ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 27GV0008-01-2021-000130-02
13 мая 2021 г. г. Уссурийск
Уссурийский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Попова Д.И.,
при секретаре судебного заседания Лепетовой К.А.,
с участием государственного обвинителя – заместителя венного прокурора Уссурийского гарнизона <данные изъяты> Диденко Я.С.,
подсудимого Гайфуллина <данные изъяты> и его защитника Реброва Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении военнослужащего войсковой части <данные изъяты>
Гайфуллина <данные изъяты>, со средним профессиональным образованием, женатого, несудимого, имеющего ребенка, 2016 года рождения, проходящего военную службу с 2012 года, в том числе по контракту с мая 2013 года, проживающего по адресу: <данные изъяты>,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ,
установил:
приказом командира войсковой части <данные изъяты> от 5 июня 2020 г. № 103 Гайфуллин допущен к исполнению обязанностей начальника склада горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ), в том числе к получению, транспортированию материальных средств, выдаваемых довольствующим органом.
В соответствии с утвержденными командиром войсковой части <данные изъяты> обязанностями начальника склада ГСМ на Гайфуллина, помимо прочих, возложены обязанности по приему и выдаче горючего, осуществлению его учета, обеспечению сохранности ГСМ, а также проведению регулярных сверок фактического наличия горючего с учетными данными.
23 ноября 2020 г. при производстве замеров топлива Гайфуллиным были выявлены излишки дизельного топлива в объеме 5050 литров. После этого у Гайфуллина, который в силу занимаемой должности <данные изъяты> в соответствии со ст. 242, 274 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2014 г. № 333, выполняет административно-хозяйственные функции в Вооруженных Силах Российской Федерации, т.е. является должностным лицом, возник преступный умысел, направленный на хищение топлива путем его растраты.
Реализуя преступный умысел, а также используя свое служебное положение, 24 ноября 2020 г. Гайфуллин вместе с военнослужащим той же воинской части <данные изъяты>, не осведомленным о его преступных намерениях, как материально-ответственное лицо получил в войсковой части <данные изъяты> дизельное топливо ЕВРО Зимнее класса 2 (ДТ-3-К5) в количестве 5050 литров (4217 кг.). По возвращении в войсковую часть <данные изъяты> дизельное топливо в указанном объеме, залитое в цистерну средства заправки на базе автомобиля «<данные изъяты>», Гайфуллин установленным порядком не оприходовал, оставив его на хранении во взводе обеспечения воинской части.
В этот же день Гайфуллин сообщил своему знакомому <данные изъяты>., с которым заранее обговаривал возможность продажи дизельного топлива, о готовности реализовать топливо в количестве 5050 литров по цене 34 рубля за один литр, и доставить его в <данные изъяты>.
25 ноября 2020 г. около 8 час. 40 мин. Вафин, введенный в заблуждение Гайфуллиным о якобы приобретении им за личные денежные средства дизельного топлива, по просьбе последнего прибыл на автомобиле «<данные изъяты>» с топливом в ангар, расположенный в районе <данные изъяты>, где в присутствии <данные изъяты>., не осведомленного о принадлежности топлива государству, начал его перекачку в грузовую цистерну автомобиля <данные изъяты>, что через непродолжительное время было пресечено сотрудниками федеральной службы безопасности в войсках.
Таким образом, Гайфуллин, являясь должностным лицом, выполняющим административно-хозяйственные функции, совершил растрату, то есть хищение вверенного ему имущества - дизельного топлива ЕВРО Зимнее класса 2 (ДТ-З-К5) в количестве 5050 литров (4217 кг.), с использованием своего служебного положения, чем причинил государству в лице Министерства обороны Российской Федерации материальный ущерб на сумму 160 372 руб. 51 коп.
В судебном заседании Гайфуллин полностью признал себя виновным в предъявленном обвинении и дал показания, соответствующие тому, как это изложено в описательной части приговора, дополнительно показав, что в июне 2020 г. на основании приказа командира воинской части он был допущен к исполнению обязанностей начальника склада ГСМ. По результатам одной из сверок топлива им обнаружены его излишки в количестве 5050 литров. Желая подзаработать на продаже топлива, 23 ноября 2020 г. он попросил своего сослуживца <данные изъяты>, с которым состоял в дружеских отношениях, вместе с ним съездить в войсковую часть <данные изъяты> и в два заезда получить дизельное топливо для его последующей доставки в войсковую части <данные изъяты>. При этом ранее со своим знакомым <данные изъяты>, занимавшимся скупкой топлива, он договорился о продаже дизельного топлива в объеме 5050 литров по цене 34 рубля за 1 литр. По договоренности с <данные изъяты>, он должен был организовать доставку топлива в <данные изъяты> утром 25 ноября 2020 г.
