закона об охране объектов культурного наследия в части оформления паспорта. Указанным бездействием Министерства нарушены права неопределенного круга лиц на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа российской Федерации. Ответчиком до сих пор не приняты мер к изготовлению паспорта объекта культурного наследия – «<данные изъяты>.», расположенного по адресу: <адрес>. Указанным бездействием Министерства нарушаются права неопределенного круга лиц.

С учетом уточнений, просит признать незаконным бездействие Министерства <адрес> в части не изготовления паспорта объекта культурного наследия - «<данные изъяты>.», расположенного по адресу: <адрес>, обязать Министерство культуры <адрес> оформить паспорт объекта культурного наследия - «<данные изъяты>.», расположенного по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Тельпякова О.С. полностью поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Министерства культуры <адрес> – Леюшкина С.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ с требованиями прокурора не согласилась в полном объеме, представила суду письменный отзыв. В обоснование своих возражений указала, что здание, расположенное по адресу: <адрес> народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ принято на государственную охрану как памятник местного значения «<данные изъяты>.». В соответствии с п.3 ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ указанное здание отнесено к объектам культурного наследия регионального значения. В соответствии с п.1 ст. 21 Закона №73-ФЗ на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В паспорте указывает предмет охраны, наименование, дата и номер решения органа государственной власти об утверждении границ территории объекта культурного наследия, описание границ, географическое отображение границ. В рамках заключенных между Министерством культуры <адрес> и федеральным государственным унитарным предприятием «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – федеральное бюро технической инвентаризации» заключены государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ получены сведения о предмете охраны, границах территории объекта культурного наследия по адресу: <адрес>. В настоящее время необходима регистрация объекта культурного наследия в реестре. Регистрация осуществляется Министерством культуры РФ. На основании решения Министерства культуры РФ о регистрации объекта культурного наследия в реестре будет оформлен паспорт объекта культурного наследия. Не изготовление Министерством культуры работ до настоящего времени паспорта объекта культурного наследия обусловлено сроками сбора сведений, необходимых для оформления разделов паспорта, следовательно, не является бездействием.

Представитель третьего лица Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, в зал суда не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

При таких обстоятельствах, в силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные суду доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Из смысла действующего законодательства следует, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В силу ст. 6 названного закона, под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Положения частей 3 и 4 статьи 13 Федерального закона № 73-ФЗ предусматривают, что финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия за счет средств, получаемых от использования находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и (или) выявленных объектов культурного наследия, осуществляется в порядке, определенном законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Субъекты Российской Федерации вправе за счет средств своих бюджетов принимать участие в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.

    В соответствии со ст. 15 названного закона в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.

    Частями 1 и 2 статьи 21 Закона № 73-ФЗ предусмотрено, что на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.

Форма паспорта объекта культурного наследия утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которых располагается объект археологического наследия.

    Согласно Приказу Росохранкультуры от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению паспорта культурного наследия» паспорт объекта культурного наследия (далее - паспорт) является основным учетным документом на объект культурного наследия, в который внесены сведения, содержащиеся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр).

    В соответствии с приказом Министерства культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 1055 «Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия» в паспорт объекта культурного наследия вносится наименование, дата и номер решения органа государственной власти об утверждении границ территории объекта культурного наследия, описание границ территории объекта культурного наследия, географическое отображение границ объекта культурного наследия.

В преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» закреплено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу ч.1 названного Закона предметами регулирования настоящего Федерального закона являются, в том числе особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества.

    Согласно ст.48 Закона №73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

    Как следует из Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об утверждении Положения о министерстве культуры <адрес> и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства культуры <адрес>», Министерство культуры <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, <адрес>, законов края, правовых актов <адрес> и <адрес> осуществляет, в том числе государственный контроль в областях музейного дела, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

    В силу указанного Положения (пункт 3.7), задачами Министерства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, являются, в частности: осуществление работ по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и рекомендуемых для включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; осуществление государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в установленном порядке; согласование проектирования и проведения работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия; осуществление контроля за состоянием объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия и проведение один раз в пять лет обследования состояния и фотофиксации объектов культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, включенных в реестр, в целях разработки ежегодных и долгосрочных программ сохранения данных объектов культурного наследия; оформление охранных обязательств собственника и пользователя объектов культурного наследия в установленном порядке; организация разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия в установленном порядке; организация проведения историко-культурной экспертизы в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти края или органа местного самоуправления; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности и другие.

Из материалов дела следует, что здание, расположенное по <адрес> в <адрес>, является объектом культурного наследия «Дом ксендза, 1910 г.» и подлежит государственной охране на основании решения исполнительного комитета <адрес>вого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ . В соответствии с п.3 ст.64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», указанное здание отнесено к объектам культурного наследия регионального значения.

Паспорт объекта культурного наследия, установленной на сегодняшний день, формы, на указанный объект отсутствует, что не отрицается ответчиком.

Исходя из положений статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» изготовление паспорта на объект культурного наследия относится к компетенции Министерства культуры <адрес>.

В ходе судебного заседания было установлено, что между Министерством культуры <адрес> и федеральным государственным унитарным предприятием «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – федеральное бюро технической инвентаризации» заключены государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по государственному учету и инвентаризации объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, утраченных объектов культурного наследия, а также контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по определению границ территорий объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия <адрес>. Условия указанных контрактов предусматривают их выполнение не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время необходима регистрация объекта культурного наследия в реестре. На основании решения Министерства культуры РФ о регистрации объекта культурного наследия в реестре будет оформлен паспорт объекта культурного наследия по адресу: <адрес>.

Ввиду вышеизложенных обстоятельств, требования Прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия Министерства культуры <адрес> в части не оформления паспорта объекта культурного наследия «<данные изъяты>.», расположенного по адресу: <адрес> в <адрес>, не подлежат удовлетворению, поскольку факт бездействия не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Вместе с тем, министерством культуры <адрес> на настоящий момент не исполнены требования Закона об охране объектов культурного наследия в части оформления паспорта объекта культурного наследия «<данные изъяты>.», расположенного по адресу: <адрес>, в силу чего требования Прокурора <адрес> о возложении обязанности по изготовлению паспорта объекта культурного наследия «<данные изъяты>.», расположенного по адресу: <адрес>, в <адрес>, подлежат удовлетворению в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 194–198 ГПК РФ,

    Р Е Ш И Л:

    Требования Прокурора <адрес> удовлетворить частично.

    Обязать Министерство культуры <адрес> изготовить паспорт объекта культурного наследия – <данные изъяты>., расположенного по <адрес> в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

    Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.

Председательствующий                                    подпись                                     Шабалина Н.В.

КОПИЯ ВЕРНА

Председательствующий                                                                                       Шабалина Н.В.

2-1429/2013 (2-7506/2012;) ~ М-5500/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура города Красноярска
Другие
Министерство культуры Красноярского края
ДМИиЗО
Суд
Центральный районный суд г. Красноярска
Судья
Шабалина Наталья Валерьевна
Дело на странице суда
centr--krk.sudrf.ru
10.12.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2012Передача материалов судье
17.12.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2013Судебное заседание
05.04.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2018Дело оформлено
14.03.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее