04RS0№-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 марта 2022 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> Республики Бурятия в составе судьи Кузубовой Н.А., помощнике Дармаевой Л.Б., при секретаре Артемьевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Дамбаева А. Б. к Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> об установлении факта владения и пользования земельным участком,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> об установлении факта пользования земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Дамбаев А.Б., представитель истца Андреев А.Ч. исковые требования уточнили, просили установить факт пользования земельным участком под жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, <данные изъяты> в соответствии с уточненной схемой расположения земельного участка до ДД.ММ.ГГГГ Суду пояснили, что истец в 2015 г. на испрашиваемом земельном участке построил дом и проживает в нем по настоящее время. Установление заявленного факта истцу необходимо для обращения в Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, поскольку иным путем установить факт пользования земельным участком не представляется возможным, в связи с чем, просили требования удовлетворить.
Представитель Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> Цыденжапов А.Т. в судебном заседании против удовлетворения требований истца возражал, указав на отсутствие достоверных доказательств использования истцом земельного участка и расположенного на нем жилого дома, созданного до ДД.ММ.ГГГГ
Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.5 ст. 12.1 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 601-III (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О земле" (принят Народным Хуралом РБ ДД.ММ.ГГГГ) право на внеочередное приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов имеют граждане, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, созданными до ДД.ММ.ГГГГ, права на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, при условии, что указанные земельные участки свободны от прав третьих лиц и находятся в населенных пунктах вне зон с особыми условиями использования территорий либо находятся в зоне сельскохозяйственного использования для ведения личного подсобного хозяйства.
Документом, подтверждающим право на внеочередное приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, является один из следующих документов: домовая книга; документы об оплате земельного налога (платежей за землю) (два и более), которые должны иметь дату своего создания до ДД.ММ.ГГГГ; документы от специализированных государственных организаций технической инвентаризации, содержащие сведения о дате создания жилого дома (история домовладения) и включающие в себя указание на первичную техническую инвентаризацию объекта до ДД.ММ.ГГГГ; решения судов, подтверждающие факт пользования земельным участком до ДД.ММ.ГГГГ; регистрация по месту жительства (прописка).
При наличии вышеуказанных оснований гражданин вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему занимаемого земельного участка в собственность бесплатно.
В данном случае истец обратился в суд с иском к ответчику об установлении факта пользования занимаемым им земельным участком до 31.12.2015г., поскольку у него не имеется иных доказательств, подтверждающих данный факт, который согласно п.5 ст. 12.1 Закона РБ от ДД.ММ.ГГГГ N601-III имеет значение для рассмотрения вопроса о предоставлении ему занимаемого земельного участка в аренду.
Таким образом, для установления факта пользования земельным участком заинтересованному лицу необходимо доказать, в том числе, наличие на испрашиваемом земельном участке жилого дома и факт проживания в нем.
В силу требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В силу требований ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Судом установлено, что Дамбаев А.Б. в ДД.ММ.ГГГГ. самовольно осуществил строительство жилого дома на земельном участке по адресу <адрес>. Факт пользования истцом земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, и возведенным на нем жилым домом подтверждается фотокопиями карты «Google», справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, личной карточкой от ДД.ММ.ГГГГ, а также показаниями свидетелей <данные изъяты> допрошенных в судебном заседании и подтвердивших факт строительства Дамбаевым А.Б. жилого дома на испрашиваемом земельном участке и его проживание в нем с 2015года по настоящее время.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Согласно представленному в материалы дела техническому плану здания, декларации об объекте недвижимости построенный объект недвижимости представляет собой деревянный одноэтажный жилой дом общей площадью <данные изъяты>
Из пояснений истца, показаний свидетелей следует, что истец проживает в указанном строении, которое является для него единственным местом жительства. Отсутствие в доме водопровода и системы канализации само по себе доводы стороны истца в указанной части не опровергает.
Обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для признания жилого дома, в котором проживает истец, непригодным для проживания, перечисленных в разделе III Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», судом не установлено. Капитальное строение, расположенное на испрашиваемом земельном участке, положениям раздела II приведенного выше Положения не противоречит.
Отсутствие ограждения доводы истца о владении земельным участком и возведенным на нем до ДД.ММ.ГГГГ. жилым домом не опровергает. В данном случае истцом определены границы испрашиваемого земельного участка путем определения его координат по фактическим границам владения. Обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у истца права на предоставление земельного участка в аренду в соответствии с положениями Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 601-III (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О земле", судом также не установлено.
Вопреки доводам представителя ответчика, жилой дом, в котором проживает истец, отображается на снимках информационной системы «Google планета Земля», сделанных ежегодно, начиная с 2015г. по настоящее время. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля геодезист <данные изъяты> также подтвердил факт наличия жилого помещения, пригодного для проживания, по состоянию на декабрь 2021г.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводам, что факт пользования истцом спорным земельным участком в виде проживания в расположенном на нем жилом доме, подтвержден с достаточной степенью достоверности. Представленные истцом доказательства отвечают требованиям ст. 55 ГПК РФ и принимаются судом в качестве таковых.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что факт пользования Дамбаевым А.Б. земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, и расположенным на нем жилым домом до 31.12.2015г. подтвержден с достаточной степенью достоверности.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, при рассмотрении конкретного дела суд обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением одних лишь формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным (постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 28-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П и др.).
Формальный подход тем более не допустим в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан. Исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом представленных суду доказательств, суд приходит к выводам об удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Дамбаева А. Б. к Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> об установлении факта пользования земельным участком удовлетворить.
Установить факт пользования Дамбаевым А. Б. земельным участком, <адрес>, имеющим характерные координаты точек:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
и возведенным на нем до 31.12.2015г. жилым домом.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья: Н.А. Кузубова