Дело № 2-864/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2015 г.
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Венедиктовой Е.Н.,
при секретаре Ульевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кульшиной Т. Н. и Кульшиной Т. В. к администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области, администрации Тамбовского района Тамбовской области, администрации Тамбовской области, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России), Министерству обороны Российской Федерации (Минобороны России) о признании права собственности на жилой дом и земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Кульшина Т.Н. обратилась в суд с иском к администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области, администрации Тамбовского района Тамбовской области о признании права собственности на жилой дом площадью 22,40 кв.м., и земельный участок площадью 406 кв.м. (в кадастровом квартале № №), расположенные по адресу: <адрес>, указав, что она зарегистрирована в <адрес> сельсовета Тамбовского района Тамбовской области. За ней на праве постоянного (бессрочного) пользования был закреплен земельный участок площадью 406 кв.м. В связи с тем, что дом и квартира, в которой она зарегистрирована, пришли в ветхое состояние, в 1991 году на этом земельном участке она построила деревянный жилой дом, в котором стала проживать. Права на этот дом не были оформлены, однако перед строительством было получено устное разрешение руководства лесхоза, на территории которого в то время находился <адрес>. В связи с тем, что на земельном участке находится объект недвижимости и расположен на территории запретного района, установленного Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2000 г. № 135, ей было отказано в формировании земельного участка.
Кульшина Т.В. обратилась в суд с иском к администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области о признании права собственности на жилой дом площадью 22,40 кв.м., и земельный участок площадью 406 кв.м. (в кадастровом квартале № №), расположенные по адресу: <адрес>, указав, что она проживала и была зарегистрирована в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Вместе с квартирой на праве постоянного бессрочного пользования за ней был закреплен земельный участок, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги № Новолядинского поссовета от ДД.ММ.ГГГГ Квартира, в которой она проживала с мужем и двумя сыновьями, имела общую площадь всего лишь 24 кв.м., и в 1989 г. она решила построить на этом земельном участке вышеуказанный жилой дом. В 1991 г. её старший сын женился и фактически стал проживать в этом доме и достраивать его. Права на данный дом она не оформляла, однако перед строительством было получено устное разрешение руководства лесхоза, на территории которого в то время располагался <адрес>. В 2005 году квартира, в которой она проживала, была приватизирована. Постановлением администрации Новолядинского поссовета был определен адрес спорного дома - <адрес> В 2010 году <адрес> был признан аварийным. В 2014 г. она переехала в квартиру по адресу: р.<адрес> был снесен, а спорный дом, построенный её семьей, до сих пор они не могут оформить.
В ходе рассмотрения дела определением Тамбовского районного суда Тамбовской области к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены: администрация Тамбовской области, Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России), Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России).
Ответчик администрация Тамбовского района Тамбовской области представила отзыв на исковое заявление Кульшиной Т.Н., в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку истица Кульшина Т.Н. до начала строительства объектов недвижимости не обращалась в уполномоченный орган за получением разрешений с приложением всех необходимых документов. Кульшина Т.Н. не представила доказательства того, что ей кем-либо чинились препятствия в получении разрешений или в получении таких разрешений ей было необоснованно отказано. Строительство объектов было осуществлено без согласия собственника земельного участка и без получения необходимых разрешений на земельном участке, не отведенном для целей строительства. Кульшина Т.Н. не предприняла необходимые меры по получению разрешительной документации на осуществление строительства в установленном законом порядке, не предоставила правоустанавливающие документы на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Кроме того, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится в запретной зоне, установленной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2014 г. № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (л.д.157-160 т.1).
