Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-566/2018 ~ М-387/2018 от 04.05.2018

Гражданское дело № 2-566/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Енисейск 7 декабря 2018 года

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Яковенко Т.И.,

с участием ответчика Семибабнова К.М.,

помощника Енисейского межрайонного прокурора Пономаревой А.А.,

при секретаре Шматкове В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению представителя Министерства обороны Российской Федерации – заместителя начальника отдела (по представлению интересов Министерства обороны Российской Федерации в судах общей юрисдикции) ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Семибабнову К.М., Шалыгиной Л.Н., Семибабнову В.К., Семибабновой Ю.К. о прекращении права пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения, сдаче жилого помещения, снятии с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель начальника отдела ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – Петренко В.В., действуя в интересах Министерства обороны Российской Федерации, обратился в суд с иском к Семибабнову К.М., Шалыгиной Л.Н., Семибабнову В.К., Семибабновой Ю.К., в котором просил: прекратить право пользования ответчиков жилым помещением, расположенным по адресу <адрес>, выселить указанных ответчиков из жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, обязать ответчиков сдать в установленном порядке данное жилое помещение по акту с передачей ключей от жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, снять ответчиков с регистрационного учета в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Требования мотивировал тем, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ Семибабнов К.М. совместно с членами семьи, приобрёл право проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение было предоставлено ему в связи с прохождением военной службы по контракту в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, относится к государственной собственности, включено в число служебных и закреплено за Министерством обороны РФ. В соответствии с решением начальника ФГКУ «Центральное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ Семибабнову К.М. и совместно проживающим с ним членам семьи предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере 7129584 рубля. Решением начальника ФКГУ «Центральное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ Семибабнов К.М. и совместно проживающие с ним члены семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в связи с предоставлением военнослужащему- гражданину Российской Федерации, уволенному с военной службы, субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.

В соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о сдаче жилого помещения, Семибабнов К.М. обязуется в течение четырех месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет, освободить служебное жилое помещение, сняться с регистрационного учета со всеми совместно проживающими с ним членами семьи и сдать жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>. Поскольку в настоящее время положения действующего законодательства в части реализации жилищных прав военнослужащего и членов его семьи на получение жилищной субсидии со стороны истца реализованы, а ответчики незаконно проживаю в служебном жилом помещении, расположенном по указанному адресу, и удерживают его, то они подлежат выселению.

Представитель истца по доверенности заместитель начальника отдела ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – Петренко В.В., извещенный о рассмотрении дела, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, на удовлетворении иска настаивал.

Ответчик Семибабнов К.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что спорное жилое помещение было предоставлено ему на состав его семьи по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ как военнослужащему, проходящему службу по контракту в Вооруженных силах РФ в войсковой части 14058. На момент его предоставления военный городок, в которой расположена спорная квартира, относился в к закрытым военным городкам; до настоящего времени он является военнослужащим, проходит службу по контракту, срок окончания которого установлен ДД.ММ.ГГГГ, в связи с этим полагал, что он и члены его семьи – супруга Шалыгина Л.Н., дочь Семибабнова Ю.К. имеют право занимать указанное служебное помещение на весь срок прохождения им военной службы. Также пояснил, что его сын Семимбанов В.К. фактически в спорной квартире не проживает, и снят с регистрационного учета в 2017 году, поскольку проходит службу в качестве военнослужащего на территории Алтайского края, проживает и имеет регистрацию по месту службы.

Ответчики Шалыгина Л.Н., Семибабнова Ю.К., извещенные надлежавшим образом о рассмотрении дела, в суд не явились.

Ответчик Семимбанов В.К., извещённый о дате и времени рассмотрения дела, в суд не явился, против рассмотрения дела в свое отсутствие не возражал. В телефонном режиме сообщил о том, что зарегистрирован по адресу <адрес>, поскольку проходит военную службу по контракту в войсковой части на территории <адрес>, о чем в деле имеется телефонограмма.

Третьи лица – ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, ФГКУ «Сибирское ТУИО», Отделение (территориальное г. Красноярск) ФГКУ «Центрегионжилье» МО РФ, войсковая часть 14058, Департамент жилищного обеспечения МО РФ, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в суд своих представителей не направили. Представители ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, ФГКУ «Сибирское ТУИО», Отделения (территориальное г. Красноярск) ФГКУ «Центрегионжилье» МО РФ в представленных отзывах ходатайствовали о рассмотрении дела каждый в свое отсутствие, исковые требования полагали подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Пономаревой А.А., действующей по поручению военного прокурора Военной прокуратуры ракетных войск стратегического назначения, полагавшей исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В связи с этим основания и порядок выселения граждан из жилого помещения должны определяться федеральным законом и только на их основании суд может лишить гражданина права на жилище.

В соответствии с п.12 ст.1 ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

На основании Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения.

Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Договор найма служебного жилого помещения в силу ст. 104 ЖК РФ заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, в связи с прохождением службы.

Реализация права на обеспечение жилым помещением носит заявительный характер, при этом лицо по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие ему жилищные права, в том числе распоряжается ими (ч. 2 ст. 1 ЖК РФ).

В силу положений п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 15 настоящего Закона военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абз. 3).

