Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-571/2016 от 20.04.2016

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Новороссийск                           23 мая 2016 года

Судья Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края Головин А.Ю.,

при секретаре Асатурян А.М.,

С участием представителей ЗАО «Роснефтесервис» - генерального директора ФИО5, по доверенности ФИО6,

представителя Черноморо-Азовского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ЗАО «Роснефтесервис» по ст. 8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В Октябрьский районный суд <адрес> поступило дело об административном правонарушении в отношении ЗАО «Роснефтесервис» по ст. 8.2 КоАП РФ - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Согласно протоколу об административном правонарушении /ПР/2016 от ДД.ММ.ГГГГ, составленного государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды ФИО4 и материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ с целью проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, было проведено обследование водоохранной зоны Черного моря в границах <адрес> края. При проведении визуального осмотра было установлено, что в границах водоохранной зоны Черного моря по <адрес> в <адрес> расположена строительная площадка для строительства жилого комплекса «Регата». Строительная площадка огорожена металлическим забором, на территории которой проводятся работы по разрытию котлована под объект капитального строительства жилого комплекса «Регата». В соответствии с информационным стендом заказчиком является ЗАО «Роснефтесервис», застройщик ООО «Юг-Мехстрой». Разрешение на строительство . Прилегающая территория данного строительного объекта частично захламлена отходами производства и потребления. Места (площадки) для накопления таких отходов не предусмотрены. Отходы находились на открытом грунте, не имеющего искусственного водонепроницаемого покрытия, вне специализированного оборудованного места. На границе с вышеуказанной строительной площадкой также расположен строительный объект многофункционального комплекса «Новосити». ЗАО «Роснефтесервис» при осуществлении своей деятельности не обеспечило соблюдение требований действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования - юридическим лицом были нарушены требования ст.3, ст.4,ст. 34, ст. 37,ст.51 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 10 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.13, ст.42 ФЗ от 25.10.2001г. №136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации».

В судебном заседании представитель Черноморо-Азовского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - по доверенности ФИО3, посчитала доказанной вину ЗАО «Роснефтесервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

В судебном заседании представители ЗАО «Роснефтесервис»-генеральный директор ФИО5 и по доверенности ФИО6 не признали факт совершения Обществом, вменяемого правонарушения, представив письменные возражения. Просили производство прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

В обоснование возражений указано, что между Обществом (Заказчик) и ООО «ЮСТК-ТБО» (Исполнитель) ДД.ММ.ГГГГ заключен Договор , предметом которого является оказание услуг по транспортировке образующихся отходов и последующей их передаче на специализированный (лицензированный) «Новороссийский экологический комплекс» в районе Щелба в <адрес> по размещению указанных отходов. Вывоз отходов осуществляется регулярно, Исполнитель своевременно производит оплату за оказанные услуги, исходя из объемов (количества контейнеров), на основании выставленного счета (Договор, платежное поручение и приобщены к материалам дела). Акты выполненных работ - Приложение . Общество является инвестором при строительстве жилого комплекса «Регата» по адресу: <адрес> земельном участке по вышеуказанному адресу в тот период времени велась разработка котлована (земляные работы). Работы выполнялись подрядной организацией ООО «Юг-МехСтрой» на основании Договора подрядных работ от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с Договором весь земельный участок, площадью 14 000 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, передан подрядчику для проведения работ по Акту сдачи-приемки строительной площадки. В соответствии с пунктом 6.1.9. Договора предусмотрена обязанность подрядчика обеспечить своими силами и за свой счет вывоз и утилизацию грунта. Согласно пункта ДД.ММ.ГГГГ. Договора Подрядчик обязан обеспечить уборку мест производства работ и территории строительной площадки, вывоз строительного мусора в порядке, установленном действующим законодательством. О факте возможного нахождения отходов производства и потребления ДД.ММ.ГГГГ в районе строительной площадки Обществу ничего не известно, также не известно, какой именно организацией (или иным лицом) могло быть допущено накопление отходов производства и потребления. Административным органом вина Общества в совершении административного правонарушения по ст.8.2. КоАП РФ не доказана. Приложенные к Акту фотоснимки не позволяют сделать вывод о наличии в мешках отходов потребления и производства. Мешки не вскрывались, отборы проб и образцов для проведения экспертизы (в соответствии со ст.26.5 КоАП РФ) не производились.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В силу пункта 1 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

    Согласно пункту 1 ст. 34 указанного Федерального закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с ч.3 ст. 37 Федерального закона № 7-ФЗ при осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии сч.1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.

В соответствии с ст. 10 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

1. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

2. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными требованиями, правилами и нормами в области обращения с отходами;

Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона РФ от 25.10:2001 г. № 136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации» в целях охраны земель собственники земельных участков и землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель.

В соответствии с ст.42 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации» собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и правил, нормативов;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и негативное воздействие на земли и почвы;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно ч. 1, ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ с целью проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, на основании Положения о Черноморо-Азовском морском Управлении Росприроднадзора, утвержденного Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ , а так же на основании Приказа Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование водоохранной зоны Черного моря в границах <адрес> края.

