Дело №2-1246/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Ольга 17 марта 2017 года
Ольгинский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Сортова В.А., с участием истца Чупровой Т.А., при секретаре судебного заседания Яцышиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чупровой Т.А. к администрации Веселояровского сельского поселения, департаменту труда и социального развития Приморского края Администрации Приморского края о признании права на получение компенсации вследствие утраты урожая, возложении обязанности на администрацию Веселояровского сельского поселения включить Чупрову Т.А. в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая, возложении обязанности на Департамент труда и социального развития Приморского края Администрации Приморского края произвести выплату Чупровой Т.А. разовой материальной помощи,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование, что она имеет в пользовании земельный участок по адресу: <адрес>, который используется под огород. При обращении в администрацию с заявлением о выплате компенсации за утраченный урожай, истцу в такой выплате было отказано ввиду срока давности отсутствуют основания для установления факта причинения ущерба урожая в результате чрезвычайной ситуации сложившейся в результате наводнения на территории Приморского края в августе-сентябре 2016 года. Данный участок используется истцом в целях выращивания урожая для собственных нужд. Акт обследования земельного участка на предмет утраты урожая составлен не был, ввиду срока давности. Считает, что ей необоснованно отказано во включении в списки на оказание финансовой помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. Просит признать право Чупровой Т.А. на получение компенсации вследствие утраты урожая, возложить обязанность на администрацию Веселояровского сельского поселения включить Чупрову Т.А. в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на земельном участке, в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 02.09.2016г. № 413-па «Об оказании разовой материальной помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края в августе-сентябре 2016 года, за счет средств, выделяемых из краевого бюджета», возложить обязанность на Департамент труда и социального развития Приморского края Администрации Приморского края произвести выплату Чупровой Т.А. разовой материальной помощи в размере 10000 рублей.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивала, подтвердила изложенное в иске, просила его удовлетворить, пояснив, что она не знала о том, что необходимо писать заявление об утрате урожая, об этом она узнала из газет. Ее огород находится под наклоном и с двух сторон насыпана земля с других земельных участков, поэтому вода во время тайфуна долго не уходила. Смыло малину, огурцы, картофель. Ей не удалось сделать заготовки на зиму. После того как написала заявление, комиссия не приходила, она получила отказ о включении в списки пострадавших.
Свидетель ФИО3 в судебном заседании пояснил, что он проживает совместно с истцом. Во время тайфуна уровень воды в озере, рядом с которым находится дом, поднимался, затопило огород, размыло все грядки, пропал весь урожай.
Свидетель ФИО4 в судебном заседании пояснил, что он проживает по соседству с истцом, дом которой, находится на берегу озера, граничащее в заливом перешейком. Во время тайфуна перешеек волной заливало, вода попадала в озеро, вода в котором от проливных дождей поднялась и затопила рядом находившиеся огороды. Огород истца, как и его, был залит водой, урожай весь пропал, вода к тому же была соленая.
До судебного заседания от представителя ответчика — администрации Веселояровского сельского поселения поступило возражение, в котором указано, что истец обратилась с вопросом оказания материальной помощи по утере урожая только 31.10.2016г. по истечении 2-х месяцев прохождения чрезвычайной ситуации и выпадении первого снега. На момент обращения Чупровой Т.А. определить объем потери урожая и понесенный ущерб администрацией поселения не представляется возможной. Затопления территории с.Весёлый Яр в результате продолжительных ливневых дождей не было. Уровень воды в реке Тумановка выше многолетних пределов не поднимался. Считает, что обращение Чупровой Т.А. не соответствует действительности, т.к. граждане села, действительно пострадавшие от тайфуна обратились в администрацию поселения в сентябре 2016г. когда была возможность для работы комиссии и определении ущерба урожая. Данная категория граждан села получила возмещение понесенного ущерба, Чупрова Т.А. в администрацию села по вопросу утери урожая не обращалась.
Представитель ответчика - администрации Веселояровского сельского поселения извещен о месте и времени рассмотрения дела, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика — департамента труда и социального развития Приморского края, в представленном отзыве не признала исковые требования, просила рассмотреть дело без участия их представителя, указав, что актом обследования, составленным комиссией не было установлено утраты урожая, в связи с чем полагает, что оснований для оказания истцу разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке не имеется. Вместе с тем в настоящее время в списках представленных органом местного самоуправления в департамент истец отсутствует, в связи с чем, считает отдел ненадлежащим ответчиком.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав истца, свидетелей, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В силу абзаца 7 и 8 ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание, и работу в зонах чрезвычайных ситуаций.
Согласно пунктам «з» и «м» ст.10 указанного Федерального Закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ, Правительство РФ обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера; принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам РФ в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
kJ и
включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.
В соответствии с ч.2 ст.18 Федерального закона № 68-ФЗ, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту «л» п.1 ст.11 указанного Закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014г. №110, утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Распоряжением Правительства РФ от 05.09.2016 года №1860-р «О выделении Администрации Приморского края бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий наводнения, произошедшего на территории Приморского края» Администрации Приморского края выделены из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетные ассигнования в размере до 718,5 млн.рублей, в дом числе до 85 млн.рублей на оказание гражданам единовременной материальной помощи.
В соответствии с п.1.1 Постановления Администрации Приморского края № 413-па от 02.09.2016 года, граждане Российской Федерации, местом жительства которых в августе — сентябре 2016 года являлись жилые дома, квартиры, находящиеся на первых этажах многоквартирных домов, расположенные на территориях Дальнегорского, Дальнереченского, Лесозаводского, Находкинского, Уссурийского городских округов, Анучинского, Дальнереченского, Кавалеровского, Кировского, Красноармейского, Лазовского, Михайловского, Надеждинского, Октябрьского, Ольгинского, Партизанского, Пожарского, Тернейского, Ханкайского, Хасанского, Хорольского, Черниговского, Чугуевского, Шкотовского, Яковлевского муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края, вызванными тайфуном «LIONROCK» на территории Приморского края 29-30 августа 2016 года (далее соответственно - пострадавшие граждане, чрезвычайная ситуация), имеют право на разовую материальную помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Администрации Приморского края, в целях частичного покрытия расходов:
- в размере 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке;
- в размере 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая сельскохозяйственных культур на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном на территориях муниципальных образований Приморского края, указанных в настоящем пункте;
- в размере 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая на садовом, огородном земельных участках, а также на дачном земельном участке, предоставленном гражданину без права возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, расположенных на территориях муниципальных образований Приморского края, указанных в настоящем пункте.
Приказом МЧС России от 29.08.2014 года № 470 утвержден «Порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», согласно п.7 на основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи и (или) получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, составленных по форме согласно приложению № 9 к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в соответствии с приложениями № 10 и №12 к Правилам, подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Постановлением администрации Ольгинского муниципального района от 31.08.2016г. №191 «О мерах по предупреждению чрезвычайной ситуации - нарушения жизнедеятельности населения Ольгинского муниципального района» (в редакции Постановления №193 от 05.09.2016 года) на территории муниципального Ольгинского муниципального района с 14.00 часов 31 августа 2016 года введен режим чрезвычайной ситуации межмуниципального характера. В связи с длительным (более 5 суток) нарушением жизнедеятельности жизнеобеспечения населения в результате наводнения, произошедшего на территории Приморского края в августа-сентября 2016 года и выразившегося нарушением энергоснабжения, отсутствии связи, транспортного сообщения, централизованного подвоза продовольствия, воды и предметов первой необходимости на территории Ольгинского муниципального района определены границы зоны чрезвычайной ситуации в пределах территории Ольгинского муниципального района. Признаны пострадавшими граждане данных населенных пунктов.
Согласно приложению к указанному постановлению № 193 с.Веселый Яр Ольгинского района включено в населенный пункт, находящийся в зоне чрезвычайной ситуации.
Судом исследованы следующие доказательства.
Как следует из материалов дела, Чупрова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка <адрес> зарегистрирована по адресу: <адрес>
Согласно справке главы Веселояровского сельского поселения от 16.03.2017г. № Чупрова Т.А. зарегистрирована, проживает по <адрес> и что по данным книги похозяйственного учета администрации Веселояровского сельского поселения у нее имеется придомовой земельный участок (похозяйственная книга №, стр. 119, л/сч. №).
В соответствии с ответом главы Веселояровского сельского поселения от 10.11.2016г. № истцу отказано во включении в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи, так как ввиду срока давности отсутствуют основания для установления факт причинения ущерба в утрате урожая в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения на территории <адрес> в августе-сентябре 2016 года.
Судом установлено, что Чупрова Т.А. имеет придомовой земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, который используется ею с целью выращивания урожая для личных нужд.
Вместе с тем, как следует из заявления истца от 09.11.2016г., направленного в администрацию Веселояровского сельского поселения, из-за продолжительных ливневых дождей и сильного ветра на ее придомовом земельном участке был затоплен огород до сараев, пострадал урожай, пропала малина.
Суд не соглашается с доводами администрации Веселояровского сельского поселения, изложенными в ответе, считая их не основательными и не основанными на нормах закона.
Данное обстоятельство опровергается указанным в заявлении причиненным ущербом, пояснениями истца, свидетельским показаниями.
Так, в силу Постановления Администрации Приморского края №413-па, для включения в списки граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая гражданину необходимо подать заявление и приложить документ удостоверяющий личность со сведениями о регистрации и правоустанавливающие документы на земельный участок. Каких-либо других документов, гражданин предоставлять не обязан.
Таким образом, суд приходит к выводу, что администрацией Веселояровского сельского поселения Чупровой Т.А. необоснованно отказано во включении ее в списки на оказание разовой материальной помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
В то же время, при определении круга пострадавших граждан от чрезвычайной ситуации надлежит руководствоваться нормативными актами принятыми органами государственной власти субъектов, в данном случае Администрацией Приморского края, в частности Постановлением № 413-па.
В силу ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ, п.11 «Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства
и ^
Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации и последствий стихийных бедствий» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 №110), в суде нашло подтверждение тому, что истец действительно является пострадавшей от ЧС, ей причинен ущерб, и, как следствие, она нуждается в разовой материальной помощи в связи с утратой урожая в сумме 10000 рублей.
Основаниями для предоставления разовой финансовой материальной помощи в связи с утратой урожая в сумме 10000 руб. являются заявления граждан, список граждан, нуждающихся в оказании разовой финансовой материальной помощи в связи с утратой урожая, сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании материальной помощи, и необходимых бюджетных ассигнованиях.
Истец подала заявление ответчику по установленной форме, указав, что является пострадавшей от ЧС. Акт по указанному заявлению соответствующей комиссией Веселояровского сельского поселения не составлялся, по причине бездействия ответчика. Внесение истца в списки граждан, нуждающихся в оказании разовой финансовой материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, зависело от своевременных действий администрации Веселояровского сельского поселения, однако в установленном нормативными актами порядке ответчиком этого сделано не было, что привело к нарушению установленного ст.18 Закона 68-ФЗ, п. 1.1 Постановления Администрации Приморского края № 413-па права истца на получение разовой финансовой материальной помощи из краевого бюджета. Вследствие этого именно администрация Веселояровского сельского поселения, поскольку истец проживает на территории данного поселения, обязана включить истца в списки граждан, нуждающихся в оказании разовой финансовой материальной помощи в связи по утрате урожая.
Таким образом, суд, установив, что Чупрова Т.А. является лицом, постоянно проживающим на территории Ольгинского района Приморского края, имеет и пользуется земельным участком, урожай на котором утрачен, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца путем возложения на администрацию Веселояровского сельского поселения обязанности включить истца, в список граждан на получение разовой материальной помощи по утрате урожая в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 02.09.2016г. № 413-па и возложении обязанности на департамент труда и социального развития Приморского края администрации Приморского края произвести выплату Чупровой Т.А. разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке в размере 10000 рублей.
Истец при подаче искового заявления, просила суд об обращении решения суда к немедленному исполнению.
В соответствии со ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 и 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чупровой Т.А. к администрации Веселояровского сельского поселения, департаменту труда и социального развития Приморского края Администрации Приморского края о признании права на получение компенсации вследствие утраты урожая, возложении обязанности на администрацию Веселояровского сельского поселения включить Чупрову Т.А. в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая, возложении обязанности на департамент труда и социального развития Приморского края Администрации Приморского края произвести выплату Чупровой Т.А. разовой материальной помощи, удовлетворить.
Признать, что Чупрова Т.А. пользуется земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>
Признать право Чупровой Т.А. на получение компенсации вследствие утраты урожая.
Возложить обязанность на администрацию Веселояровского сельского поселения включить Чупрову Т.А. в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке, в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 02.09.2016 № 413-па «Об оказании разовой материальной помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края в августе-сентябре 2016 года, за счет средств, выделяемых из краевого бюджета».
Возложить обязанность на департамент труда и социального развития Приморского края Администрации Приморского края произвести выплату Чупровой Т.А. разовой материальной помощи в размере 10000 рублей.
В силу ст.212 ГПК РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. Апелляционная жалоба либо представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в гражданскую коллегию Приморского краевого суда через Ольгинский районный суд.
| ||||
| ||||