Дело № 12-285/15г.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об
административном правонарушении
«16» ноября 2015 год <адрес>
Судья Советского районного суда <адрес> Баркова Н.В.,
рассмотрев жалобу директора ООО «Сенар» Воропаева <данные изъяты> на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес> Ковалева Д.А. о назначении административного наказания №-ПП/2015-2/605/137/44/11 от 04 сентября 2015 года, которым ООО «Сенар» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением о назначении административного наказания №-ПП/2015-2/605/137/44/11, вынесенным 04 сентября 2015 года государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес> Ковалевым Д.А., ООО «Сенар» признано виновным в том, что в ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес> Ковалевым Д.А., в период с 19 августа 2015 года по 21 августа 2015 года, в ООО «Сенар», расположенного по адресу: <адрес>, было установлено, что ООО «Сенар» допустило нарушение трудового законодательства, выразившееся в следующем.
В соответствии с требованиями ст.22 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также обязан обеспечить безопасность и условия труда соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий труда возлагается на работодателя. Так, работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлений технологических процессов, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знаний требовании охраны труда, недопущении к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.
В ходе проведенной проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в период с 19 августа 2015 года по 21 августа 2015 года, в соответствии со сводным планом проведения плановых проверок Государственной инспекцией труда в <адрес> на 2015 год, согласованного с <адрес>, на основании распоряжения №-ПП-015-2/605/137/44/1 от 23 июля 2015 года установлено, что работодателем юридическим лицом - Общество с ограниченной ответственностью «Сенар», были допущены нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, которые могут привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей и возникновения материального ущерба, а именно:
1. Обществом с ограниченной ответственностью «Сенар» не обеспечена разработка программ первичного инструктажа по охране труда для водителя, электромонтажника, сварщика, слесаря-сантехника, облицовщика-плиточника, штукатура с учетом правил и норм по охране труда. Представленная в ходе проверки единая программа первичного инструктажа не соответствует требованию п.7.2.2 ГОСТ 12.0.004-90.
Нарушение: п.7.2.2, ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда», п. 2.1.4 Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», абз. 8 ч.2 ст. 212 Трудового Кодекса РФ.
2. Обществом с ограниченной ответственностью «Сенар» в связи с отсутствием программы первичного инструктажа для водителя, электромонтажника, сварщика, слесаря-сантехника, плиточника, штукатура, не обеспечено проведение повторного инструктажа у следующих работников: плиточника - ФИО8, сварщика - Козодаева B.C., водителей - ФИО2, ФИО3, штукатура - ФИО4, ФИО5, слесаря-сантехника - ФИО6, электромонтажника - ФИО7
Нарушение: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков», ч. 2 ст. 226 ТК РФ.
3. Обществом с ограниченной ответственностью «Сенар», не обеспечена своевременная стирка и сушка средств индивидуальной защиты работников. В ходе проведения проверки в Общество с ограниченной ответственностью «Сенар» средств обеспечивающих стирку, сушку и
индивидуальной защиты работников на территории работодателя не обнаружено, договор на проведения стирки и сушки средств индивидуальной защиты не представлен.
Нарушение: п. 30 Приказа Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», ст.221 Трудового Кодекса РФ.
4. Обществом с ограниченной ответственностью «Сенар» в трудовых договорах водителей - ФИО2, ФИО3, сварщика - Козадоева B.C., плотника - ФИО8, не обеспечено указание норм выдачи смывающих и обезвреживающих средств, соответствующих условиям труда на рабочих местах работников. Данное нарушение подтверждается копиями трудовых договоров от № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от
ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. Данное нарушение подтверждается копией трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
Нарушение: п. 9 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), ст. 57. 212 ТК РФ.
За совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, ООО «Сенар» подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «Сенар» Воропаев С.И. обратился в суд с жалобой, ссылаясь на то, что постановление является незаконным и необоснованным, так как в ООО «Сенар» была утверждена программа первичного инструктажа для сотрудников. ДД.ММ.ГГГГ были утверждены программы первичного инструктажа для каждой из профессий. На предприятии среди сотрудников проводился первично стирке спецодежды инструктаж по охране труда на рабочем месте работников рабочих профессий и по видам работ по программе общей для профессий и видов работ. Программа инструктажа утверждена приказом директора ООО «Сенар» от ДД.ММ.ГГГГ. Результаты проведенных инструктажей отражены в журналах и подтверждены подписями, как самих работников, так и инструкторов. Так же проводились со всеми работниками и повторные инструктажи. В ООО «Сенар» не обеспечена своевременная стирка и сушка средств индивидуальной защиты. Такое нарушение имело место быть, но ДД.ММ.ГГГГ ООО «Сенар» заключило договор с ООО «Энергия-С» на оказание услуг по стирке спецодежды. Не смотря на то, что в договорах не содержится условия о нормах выдачи смывающих и обезвреживающих средств на предприятии утверждены нормы выдачи приказом директора. Кроме того, количество выданных моющих и обезвреживающих средств отражены в карточках учета. Более того, исходя из анализа положений ст.212 и 57 ТК РФ законодатель не требует отражать нормы, выдаваемых моющих и обезвреживающих средств, в трудовом договоре. Государственный инспектор по труду в <адрес> Ковалев Д.А. подошел к рассмотрению административного материала поверхностно и предвзято. Так, в обжалуемом постановлении не отражено, что все выявленные в ходе проверки нарушения, с которыми ООО «Сенар» согласилось, устранены. Инспектором ГИТ по <адрес> не учтено, что ООО «Сенар» организовано и работает свыше 15 лет, и ни разу не привлекалось к административной ответственности за нарушение трудового законодательства. Инспектором не устанавливался ни характер ущерба, ни его размер. Санкция статьи 5.27.1 КоАП РФ предусматривает в качестве вида наказания, как штраф, так и предупреждение. ООО «Сенар» не отрицает и частично признает, что нарушения трудового законодательства имелись, но назначенное наказание не соответствует тяжести совершенного административного правонарушения.
Просит постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес> Ковалева Д.А. о назначении административного наказания №-ПП/2015-2/605/137/44/11 от ДД.ММ.ГГГГ, отменить.
Заявитель – директор ООО «Сенар» Воропаев С.И. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, и указал о несогласии с размером назначенного административного наказания в виде штрафа.
Представитель директора ООО «Сенар» Воропаева С.И. – Попова Н.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес> Ковалева Д.А. о назначении административного наказания №-ПП/2015-2/605/137/44/11 от ДД.ММ.ГГГГ, которым ООО «Сенар» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей, - отменить, производство по делу прекратить.
Государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес> Ковалев Д.А. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении жалобы, указал, что на момент вынесения постановления о назначении административного наказания №-ПП/2015-2/605/137/44/11 от ДД.ММ.ГГГГ имелись все признаки состава административного правонарушения, указанные в ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, и с учетом допущенных нарушений действующего законодательства, считает, что оно было привлечено к административной ответственности правомерно.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Из материалов дела следует, что постановление №-ПП/2015-2/605/137/44/11 от ДД.ММ.ГГГГ, получено ООО «Сенар» ДД.ММ.ГГГГ.
Десятидневный срок на обжалование приходится на ДД.ММ.ГГГГ, которое является нерабочим субботним днем и, следовательно, последний день на обжалование приходится следующий за ним рабочий день – ДД.ММ.ГГГГ.
Жалоба директора ООО «Сенар» Воропаева С.И. была направлена в Советский районный суд <адрес> почтой ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, процессуальный срок для подачи жалобы директором ООО «Сенар» Воропаевым С.И. не пропущен.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Ответственность по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ наступает, в частности за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно п.7.2.2. «ГОСТ 12.0.004-90. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 2797), первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программам, разработанным и утвержденным руководителями производственных и структурных подразделений предприятия, учебного заведения для отдельных профессий или видов работ с учетом требований стандартов ССБТ, соответствующих правил, норм и инструкций по охране труда, производственных инструкций и другой технической документации. Программы согласовывают с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом подразделения, предприятия. Примерный перечень основных вопросов первичного инструктажа на рабочем месте дан в Приложении 5.
В силу п.2.1.4. Постановления Минтруда РФ, Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы: со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет; с работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы; с командированными работниками сторонних организаций, обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации. Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем.
Исходя из абз. 8 ч.2 ст.212 Трудового Кодекса РФ, работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Согласно ч.2 ст.226 Трудового Кодекса РФ, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
В силу п.30 Приказа Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», работодатель за счет собственных средств обязан обеспечивать уход за СИЗ и их хранение, своевременно осуществлять химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку СИЗ, а также ремонт и замену СИЗ. В этих целях работодатель вправе выдавать работникам 2 комплекта соответствующих СИЗ с удвоенным сроком носки.
Согласно ст.221 Трудового Кодекса РФ, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Исходя из п. 9 Приказа Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н (ред. от 20.02.2014г.) «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, указываются в трудовом договоре работника.
Согласно ст.212 Трудового Кодекса РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
создание и функционирование системы управления охраной труда;
применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;
обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ознакомление работников с требованиями охраны труда;
разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
Постановлением о назначении административного наказания №-ПП/2015-2/605/137/44/11, вынесенным ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес> Ковалевым Д.А., ООО «Сенар» признано виновным в том, что в ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес> Ковалевым Д.А., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ООО «Сенар», расположенного по адресу: <адрес>, было установлено, что ООО «Сенар» допустило нарушение трудового законодательства.
За совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, ООО «Сенар» подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В судебном заседании факт совершения ООО «Сенар» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ подтверждается:
- распоряжением (приказом) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой, выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя №-ПП/2015-2/605/137/44/1 от ДД.ММ.ГГГГ;
- актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №-ПП/2015-2/605/137/44/2 от ДД.ММ.ГГГГ;
- предписанием 8-ПП/2015-2/605/137/44/3 от ДД.ММ.ГГГГ;
- предписанием об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение, инструктаж, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда №-ПП/2015-2/605/137/44/13 от ДД.ММ.ГГГГ;
- протоколом об административном правонарушении №-ПП/2015-2/605/137/44/10 от ДД.ММ.ГГГГ;
- определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;
- определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;
- постановлением №-ПП/2015-2/605/137/44/11 о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ.
Довод заявителя о том, что в ООО «Сенар» на момент проведения проверки была утверждена программа первичного инструктажа, а ДД.ММ.ГГГГ были разработаны программы первичного инструктажа, суд считает несостоятельным, поскольку согласно требованию п.7.2.2 Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программам, разработанным и утвержденным руководителями производственных и структурных подразделений предприятия, учебного заведения для отдельных профессий или видов работ с учетом требований стандартов ССБТ, соответствующих правил, норм и инструкций по охране труда, производственных инструкций и другой технической документации.
Ввиду того, что представленная в ходе проведения проверки была представлена единая программа первичного инструктажа без учета специфики отдельных профессий и видов работ без учета требований различных правил, норм и инструкций по охране труда разных для профессий, был сделан вывод о нарушении директором ООО «Сенар» Воропаевым С.И. п.7.2.2, ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда», п. 2.1.4 Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», абз. 8 ч.2 ст. 212 Трудового Кодекса РФ в виду отсутствия на момент проведения проверки в организации программ первичного инструктажа для водителя, электромонтажника, сварщика, слесаря-сантехника, облицовщика-плиточника, штукатура.
Заявление о том, что ДД.ММ.ГГГГ организацией были разработаны программы первичного инструктажа, ничем не подтверждается, так как сведения о разработки данных программ поступили в Государственную инспекцию труда в <адрес> лишь ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует письмо ООО «Сенар» от ДД.ММ.ГГГГ вх. №-ПВ. На момент проведения проверки данные программы отсутствовали.
Довод заявителя о том, что на предприятии периодически проводились
инструктажи по охране труда для работников рабочих профессий, о чем имеются записи в журналах инструктажей в связи, с чем ООО «Сенар» считает выполненной обязанность по проведению первичных инструктажей, суд считает несостоятельным, поскольку согласно п.7.2.2 Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программам, разработанным и утвержденным руководителями производственных и структурных подразделений предприятия, учебного заведения для отдельных профессий или видов работ с учетом требований стандартов ССБТ, соответствующих правил, норм и инструкций по охране труда, производственных инструкций и другой технической документации.
В виду того, что программы первичного инструктажа водителя, электромонтажника, сварщика, слесаря-сантехника, плиточника, штукатура, на основании которых проводится инструктаж по охране труда, на момент проведения проверки в организации отсутствовали, был сделан правомерный вывод о не проведении первичного инструктажа повторного инструктажа у следующих работников: плиточника - ФИО8, сварщика - Козодаева B.C., водителей - ФИО2, ФИО3, штукатура - ФИО4, ФИО5, слесаря-сантехника - ФИО11, электромонтажника - ФИО7, что и было зафиксировано в п.2 Акта проверки.
Довод заявителя о том, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Сенар» было устранено нарушение в части необеспечения стирки и сушки спецодежды, суд также считает несостоятельным, поскольку на момент вручения акта проверки – ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Сенар» не было обеспечено проведения стирки и сушки спецодежды, данный факт явился основанием для возбуждения административного производства в отношении ООО «Сенар» ДД.ММ.ГГГГ и привлечения юридического лица - ООО «Сенар» к административной ответственности ДД.ММ.ГГГГ.
Довод заявителя о том, что согласно ст. 57, 212 ТК РФ, в трудовых договорах не требуется отражение норм выдачи смывающих и обезвреживающих средств, суд считает несостоятельным, исходя из следующего.
Согласно ст.57 ТК РФ, обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст.212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить: информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах.
В соответствии с п.9 Приказа Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности груда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, указываются в трудовом договоре работника.
Учитывая то, что Приказ Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» является нормативно правовым актом содержащим нормы трудового права, таким образом, согласно ст. 57 ТК РФ указание норм выдачи смывающих обезвреживающих средств в трудовом договоре является обязанностью работодателя. Также учитывая тот факт, что в трудовых договорах водителей - ФИО2, ФИО3, сварщика - Козадоева B.C., плотника - ФИО8, не было обеспечено указание норм выдачи смывающих обезвреживающих средств, работодатель не обеспечил информирование работников об условиях груда на рабочих местах - положенных им по условиям работ, смывающих обезвреживающих средств, в связи, с чем был сделан вывод о не обеспечении указания норм выдачи смывающих и обезвреживающих средств, соответствующих условиям труда на рабочих местах работников, чем были нарушены требования п. 9 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), ст.57, 212 ТК РФ.
Довод заявителя о том, что постановление №-ПП/2015-2/605/137/44/11 было выдано ему на руки без суммы штрафа, в связи с чем он отказался от его получения, не находит своего подтверждения, так как законный представитель извещенный о времени и места определением рассмотрении явился на рассмотрение ДД.ММ.ГГГГ, постановление было рассмотрено в его присутствии, в данном постановлении №-ПП/2015-2/605/137/44/11 от ДД.ММ.ГГГГ, однако ознакомившись с постановлением, директор ООО «Сенар» Воропаев С.И. отказался от его получения, в связи, с чем было направлено данное постановление заказным письмом с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ №-ИСХ по юридическому адресу ООО «Сенар».
Доводы заявителя о том, что при составлении протокола об
административном правонарушении допущены процессуальные нарушения, несостоятельны, поскольку полностью опровергается совокупностью исследованных доказательств, представленных в материалах административного дела, которым в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ дана соответствующая правовая оценка, которая сомнений не вызывает.
Доказательства, положенные в обоснование вывода о виновности ООО «Сенар» в совершении вменяемого ему административного правонарушения, последовательны, находятся в достаточном соответствии друг с другом, а потому признаются судом достоверными относительно обстоятельств правонарушения и имеющими доказательственную силу.
Оснований для переоценки доказательств по делу не имеется.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Также суд не находит оснований для отмены постановления и прекращения производства по делу в виду малозначительности совершенного правонарушения, поскольку в соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской Федерации при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации учитываются при назначении административного наказания.
Исходя из конкретных обстоятельств дела и учитывая, что совершенные обществом правонарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, приводят к имущественному ущербу работников, посягает на права граждан в области трудовых правоотношений, что представляет собой существенное нарушение трудовых прав работников, нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, не может быть признано малозначительным.
При таких обстоятельствах, в действиях юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Сенар» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ - нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В судебном заседании факт совершения ООО «Сенар» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП подтверждается представленными материалами административного дела и самим нарушителем не оспаривается.
Согласно ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Однако в обжалуемом постановлении указанно на отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных ст.4.2 и ст.4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, тогда как в судебном заседании смягчающие ответственность ООО «Сенар» обстоятельства установлены.
Статья 4.2 КоАП РФ определяет, что обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: … в том числе раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.
Так, смягчающими ответственность ООО «Сенар» обстоятельствами признаются судом то, что ООО «Сенар» ранее не привлекалось к административной ответственности, раскаяние в содеянном, добровольное прекращение противоправного поведения лицом, поскольку на ДД.ММ.ГГГГ все выявленные в ходе проверки нарушения были устранены. При назначении наказания Обществу также не были учтены его имущественное положение, так в судебном заседании директор ООО «Сенар» Воропаев С.И. указал на то, что штраф в размере 60 000 рублей является для Общества существенным и негативно скажется на его дальнейшем существовании.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что назначенное ООО «Сенар» наказание в виде штрафа в размере 60 000 рублей, не является соразмерным совершенному им правонарушению и его имущественному положению, назначено без учета смягчающих его ответственность обстоятельств, в связи с чем имеются основания для изменения обжалуемого постановления, в части назначенного юридическому лицу наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес> Ковалева Д.А. о назначении административного наказания №-ПП/2015-2/605/137/44/11 от ДД.ММ.ГГГГ, которым ООО «Сенар» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, - изменить.
Назначить Обществу с ограниченной ответственностью «Сенар» наказание по ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ наказание по данной статье в виде предупреждения.
В остальной части постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес> Ковалева Д.А. о назначении административного наказания №-ПП/2015-2/605/137/44/11 от ДД.ММ.ГГГГ, которым ООО «Сенар» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, - оставить без изменения, а жалобу директора ООО «Сенар» Воропаева <данные изъяты>, - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке ст.30.9 КоАП РФ, в Волгоградский областной суд через Советский районный суд <адрес> течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Решение изготовлено посредством компьютерной техники.
Судья: Н.В. Баркова