63RS0039-01-2021-000388-29
2а-913/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 апреля 2021 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.И.
при секретаре Ахметовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-913/2021 по административному иску МИФНС России № 18 по Самарской области к Михайлову Юрию Леонтьевичу о взыскании обязательных платежей,
установил:
МИФНС России № 18 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Михайлова Ю.Л. налоговой недоимки, указав, что административный ответчик является плательщиком транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц в связи наличием в его собственности в проверяемый налоговый период объектов налогообложения, обязанность по уплате налога не исполнил, ранее выданный судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению должника.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит взыскать с Михайлова Ю.Л. следующую задолженность:
- налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 344 руб., пени в размере 199,41 руб.,
- транспортный налог за 2018 год в размере 11 293 руб., пени в размере 7 164,92 руб.,
- земельный налог за 2018 год в размере 294 руб., пени в размере 211,35 руб.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Ахмадуллина С.В. требования поддержала, просила удовлетворить административный иск в полном объеме.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие или об отложении судебного разбирательства не просил.
В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав лицо, участвующее в деле, исследовав материалы, суд приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст.400 НК РФ).
На основании статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).
Из материалов дела следует, что Михайлов Ю.Л. является плательщиком транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц в связи с наличием в его собственности в проверяемые налоговые периоды (2014-2018 года) объектов налогообложения: автомобили <данные изъяты>, земельный участок с КН №, нежилое помещение с КН №, что подтверждается сведениями об имуществе налогоплательщика (л.д. 60-62, 64-65).
На основании сведений о зарегистрированных объектах налогообложения административному ответчику направлялись налоговые уведомления №44898712 от 25.07.2019 о суммах налога за 2018 год, №55696346 от 23.08.2018 о суммах налога за 2017 год, №31113363 от 21.09.2017 о суммах налога за 2016 и 2014 года, №109081780 от 04.09.2016 о суммах налога за 2015 год (л.д. 28-30, 31-35, 36-40, 41-45).
В связи с неуплатой налога за 2018 год налогоплательщику выставлено требование № 77568 по состоянию на 23.12.2019 об уплате в срок до 10.02.2020 недоимки по налогам и начисленным пени (л.д. 21).
В связи с несвоевременной уплатой налогов за 2014-2017 года налоговым органы начислены пени на недоимку по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и земельному налогу и выставлено требование №63970 от 11.07.2019 об уплате пени в срок до 25.10.2019 (л.д. 11).
Указанные требования направлены в адрес налогоплательщика посредством размещения в личном кабинете налогоплательщика, оставлены без исполнения (л.д. 13, 23).
В силу ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Положениями ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей до 23.12.2020) определено, что заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке главы 32 КАС РФ может быть подано только в случае отмены судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций либо отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Срок исполнения требования № 63970 от 11.07.2019 установлен до 25.10.2019, общая сумма недоимки превышала 3000 рублей, следовательно, заявление о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по данному требованию должно было быть подано в срок до 25.04.2020.
Срок исполнения требования № 77568 от 23.12.2019 установлен до 10.02.2020, общая сумма недоимки превышала 3 000 рублей, следовательно, заявление о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по данному требованию должно было быть подано в срок до 10.08.2020.
Согласно реестру заявлений о вынесении судебных приказов, переданных мировому судье судебного участка №27 Ленинского судебного района г.Самары, заявление о вынесении судебного приказа в отношении Михайлова Ю.Л. подано налоговым органом 12.05.2020, то есть с пропуском срока в отношении требования № 63970 от 11.07.2019.
15.05.2020 мировым судьей судебного участка №27 Ленинского судебного района г.Самары Самарской области вынесен судебный приказ №2а-1201/2020 о взыскании с Михайлова Ю.Л. транспортного налога за 2018 год в размере 11 293 руб., пени в размере 7 164,92 руб. за 2014-2017 гг., налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 344 руб., пени в размере 199,41 руб. за 2014-2017 гг., земельного налога за 2018 год в размере 294 руб., пени в размере 211,35 руб. за 2014-2017 гг. То есть взыскана задолженность по налогам и пени по требованиям № 63970 от 11.07.2019 и № 77568 от 23.12.2019.
29.07.2020 судебный приказ №2а-1201/2020 от 15.05.2020 отменен в связи с поступившими возражениями ответчика относительно его исполнения (л.д.8-10).
Административное исковое заявление согласно штампу на почтовом конверте подано в суд 25.01.2021, то есть в установленный ст. 48 НК РФ шестимесячный срок с момента вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, налоговым органом нарушен шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по требованию № 63970 от 11.07.2019.
Уважительных причин, препятствовавших налоговой инспекции в предусмотренный законом срок обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа по данному требованию, не установлено и административным истцом не указано.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч.8 ст.219 КАС РФ), в связи с чем недоимка по требованию № 63970 от 11.07.2019 не подлежит взысканию.
Срок подачи заявления о вынесении судебного приказа и административного иска о взыскании недоимки по требованию№ 77568 от 23.12.2019 не нарушен, доказательства исполнения данного требования не представлены.
Расчет налогов приведен в налоговом уведомлении №44898712 от 25.07.2019, размер суммы пени приведен в представленном расчете, является арифметически верным (л.д. 24-25).
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что требования МИФНС России № 18 по Самарской области подлежат частичному удовлетворению. С Михайлова Ю.Л. подлежит взысканию налоговая недоимка: по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 344 руб., пени в размере 1,47 руб., по транспортному налогу за 2018 год в размере 11 293 руб., пени в размере 48,28 руб., по земельному налогу за 2018 год в размере 294 руб., пени в размере 1,26 рублей, а всего 11 982,01 руб.
Поскольку на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета г.о. Самара подлежит взысканию государственная пошлина в размере 479 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление МИФНС России № 18 по Самарской области к Михайлову Юрию Леонтьевичу о взыскании обязательных платежей удовлетворить частично.
Взыскать с Михайлова Юрия Леонтьевича, ИНН №, зарегистрированного по адресу: <адрес>, недоимку:
- по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 344 руб., пени в размере 1,47 руб.,
- по транспортному налогу за 2018 год в размере 11 293 руб., пени в размере 48,28 руб.,
- по земельному налогу за 2018 год в размере 294 руб., пени в размере 1,26 рублей, а всего 11 982,01 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Михайлова Юрия Леонтьевича в бюджет г.о. Самара государственную пошлину в размере 479 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 04.05.2021.