Ответчик администрация Тамбовской области представила отзыв на исковые заявление, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что согласно ответу прокуратуры Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> был полностью расположен в запретном районе военного объекта базы войсковой части № 5543. Запретная зона и запретный район военного объекта базы войсковой части № (42765) установлены постановлением администрации Тамбовской области от 06 августа 2012 г. № 56 на основании пункта 5 Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2000 г. № 135. Согласно указанному постановлению администрации в отношении объектов базы войсковой части 55443 (42765) установлена запретная зона в размере 400 м и запретный район в размере 3 км. В настоящий момент Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2000 г. № 135 является недействующим и вместо него принято Постановление Правительства РФ от 05 мая 2014 г. № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны». Вместе с тем принятое постановление не содержит указаний на отмену ранее установленных границ запретных территорий. В связи с тем, что спорный земельный участок расположен в границах запретной зоны военного объекта, он не может быть предоставлен в собственность. В связи с тем, что земельный участок, на котором находится самовольно возведенный Рязановой Т.Ю. жилой дом, в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование не предоставлялся, разрешение на его строительство не выдавалось, то требование о признании права собственности на указанное строение в силу ст.222 ГК РФ удовлетворению не подлежит (л.д.191-195 т.1).
Ответчик ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России представило отзыв на исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что истицей не представлены доказательства её прав на спорные земельный участок и жилой дом, а также доказательств того, что исковые требования не нарушают права Российской Федерации. При этом по заявленному адресу имеются земельные участки, переданные для нужд обороны на учет ФГКУ «Центральное ТУИО», в частности, земельные участки: № № площадью <данные изъяты> кв.м., № № площадью <данные изъяты> кв.м., № № площадью <данные изъяты> кв.м., № № площадью <данные изъяты> кв.м. (т.2).
Ответчик Минобороны России представило отзыв на исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку в соответствии с Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны», запретные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков, приватизация земель данной категории запрещена (т.2).
В судебном заседании истица Кульшина Т.Н. поддержала свои исковые требования, не возражала против исковых требований Кульшиной Т.В., дополнив, что изначально спорным земельным участком пользовалась Кульшина Т.В., которая начала строительство спорного жилого дома, а после регистрации брака между ней и сыном Кульшиной Т.В. Кульшиным С.Н. она стала пользоваться этим участком и проживать в доме. Просит признать право собственности на спорное имущество за ней или за Кульшиной Т.Н., поскольку спора между ними об этом имуществе не имеется.
В судебном заседании истица Кульшина Т.В. поддержала свои исковые требования, не возражала против исковых требований Кульшиной Т.Н., поддержала объяснения Кульшиной Т.Н., данные в судебном заседании.
В последнее судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Тамбовского района Тамбовской области Попова Е.Н. (по доверенности) поддержала вышеприведенные письменные возражения администрации Тамбовского района Тамбовской области.
В судебном заседании представитель ответчика -администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области, глава администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области Акимов Д.Н. в судебном заседании не возражал против исковых требований, пояснив, что в похозяйственных книгах поссовета Тамбовского района Тамбовской области отсутствуют сведения о спорном земельном участке, дате и основании его предоставления Кульшиной Т.Н. или Кульшиной Т.В., поскольку <адрес> был передан в муниципальную собственность Новолядинского поссовета только в 2007 году, и в 2014 году снесен с предоставлением истицам других жилых помещений. Сведения о жилом доме и земельном участке, расположенных по адресу: <адрес>, в похозяйственных книгах сельсовета отсутствуют, хотя в сельсовете известно что данным имуществом фактически пользуется Кульшина Т.Н.
В последнее судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Ответчики администрация Тамбовской области, ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России и Минобороны России в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представив заявления о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Заслушав лиц, участвующих в деле, их представителей, огласив показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, необходимо отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ч.ч.2 и 3 ст.87 Земельного кодекса РФ земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:
1) земли промышленности;
2) земли энергетики;
3) земли транспорта;
4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
5) земли для обеспечения космической деятельности;
6) земли обороны и безопасности;
7) земли иного специального назначения.
Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88-93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий (ч.2).
В соответствии с ч.5 ст.27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:
1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
2) из состава земель лесного фонда;
3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;
7) предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения;
9) занятые объектами космической инфраструктуры;
10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно абз.2 ч.2 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с ч.ч.2,3 ст.87 Земельного кодекса РФ земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:
1) земли промышленности;
2) земли энергетики;
3) земли транспорта;
4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
5) земли для обеспечения космической деятельности;
6) земли обороны и безопасности;
7) земли иного специального назначения.
Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88-93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий (ч.2).
В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон (ч.3).
В силу ч.ч. 1 и 7 ст.93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами (ч.1).
В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации (ч.7).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 N 135 утверждено Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Данное Положение определяет назначение и порядок установления запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах центрального и окружного подчинения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также основные требования и меры безопасности, которые должны в них соблюдаться.
Постановлением главы администрации Тамбовской области № 56 от 06 августа 2012 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2000 г. № 135 «Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов» и в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения, объектов производственного, социально-бытового и иного назначения области, а также охраны окружающей среды и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера администрации области постановлено:
1. Определить запретную зону войсковой части 42 765 шириной от внешнего ограждения территории войсковой части – 400 метров;
2.На территории запретной зоны запретить проживание граждан, нахождение граждан без специального разрешения, строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельбу из огнестрельного оружия и проведение иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности войсковой части 42765;
3. В случае особой необходимости работы на территории запретной зоны могут проводиться по разрешению соответствующих органов местного самоуправления и согласованию с командиром войсковой части 42 765;
4. Определить запретный район войсковой части 42765 шириной от внешнего ограждения территории войсковой части – 3 километра.
5. На территории запретного района запретить строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности войсковой части 42 765 и сохранности находящегося там имущества.
6. В случае особой необходимости строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения на территории запретного района может быть разрешено администрацией области по согласованию с органами военного управления, в ведении которых находится войсковая часть 42765.
Как пояснил в судебном заседании командир войсковой части № Селедкин А.В., допрошенный судом в качестве свидетеля, спорный земельный участок в <адрес> был включен в границы запретной зоны в 2000 г. при определении запретной зоны войсковой части № 42765.
Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2014 г. № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» в соответствии с пунктом 7 статьи 93 Земельного кодекса РФ Правительством Российской Федерации было постановлено:
1. Утвердить Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.
2. Министерству обороны Российской Федерации до 1 июня 2014 г. образовать в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением, межведомственную комиссию по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, и утвердить регламент ее работы.
3. Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной службе охраны Российской Федерации до 31 декабря 2015 г. осуществить мероприятия по установлению запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.
Согласно п.6 вышеуказанного Положения для военных объектов, расположенных в границах населенных пунктов, запретная зона устанавливается по внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, по его внешнему периметру.
В соответствии с п.12 данного Положения на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
В силу п.15 указанного Положения нормы, предусмотренные пунктами 10-14 настоящего Положения, применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны в государственный кадастр недвижимости.
Вместе с тем до настоящего времени сведения о границах запретной зоны в государственный кадастр недвижимости не внесены, что подтверждается сообщением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах запретной зоны в <адрес> (л.д.1 т.2).
Из материалов дела следует, что земельные участки № № площадью <данные изъяты> кв.м., № № площадью <данные изъяты> кв.м., № № площадью <данные изъяты> кв.м., № № площадью 7500 кв.м., на которые указывает ответчик ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России в возражениях на иск, находятся не в границах кадастрового квартала № №, где расположен спорный земельный участок, что подтверждается кадастровым планом территории кадастрового квартала № № (л.д.135 т.2).
Вместе с тем оснований для признания права собственности на земельный участок за истицами не имеется.
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
В соответствии с п.п.9, 9.1. ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения" (п.9).
Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается (п.9.1).
В силу абз.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Из уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что право собственности на здание и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, ни за кем не зарегистрировано (л.д.20,21 т.1).
По сообщению ГУПТИ Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, также ни за кем не зарегистрировано (л.д.43 т.1).
Из уведомления Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в государственной кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>-г (л.д.92 т.1).