24 ноября 2020 г. в первый рейс он вместе с Вафиным на военном автомобиле «<данные изъяты>» с цистерной получил на складе ГСМ войсковой части <данные изъяты> по доверенности 5050 литров топлива, который были доставлены в часть и оприходованы установленным порядком. После второго заезда и прибытия в часть он подогнал автомобиль к резервуару и установил необходимое оборудование, сделав вид, что осуществляет перекачку полученного топлива. Затем он сообщил начальнику службы ГСМ <данные изъяты>. о приобретении за личные средства дизельного топлива, которое якобы находилось в цистерне автомобиля, попросив у того разрешения оставить его на хранение до следующего дня.
В тот же день он сообщил <данные изъяты>, что после перекачки полученного топлива он приобрел у стороннего лица по бросовой цене дизельное топливо, попросив отвезти его утром следующего дня в <данные изъяты> пообещав тому за помощь простить долг в сумме 5000 руб.
В утреннее время 25 ноября 2020 г. <данные изъяты> по его просьбе доставил топливо в обозначенное место и начал его перелив. Около 9 часов того же дня ему позвонил <данные изъяты>, сообщив о его задержании сотрудниками ФСБ при перекачке топлива, после чего он прибыл на место происшествия.
Помимо признания вины, виновность Гайфуллина в совершении преступления подтверждается совокупностью доказательств, представленных стороной обвинения.
Так, свидетель <данные изъяты> показал, что 24 ноября 2020 г. он вместе со своим сослуживцем Гайфуллиным, исполняющим обязанности начальника склада ГСМ, прибыл в войсковую часть <данные изъяты> для получения дизельного топлива. Указанное топливо было получено в два заезда по 5050 литров в каждый. После того, как он с Гайфуллиным во второй раз привезли топливо в войсковую часть <данные изъяты>, тот обратился к нему с просьбой отвезти на следующий день на том же автомобиле дизельное топливо в <данные изъяты>. Как пояснил Гайфуллин, это топливо принадлежало ему самому и было приобретено ранее у гражданского лица по низкой цене, чтобы в дальнейшем подзаработать на его перепродаже. За оказанную помощь Гайфуллин пообещал ему простить долг в размере 5000 рублей. Согласившись на предложение Гайфуллина, 25 ноября 2020 г. в утреннее время он на том же грузовом автомобиле «<данные изъяты>» прибыл в ангар, расположенный в районе <данные изъяты>, где его встретил ранее незнакомый <данные изъяты>., вместе с которым он начал осуществлять перекачку топлива в гражданский бензовоз. Через несколько минут после этого в ангар прибыли сотрудники ФСБ и пресекли дальнейшую перекачку топлива. Как ему впоследствии стало известно, перевезенное им в <данные изъяты> топливо фактически принадлежало государству и было похищено Гайфуллиным.
Схожие с показаниями Гайфуллина и <данные изъяты> обстоятельства усматриваются из показаний свидетеля <данные изъяты>.
Свидетель <данные изъяты> – начальник службы ГСМ войсковой части <данные изъяты>, показал, что 24 ноября 2020 г. к нему обратился Гайфуллин, исполнявший обязанности начальника склада ГСМ, попросив о временном хранении купленного им топлива в топливозаправщике воинской части для его дальнейшей перепродажи. На просьбу Гайфуллина он ответил согласием, однако утром следующего дня узнал, что последний вместе со своим сослуживцем <данные изъяты> был задержан сотрудниками ФСБ при перекачке топлива в <данные изъяты>. В ходе последующих разбирательств Гайфуллин признался ему, что указанное топливо принадлежало воинской части и составляло излишки, которые он решил похитить.
Согласно протоколу осмотра места происшествия от 25 ноября 2020 г. при осмотре ангара на участке местности в района дома <данные изъяты> зафиксирована перекачка топлива из автомобильного средства заправки и транспортирования горючего (<данные изъяты>) под управлением <данные изъяты>. в грузовую цистерну автомобиля «<данные изъяты>» под управлением <данные изъяты>., а также изъяты образцы топлива из обеих машин.
Из протокола осмотра предметов – указанных автомобилей – усматривается, что общий объем имевшегося в них топлива составил 5050 литров.
В соответствии с заключением эксперта № 10-713э от 7 декабря 2020 г. образцы жидкостей, изъятые из цистерн автомобилей при осмотре места происшествия 25 ноября 2020 г., а также образцы жидкостей из резервуаров войсковых частей <данные изъяты> являются среднедистиллятными нефтепродуктами – зимним дизельным топливом и могли иметь общий источник происхождения.
Как следует из выписок из приказов командира войсковой части <данные изъяты> от 26 ноября 2019 г., 5 июня 2020 г. № 103, а также обязанностей начальника склада ГСМ, утвержденных командиром той же воинской части, подсудимый допущен к исполнению обязанностей начальника склада ГСМ, включая получение, транспортирование материальных средств службы горючего на базах центра материально-технического обеспечения, его выдачу, учет, сохранность и качественное состояние, а также осуществление регулярных сверок фактического наличия горючего с учетными данными.
Согласно доверенности от 16 ноября 2020 г. № 00000000199 Гайфуллин был уполномочен на получение в срок до 30 ноября того же года дизельного топлива в войсковой части <данные изъяты> массой 8434 кг.
Как усматривается из талона чекового требования № 55 и накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) от 24 ноября 2020 г. № 00000921 Гайфуллиным 24 ноября 2020 г. в войсковой части <данные изъяты> получено дизельное топливо Евро зимнего класса 2 массой 8434 кг. для его доставки в войсковую часть <данные изъяты>.
Из справки начальника филиала № 1 федерального казенного учреждения «<данные изъяты>» от 16 декабря 2020 г. № 10187 стоимость 1 кг. дизельного топлива Евро, зимнее класса 2 по состоянию на 24-25 ноября 2020 г. составляла 38 руб. 3 коп.
Приведенные выше доказательства являются достаточными для разрешения уголовного дела и вывода о виновности Гайфуллина в совершении преступления.
Давая юридическую оценку действиям Гайфуллина, суд исходит из того, что, что хищение топлива совершено подсудимым при использовании им как должностным лицом своего служебного положения, а именно полномочий начальника склада ГСМ, наделенного административно-хозяйственными функциями в отношении указанного имущества, в частности по его получению, транспортировке, обеспечению сохранности и выдачи. При этом само преступление являлось оконченным с момента начала противоправного издержания вверенного подсудимому имущества – его отчуждения в пользу <данные изъяты>
С учетом изложенного, содеянное Гайфуллиным, который 25 ноября 2020 г. с использованием своего служебного положения совершил хищение вверенного ему дизельного топлива в количестве 5050 литров (4217 кг), чем причинил государству в лице Министерства обороны Российской Федерации материальный ущерб на сумму 160 372 руб. 51 коп., суд квалифицирует по ч. 3 ст. 160 УК РФ как растрату, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенное лицом с использованием им своего служебного положения.
При назначении подсудимому наказания, суд, исходя из положений ст. 6, 43, 60 УК РФ, учитывает влияние назначенного наказания на его исправление и на условия жизни его семьи, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о его личности.
Обстоятельствами, смягчающими наказание, суд признает активное способствование раскрытию и расследованию преступления и наличие малолетнего ребенка у виновного.
Также суд принимает во внимание, что Гайфуллин ранее не судим, положительно характеризуется по службе и в быту, полностью признал свою вину и раскаялся в содеянном. Назначая подсудимому наказание, суд также учитывает его имущественное положение.
Поскольку обстоятельства совершенного Гайфуллиным преступления не свидетельствуют о меньшей степени его общественной опасности, то оснований для изменения категории преступления на менее тяжкую в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 115 УПК РФ для обеспечения исполнения приговора в части взыскания штрафа, суд считает необходимым не отменять арест на принадлежащее Гайфуллину К.М. имущество - автомобиль «<данные изъяты>, до полной уплаты подсудимым штрафа.
Разрешая судьбу вещественных доказательств, суд руководствуется положениями п. 5-6 ч. 3 ст. 81 УПК РФ.
Руководствуясь ст. 307 - 309 УПК РФ, военный суд
приговорил:
признать Гайфуллина <данные изъяты> виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате в <данные изъяты>.
Меру пресечения в отношении Гайфуллина <данные изъяты>. – подписку о невыезде и надлежащем поведении – до вступления приговора суда в законную силу оставить без изменения.
Арест, наложенный на автомобиль «<данные изъяты>, не отменять до полной уплаты Гайфуллиным <данные изъяты>. штрафа, назначенного в качестве наказания по настоящему уголовному делу.
Вещественные доказательства по уголовному делу:
- гражданский бензовоз <данные изъяты>передать <данные изъяты> как законному владельцу;
- автомобиль <данные изъяты> – передать в войсковую часть <данные изъяты> как законному владельцу;
- образцы топлива, изъятые 25 ноября 2020 г. в ходе осмотра места происшествия из гражданского бензовоза, из военного бензовоза, а также образцы топлива из резервуаров №№ 1, 3 склада горючего войсковой части <данные изъяты> – передать в войсковую часть <данные изъяты> как законному владельцу;
- образцы топлива, изъятые в ходе осмотра места происшествия 27 ноября 2020 г. из резервуара РВС-5000 войсковой части <данные изъяты>, – передать в войсковую часть <данные изъяты> как законному владельцу
- мобильный телефон «<данные изъяты>» - передать Гайфуллину <данные изъяты>. как законному владельцу;
- мобильный телефон «<данные изъяты>» - передать <данные изъяты> как законному владельцу;
- мобильный телефон «<данные изъяты>» - передать <данные изъяты> как законному владельцу;
- накладную № 00000921 на отпуск материалов от 24 ноября 2020 г. и талон чекового требования № 55 – передать в войсковую часть <данные изъяты> как законному владельцу.
- CD-R диск с результатами оперативно-розыскного мероприятия – хранить при уголовном деле в течение всего срока хранения последнего.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через Уссурийский гарнизонный военный суд в течение 10 суток со дня его постановления. В случае апелляционного обжалования осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.
В случае заявления ходатайства о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 389.6 УПК РФ, осужденный должен указать об этом в своей апелляционной жалобе или в возражениях на жалобы, представления, принесенные другими участниками уголовного процесса.
Судья