Согласно протоколу об административном правонарушении /<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, составленного государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды ФИО4 и материалам дела, в границах водоохранной зоны Черного моря по <адрес> в <адрес> расположена строительная площадка для строительства жилого комплекса «Регата». Строительная площадка огорожена металлическим забором, на территории которой проводятся работы по разрытию котлована под объект капитального строительства жилого комплекса «Регата». В соответствии с информационным стендом заказчиком является ЗАО «Роснефтесервис», застройщик ООО «Юг-Мехстрой». Разрешение на строительство . Прилегающая территория данного строительного объекта частично захламлена отходами производства и потребления. Места (площадки) для накопления таких отходов не предусмотрены. Отходы находились на открытом грунте не имеющего искусственного водонепроницаемого покрытия, вне специализированного оборудованного места. На границе с вышеуказанной строительной площадкой также расположен строительный объект многофункционального комплекса «Новосити».

Из материалов дела следует, что ЗАО «Роснефтесервис» ДД.ММ.ГГГГ было получено Разрешение на строительство Жилого комплекса «Регата» . на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> предоставлен ЗАО «Роснефтесервис» на основании Договора аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения от 11.11.2005г

Контролирующим органом при проведении административного расследования, в соответствии с выкопировкой с официального сайта https://yandex.ru/maps установлены точные координаты места накопления вышеописанных отходов. Согласно выкопировки с официального сайта http://maps.rosreestr.ru установлено, что данные координаты расположены в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

Таким образом, государственный инспектор пришел к выводу о том, что место накопления отходов расположено за пределами строительной площадки (ограждения), переданной юридическому лицу - ООО «Юг-Мехстрой» по акту сдачи - приемки строительной площадки от ДД.ММ.ГГГГ, но в границах земельного участка с
кадастровым номером <данные изъяты>, предоставленного ЗАО «Роснефтесервис» на основании Договора аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ.

Государственный инспектор пришел к выводу о том, что ЗАО «Роснефтесервис» допустило захламление отходами производства и потребления части земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>

Мнение государственного инспектора о наличии в действиях ЗАО «Роснефтесервис» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ противоречит материалам дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с абз. 4 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления») обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно абз. 5 указанной статьи Федерального закона под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов.

При этом в соответствии с абз. 7 ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Под объектом размещения отходов понимается специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, хламохранилище, отвал горных пород и другое) включающие в себя объекты хранения и объекты захоронения отходов.

На основании изложенного, деятельность по размещению отходов не может осуществляться вне объектов размещения отходов.

Таким образом, размещение отходов является деятельность с отходами, осуществляемая исключительно в объектах размещения (хранения либо захоронения) отходов.

Как следует из материалов дела и представленных ЗАО «Роснефтесервис» доказательств, для выполнения комплекса земляных работ между ЗАО «Роснефтесервис» и ООО Мехстрой» был заключен договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ Составлен Акт от 26.11.2015г. сдачи - приемки строительной площадки, отведенной для выполнения работ и строительства объекта капитального строительства жилого комплекса «Регата», расположенной на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>. Из буквального толкования указанного акта следует, что площадь строительной площадки, переданной подрядчику на земельном участке с <данные изъяты> составляет 14000 кв.м., что соответствует площади данного земельного участка.

В соответствии с пунктом 6.1.9. Договора предусмотрена обязанность подрядчика обеспечить своими силами и за свой счет вывоз и утилизацию грунта.

Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ. Договора Подрядчик обязан обеспечить уборку мест производства работ и территории строительной площадки, вывоз строительного мусора в порядке, установленном действующим законодательством.

Таким образом, с момента передачи подрядчику во временное владение строительной площадки площадью 14 000 кв.м., ЗАО «Роснефтесервис» не может нести ответственность за несоблюдение третьими лицами экологического и природоохранного законодательства при осуществлении непосредственно производственной деятельности на территории данного земельного участка.

Кроме того, между ЗАО «Роснефтесервис» (Заказчик) и ООО «ЮСТК-ТБО» (Исполнитель) ДД.ММ.ГГГГ заключен Договор , предметом которого является оказание услуг по транспортировке образующихся отходов и последующей их передаче на специализированный (лицензированный) «Новороссийский экологический комплекс» в районе Щелба в <адрес> по размещению указанных отходов.

При этом, вывоз отходов осуществляется регулярно, Исполнитель своевременно производит оплату за оказанные услуги, исходя из объемов (количества контейнеров), на основании выставленного счета, что подтверждается представленными документами: Договором, платежным поручением, Актами выполненных работ.

Таким образом, материалами дела не доказана вина ЗАО «Роснефтесервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

С учетом изложенного, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 29.9-29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ЗАО «Роснефтесервис» прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья                                А.Ю. Головин

5-571/2016

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении
Ответчики
ЗАО "Роснефтесервис"
Судья
Головин А.Ю.
21.04.2016 Передача дела судье
21.04.2016 Подготовка дела к рассмотрению
23.05.2016 Рассмотрение дела по существу
27.05.2016 Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
07.06.2016 Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
26.06.2016 Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
07.07.2016 Вступление постановления (определения) в законную силу
26.12.2016 Сдача материалов дела в архив
Судебный акт #1 (Постановление)