Согласно ответу администрации Тамбовского района Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Кульшиной Т.Н. ей было отказано в формировании земельного участка площадью 406 кв.м., расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, в 0,73 м от <адрес>, используемого для ведения личного подсобного хозяйства, поскольку согласно представленному плану границ на данном земельном участке расположены объекты недвижимости, правоустанавливающие документы на которые не представлены. При этом указано, что данный участок расположен в запретном районе, установленном согласно требованиям Положения об установлении запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2000 г. № 135 (л.д.8 т.1).
Из ответа администрации Тамбовского района Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кульшиной Т.Н. в соответствии с п.2 ст.55 Градостроительного кодекса РФ было отказано в выдаче разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию, поскольку администрация района не выдавала разрешение на строительство (л.д.91 т.1).
В сообщении администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что кадастровый квартал №, в котором расположен <адрес>, согласно генеральному плану Новолядинского поссовета, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, входит в границы Новолядинского поссовета. Неоформленные в собственность земельные участки, находящиеся в границах данного квартала, являются землями неразграниченной собственности, распоряжение которыми с ДД.ММ.ГГГГ с учетом изменений в ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», относится к полномочиям органов местного самоуправления (т.2).
При этом постановлением администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ постановлено выделить из земель государственной собственности земельный участок с кадастровым номером № площадью 406 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в 0,73 м от <адрес> зоне ЖЗ-1, цель предоставления участка: для индивидуального жилищного строительства. Категория земельного участка - земли населенных пунктов (т.2).
Согласно выписке из Правил землепользования и застройки Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок согласно данным Правилам землепользования находится в границах населенного пункта <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов; зона ЖЗ-1, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства (т.2).
Судом установлено, что каких-либо документов о праве на земельный участок Кульшиной Т.Н. и Кульшиной Т.В. не выдавалось и суду не представлено.
В сообщении администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что информацией о форме предоставления спорного земельного участка (устное или письменное разрешение) администрация Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области не располагает, поскольку жилой дом № был передан в ведение Новолядинского поссовета только в 2007 году (т.2).
Суд считает, что длительное фактическое пользование истицами спорным земельным участком не является основанием для возникновения права собственности на него по смыслу вышеприведенных требований Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», постановления Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", постановления Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Указание в похозяйственных книгах Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области на самообложение не подтверждают возникновение у Кульшиной Т.В. или Кульшиной Т.Н. права собственности на спорный земельный участок.
При этом согласно сообщению Межрайонной ИФНС России № 4 по Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ сведения о жилом доме с номером 8г, расположенном в <адрес>, а также об их правообладателях в базе инспекции отсутствуют. Начисление налога за указанные объекты не производилось (т.2).
Выписка из похозяйственной книги учета № Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ, содержащая указание на то, что за Кульшиной Т.Н., проживающей по адресу: <адрес>, значится земельный участок на праве бессрочного пользования, опровергается другими материалами дела (л.д.19 т.1).
Администрация Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области в сообщении № от ДД.ММ.ГГГГ указала, что <адрес> имел прилегающие земельные участки, находящиеся в пользовании граждан. За квартирой № был закреплен земельный участок площадью 406 кв.м., на котором гражданкой Кульшиной Т.Н. самовольно возведен дом и хозяйственные постройки. После признания <адрес> аварийным и подлежащим переселению, граждане были переселены, а дом снесен на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.96 т.1).
Из копий страниц похозяйственных книг Новолядинского поссовета следует, что за Кульшиной Т.В. по адресу: <адрес>, а затем за Кульшиной Т.Н. – по адресу: <адрес>, значилось хозяйство. При этом указания на принадлежность земельного участка, дату и основание возникновения права на него не имеется (л.д.132-148 т.1; т.2).
Кроме того, согласно плану границ спорного земельного участка (л.д.78 т.1) адрес его местонахождения: Тамбовская область, Тамбовский район, в 0,73 м от <адрес>; адрес спорного строения согласно техническому паспорту ГУПТИ <адрес>. При этом в выписке из похозяйственной книги поссовета и копиях страниц из похозяйственных книг речь идет о пользовании земельным участком по адресу: <адрес>, т.е. о многоквартирном двухэтажном жилом доме, расположенном по указанному адресу.
Таким образом, сведения в похозяйственных книгах о принадлежности истицам спорного имущества отсутствуют.
Ссылка истицы Кульшиной Т.Н. на то, что для улучшения жилищных условий было осуществлено строительство спорного дома, и она приобрела право собственности на него, не является обоснованной.
Из материалов дела следует, что Кульшина Т.В. и её бывшая сноха Кульшина Т.Н. и её семья действительно проживали в доме, расположенному по адресу: <адрес> (квартиры №№ и №), находящемся сначала в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области, а затем Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области (постановление, акт передачи объектов – л.д.118-120 т.1).
Следовательно, квартиры №№ и 6, расположенные по адресу: <адрес>, находились изначально в пользовании Кульшиной Т.В. и Кульшиной Т.Н. и членов их семей на правах социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Тамбовского района Тамбовской области (наймодатель) и Кульшиной Т.В. (наниматель) был заключен договор социального найма помещения, расположенного по адресу: <адрес> (т.2).
В дальнейшем по договору о безвозмездной передаче жилья в собственность, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между Кульшиной Т. В. и администрацией <адрес>, расположенная в доме по вышеуказанному адресу, была передана в собственность Кульшиной Т.В. (т.2).
Вместе с тем постановлением администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ жилые дома №№ 5,7,8 <адрес> были признаны аварийными и подлежащими сносу (л.д.106 т.1).
Постановлением администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ было постановлено произвести снос аварийных жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>, д.№, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.97 т.1).
Из акта, составленного ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе: Л.В.Лаптевой, Ю.А. Грезневой, А.П. Неермоловой, следует, что на основании постановления администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ был произведен снос жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в том числе и <адрес> (акт-л.д.105 т.1).
При этом по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ Кульшиной Т.Н. и членам её семьи была предоставлена из муниципальной собственности Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области квартира, расположенная по адресу: <адрес>, р.<адрес> (выписка из реестра-л.д.123 т.1; договор социального найма-л.д.121т.1); а Кульшиной Т.В. – на основании договора, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области, в соответствии со ст.32 ЖК РФ взамен <адрес> - предоставлена в собственность квартира, расположенная по адресу: <адрес> (договор мены-л.д.9-10 т.2; свидетельство о регистрации права-л.д.8 т.2).
Следовательно, вопрос о жилищных правах был разрешен предоставлением Кульшиной Т.В. и Кульшиной Т.Н. других жилых помещений.
Фактическое пользование сначала Кульшиной Т.В., а затем Кульшиной Т.Н. спорным земельным участком, расположенным недалеко от дома №, находившегося в муниципальной собственности и впоследствии снесенного, не является основанием для возникновения права собственности на землю.
Отсутствие документов о праве Кульшиной Т.В., а также Кульшиной Т.Н. на спорный земельный участок подтвердили в судебном заседании и представитель ответчика - глава Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области Акимов Д.Н., а также бывший глава Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области Храмцов М.Л., пояснивший что в период с 2000 г. по 2007 г., он осуществлял обязанности главы данного поссовета и знает, что в этот период времени Кульшина Т.Н. пользовалась спорным земельным участком, однако с заявлением о предоставлении ей данного участка не обращалась.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Кульшиной Т.Н. и Кульшиной Т.В. о признании за ними права собственности на земельный участок не имеется.
Исковые требования в части признания права собственности на жилой дом также не подлежат удовлетворению.
Согласно ч.ч.1,2.3 ст.222 ГК РФ, в редакции, действовавшей на момент обращения в суд с иском, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (ч.1).
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом <данные изъяты> 3 настоящей статьи (ч.2).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (ч.3).
В силу ч.ч.1,2,3 ст.222 ГК РФ, в редакции, действующей на момент вынесения решения, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (ч.1).
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи (ч.2).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом (ч.3).
Согласно техническому паспорту на спорный жилой дом, составленному ГУПТИ Тамбовской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30-38 т.1), документы о праве на земельный участок, на котором возведено строение, и разрешение на строительство не предъявлены.
Данное обстоятельство подтвердила в судебном заседании специалист ГУПТИ Тамбовской области Попова Л.В.
Не представлены перечисленные документы и в ходе рассмотрения настоящего дела.
Из материалов дела следует, что возведение спорного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>-г, было осуществлено Кульшиной Т.В. Затем в данном доме с 1991 г. стал проживать её сын Кульшин С.Н. и его жена Кульшина Т.Н., брак между которым был расторгнут в 2013 году (копия свидетельства о расторжении брака-л.д.168 т.1).
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями истиц Кульшиной Т.В. и Кульшиной Т.Н. в судебном заседании; копиями из похозяйственных книг, согласно которым главами хозяйств в многоквартирном доме № значились Кульшина Т.В. и Кульшина Т.Н., копией технического паспорта строения, где год постройки указан – 1991 г. (л.д.30-38 т.1); справкой администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Кульшиной Т.В. за пользование земельным участком с 1971 г. по 1989 г. производились налоговые начисления по самообложению по адресу: <адрес>, а после 1989 г. данным участком пользуется Кульшина Т.Н. (л.д.131 т.1). Данные обстоятельства никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривались.
Таким образом, учитывая то, что земельный участок, на котором возведено спорное строение, не предоставлялся ни Кульшиной Т.В., ни Кульшиной Т.Н. в установленном порядке, не принадлежит им на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, и строение создано без получения необходимых разрешений на него в соответствии с требованиями ч.ч. 1 и 3 ст.222 ГК РФ, оснований для признания на него права собственности не имеется.
Соответствие данного строения действующим нормам и правилам, подтвержденное представленными суду заключениями ОАО «Тамбовкоммунпроект» 2014 г. (л.д.22-29 т.1) и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.79 т.1), не является достаточным для признания за истицами права собственности на вышеуказанный жилой дом.
Ссылка истицы Кульшиной Т.Н. на длительность пользования спорным имуществом, также не является обоснованной.
Согласно абз.абз.1 и 2 ч.1 ст.234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
В п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда ПФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснялось, что при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владением является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности (пункт 3 статьи 234 ГК РФ);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Кроме того, в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19 марта 2014 г., указывалось, что приобретательная давность не может распространяться на случаи, когда в качестве объекта владения и пользования выступает самовольно возведенное строение, в том числе расположенное на неправомерно занимаемом земельном участке, поскольку в подобной ситуации отсутствует такое необходимое условие, как добросовестность застройщика, так как, осуществляя самовольное строительство, лицо должно было осознавать отсутствие у него оснований для возникновения права собственности. Тогда как лишь совокупность всех перечисленных в ст.234 ГК РФ условий (добросовестность, открытость и непрерывность владения как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет) является основанием для приобретения права собственности на это имущество в силу приобретательной давности.
Таким образом, учитывая то, что спорное строение обладает признаками самовольной постройки, возведено на земельном участке, не предоставленном для этих целей, владение которой не является добросовестным, давностное владение спорным имуществом не является основанием для признания права собственности на него.
С учетом изложенного в удовлетворении исковых требований необходимо отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Кульшиной Т. Н. и Кульшиной Т. В. в удовлетворении их исковых требований к администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области, администрации Тамбовского района Тамбовской области, администрации Тамбовской области, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России), Министерству обороны Российской Федерации (Минобороны России) о признании права собственности на жилой дом и земельный участок.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Тамбовский районный суд Тамбовской области с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29 сентября 2015 г.
Председательствующий - Венедиктова Е.Н.