УИД 77RS0008-02-2022-005157-76
Судья: Абалакин А.Р.
гр. дело суда первой инстанции № 2-2488/2022
гр. дело суда апелляционной инстанции № 33-8727/2023
АПЕЛЛЯЦИОНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
адрес 20 марта 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Чубаровой Н.В.,
судей Куприенко С.Г., Акульшиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сосновой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Куприенко С.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе ДГИ адрес в лице представителя фио на решение Зеленоградского районного суда адрес от 02 ноября 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования фио к ДГИ адрес о признании права собственности – удовлетворить.
Признать за фио право собственности на квартиру 39, расположенную по адресу: адрес, адрес, в порядке наследования по закону после смерти фио.
Решение является основанием для регистрации или прекращения регистрации права собственности в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратился в суд к ответчику ДГИ адрес с иском о признании права собственности, ссылаясь на то, что 30 ноября 2011 г. умерла фио, наследником после смерти которой является фио (сын). Завещание не составлялось. После смерти фио открылось наследство, состоящее из жилого помещения (квартиры) общей площадью 48,7 кв.м., жилой площадью 31,7 кв.м., расположенной по адресу: адрес, адрес, кадастровый номер 77:10:0004001:3275. Истец вступил во владение наследственным имуществом, так как проживает в квартире, принадлежащей наследодателю, пользуется имуществом и вещами, принадлежащими наследодателю. Истец производит за свой счет расходы на содержание наследственного имущества. В течение установленного законом срока истец обращался к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако, наследственное дело не было открыто, поскольку документы, подтверждающие право собственности на квартиру, были утрачены еще при жизни фио Сохранился оригинал Соглашения об общем владении строением и долевом участии в его содержании и ремонте от 25 февраля 1994 г., в котором указано, что частным собственником квартиры № 39 является фио на основании договора купли-продажи, зарегистрированного в Департаменте муниципального жилья от 25 февраля 1994 г. № 2-173589. На основании изложенного истец просил признать за ним право собственности в порядке наследования на квартиру №39, расположенную по адресу: адрес, адрес.
Представитель истца в судебное заседание суда первой инстанции явился, требование поддержал.
Представитель ДГИ адрес в судебное заседание суда первой инстанции явился, возражал против удовлетворения иска.
Третьи лица УФРС по адрес, Московская городская нотариальная палата своих представителей в судебное заседание суда первой инстанции не направили, извещены.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ДГИ адрес в лице представителя по доверенности фио по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Истец фио в заседание судебной коллегии не явился, обеспечил явку своего представителя по доверенности фио, который доводы апелляционной жалобы не признал, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель ответчика ДГИ адрес в заседание судебной коллегии не явился, извещен судом надлежащим образом, доказательств уважительности причин отсутствия не представил.
Представители третьих лиц Московская городская нотариальная палата, УФРС России по Москве в заседание судебной коллегии не явились, извещены судом надлежащим образом.
Проверив материалы дела, заслушав явившихся участников процесса, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении: факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.
Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В силу ст. 268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.
В соответствии со ст. ст. 130-131 ГК РФ, ст. ст. 4, 17, 28 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности подлежит государственной регистрации; решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности.
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Право наследования гарантируется Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 35).
В силу ст. 1110 ГК РФ, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное.
При этом в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ).
Наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ (ст. 1111 ГК РФ).
Согласно ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст. ст. 1142-1145 и ст. 1148 ГК РФ.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления (ст. 1142 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1 ст. 1153 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии со ст.218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 30 ноября 2011 г. умерла фио, наследником после смерти которого является фио (сын) (л.д. 13, 14).
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 06 ноября 2014 г., фио принял наследство после смерти фио в виде земельного участка с кадастровым номером 50:09:0050426:209 по адресу: адрес, с/т «Лесная Полянка» в районе адрес. Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 06 ноября 2014 г., фио принял наследство после смерти фио в виде денежных вкладов.
Умершей фио на момент смерти принадлежала квартира №39, расположенная по адресу: адрес, адрес, на основании договора купли-продажи от 24 февраля 1994 г., зарегистрированного в Департаменте муниципального жилья 25 февраля 1994 г. за № 2-173589.
Согласно постановлению нотариуса адрес фио от 06 ноября 2014 г., фио отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на вышеуказанную квартиру, поскольку подлинные правоустанавливающие документы на квартиру утеряны.
В соответствии с п. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Истец принял наследство в установленном законом порядке, обратившись своевременно к нотариусу.
Других наследников к имуществу умершей фио, кроме фио, не имеется.
Учитывая, что наследодателю фио на момент смерти принадлежала квартира № 39, расположенная по адресу: адрес, адрес, фио фактически принял наследство после её смерти, суд признал право собственности на квартиру № 39, расположенную по адресу: адрес, адрес.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела. Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, установленных по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не исследованы обстоятельства наличия родства истца и наследодателя, им не дана правовая оценка, несостоятелен, поскольку соответствующие доказательства истцом представлены в материалы дела (л.д. 13, 14), кроме того, часть наследственного имущества истцом принята, о чем ему выданы свидетельства о праве на наследство по закону.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия находит установленным факт родственных отношений между истцом и наследодателем, доказательств обратного в нарушение ст. 56 ГПК РФ, предусматривающей, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций стороной ответчика представлено не было.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
При рассмотрении дела суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленоградского районного суда адрес от 02 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи