№ 2-415/2013г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 ноября 2013 года пгт. Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Михеевой С.А., при секретаре Нестеровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ларионовой С. Г. к администрации Эссойльского сельского поселения о признании права собственности в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
Ларионова С.Г. обратилась в суд с иском о признании права собственности в порядке наследования на долю, в праве общей совместной собственности, квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежавшей Л.В.. Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер муж истицы Л.В.. В установленный законом срок она обратилась в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства, представив все необходимые документы. Однако в связи с тем, что при жизни наследодатель не оформил в установленном законом порядке свои права на имущество, нотариус не может выдать ей свидетельство о праве на наследство по закону.
Истец Ларионова С.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении/
Представитель ответчика - Администрации Эссойльского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в представленном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица администрации Пряжинского национального муниципального района Касьянова А.Э., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований не возражала.
Третье лицо Ларионов А.В. в судебном заседании против удовлетворения требований не возражал, пояснил, что он является сыном наследодателя, принимать наследство не намерен.
Нотариус Пряжинского нотариального округа Шадрина Н.Ф. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Суд, заслушав объяснения участвовавших в деле лиц, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер Л.В., что подтверждается свидетельством о смерти серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ Наследниками первой очереди по закону к имуществу умершего Л.В. являются: его супруга Ларионова С. Г. и сын Ларионов А. В., что подтверждается свидетельством о браке, свидетельством о рождении указанных лиц.
Согласно сведениям нотариуса Пряжинского нотариального округа Шадриной Н.Ф. наследственное дело к имуществу Л.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ не заводилось.
В соответствии со статьями 1112, 1113 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности; наследство открывается со смертью гражданина.
В силу части 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
На основании части 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Как следует из пояснений стороны истца, Л.В. при жизни право собственности в праве общей совместной собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> в соответствии со ст.131 ГК РФ и Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не зарегистрировал, в связи с чем истица лишена возможности оформить свои наследственные права в отношении указанного имущества.
Установлено, что между администрацией <адрес> с одной стороны, Ларионовой С. Г., Л.В. с другой стороны ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации. Согласно условиям договора Ларионова С.Г., Л.В. приняли в общую совместную собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Указанное подтверждается заявлением Ларионовой С.Г. в РГЦ «Недвижимость» и договором безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно регистрационного удостоверения №, выданного Ларионовой С. Г. и Л.В., в отношении принадлежности объекта – квартиры № д. № по <адрес> осуществлен государственный учет на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ г., вид собственности: общая совместная.
Из ответа Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах на объект недвижимого имущества: квартиру, расположенную по адресу: <адрес> отсутствует.
Наличие в настоящее время объекта недвижимого имущества - квартиры подтверждается техническим паспортом.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее Закон), граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
Статьей 7 Закона предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 24 августа 1993 года № 8, если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано
Учитывая изложенное, а также положения Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» суд приходит к выводу, что Л.В. подписанием заявления и договора о безвозмездной передаче в собственность в порядке приватизации квартиры выразил своё волеизъявление на её приватизацию. При этом, поскольку квартира по договору приватизации от ДД.ММ.ГГГГ была передана супругам Ларионовым в общую совместную собственность, то при определении размера доли квартиры, являющейся наследственной массой, суд исходит из следующего.
В силу ст. 1150 ГК РФ принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.
Согласно ст. 256 ГК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Правила определения долей супругов в общем имуществе при его разделе и порядок такого раздела устанавливаются семейным законодательством.
В соответствии со ст. 39 СК РФ при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
Таким образом, доли супругов Л.В. и Ларионовой С.Г. в праве общей совместной собственности на квартиру № д. № по <адрес> являются равными, то есть по ?, в связи с чем наследственным имуществом Л.В. является ? доля в праве общей собственности на указанную квартиру.
Поскольку после смерти Л.В., истица являясь наследником первой очереди к его имуществу, продолжила проживать в спорной квартире, она в силу ст. ст. 1153, 1154 ГК РФ является наследником, фактически принявшим наследство, открывшегося после смерти супруга.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ? доля в праве общей собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> принадлежала наследодателю Л.В. на законных основаниях - праве общей совместной собственности, которое он при жизни в установленном законом порядке не зарегистрировал. Указанное препятствует в настоящее время наследнику оформить свои права на вышеуказанное недвижимое имущество, так как юридически данное имущество на день смерти не находилось в собственности наследодателя.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено,– также требования о признании права собственности в порядке наследования.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие возражений со стороны ответчика администрации Эссойльского сельского поселения, а также второго наследника – Ларионова А.В., выразившего в судебном заседании отсутствие намерения принимать наследство после смерти отца, суд считает, исковые требования Ларионовой С.Г. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. За Ларионовой С.Г. подлежит признанию право собственности в порядке наследования на <данные изъяты> доли в праве общей собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, принадлежащую наследодателю Л.В.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Признать за Ларионовой С. Г. право собственности в порядке наследования на <данные изъяты> долю в праве общей собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Михеева
Мотивированное решение изготовлено: 25.11.2013 г.