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются: военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей; прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей (абз. 4).

Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абз. 12).

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (абз. 14).

В силу положений п. 16 ст. 15 настоящего Закона при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по РФ, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством РФ.

Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину жилищная субсидия может быть использована исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях (абз. 3 п. 16 ст. 15 Закона).

Таким образом, законодательством предусмотрены различные формы и порядок предоставления военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений с установлением дифференцированных гарантий в зависимости от категорий военнослужащих и выбора ими конкретного способа реализации жилищных прав.

Содержание названных норм в их взаимосвязи указывает на то, что военнослужащие, заключившие контракт и назначенные после окончания военно-учебного заведения на воинские должности до 01.01.1998, подлежат обеспечению жилыми помещениями на общих основаниях по месту военной службы.

Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение - квартира , расположенная в д. по <адрес> (военный городок ) является собственностью Российской Федерации, поскольку постановлением администрации города Енисейска -п от ДД.ММ.ГГГГ весь жилищный фонд закрытого военного городка (дома №) был признан служебным. Данное постановление является действующим и в настоящее время не отменено.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р был утвержден Перечень имеющих жилой фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, в который был включен и военный городок в г. Енисейске Красноярского края. До издания распоряжения Правительства Российской Федерации -р от ДД.ММ.ГГГГ этот военный городок был признан закрытым Приказом командующего войсками Сибирского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р в указанное постановление были внесены изменения, которым военный городок в г. Енисейске исключен из перечня закрытых военных городков.

На основании передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, в котором находится спорная квартира, был передан Федеральным государственным учреждением «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района» в Федеральное государственное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления.

Таким образом данное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям на основании приказа Министра обороны РФ.

Ответчик Семибабнов К.М. по контракту, заключенному ДД.ММ.ГГГГ на срок до предельного возраста, проходит военную службу в должности инженера радиотелеметрической станции радиотехнического отдела войсковой части 14058, дислоцированной на территории г. Енисейска-4. Дата окончания контракта ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке командира войсковой части 14058 с указанного времени Семибабнов К.М. подлежит увольнению с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.

ДД.ММ.ГГГГ военнослужащему Семибанову К.М. в связи с прохождением военной службы выдан служебный ордер на семью из 4 человек: Семибанова К.М., его супругу Шалыгину Л.Н., сына и дочь на право вселения в служебное жилое помещение - трехкомнатную квартиру, общей площадью 60,1 кв. м, расположенную по адресу <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ Семибанов К.И. и члены его семьи (супруга Шалыгина Л.Н., дочь Семибанова Ю.К., сын Семибабнов В.К.) зарегистрированы в данном жилом помещении.

Согласно адресным справкам от ДД.ММ.ГГГГ Семибабнов К.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу <адрес>., Шалыгина Л.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу <адрес>, Семибабнова Ю.К. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу <адрес>, Семибабнов В.К. ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован по адресу <адрес>.

Однако фактически все они проживали и были зарегистрированы в спорном жилом помещении, расположенном в <адрес>, что подтверждено имеющимися в деле сведениями ООО «<данные изъяты>» обособленного подразделения ЖЭУ «<данные изъяты>», осуществляющего функции по управлению жилым фондом военного городка, и не оспаривалось ответчиками.

Таким образом, фактически указанная была квартира предоставлена Семибанову К.М. и членам его семьи по договору найма служебного жилого помещения.

Согласно выписке из домовой книги, финансово-лицевому счету ООО «<данные изъяты>» обособленного подразделения ЖЭУ «<данные изъяты>» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в спорной квартире на основании служебного ордера от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы и проживают: Семибабнов К.М. и члены его семьи – супруга Шалыгина Л.Н., дочь Семибабнова Ю.Е.

Ответчик Семибабнов К.М. в суде подтвердил, что проживает в спорной квартире на настоящий момент совместно с супругой и дочерью.

Согласно материалам дела первый контракт о прохождении военной службы заключен со старшим лейтенантом Семибабновым К.М. ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, на военную службу он поступил ДД.ММ.ГГГГ, в 1991 году закончил в Военный инженерно-космический институт имени А.Ф. Можайского. Общая продолжительность его военной службы составляет более 30 лет.

Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления и представленных документов подполковнику Семибабнову К.М. и совместно проживающим с ним членам семьи: супруге Шалыгиной Л.Н., детям - Семибабнову В.К., Семибановой Ю.К. предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере 7129 584 рубля.

Согласно подписанного ДД.ММ.ГГГГ между ФГКУ Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и Семибабновым К.М., членами его семьи - Шалыгиной Л.Н., Семибабновым В.К., Семибабновой Ю.К., соглашения, ответчики обязались не позднее четырех месяцев со дня перечисления жилищной субсидии на банковский счет, освободить занимаемое ими на основании служебного ордера от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу <адрес>, сняться с регистрационного учета по указанному адресу, предоставить в уполномоченный орган выписки из домовой книги с отметками о снятии с учета, копию акта приема-передачи жилого помещения управляющей компании с отметкой о сдаче ключей в управляющую компанию.

Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ выше указанная сумма субсидии перечислена на банковский счет Семибабнова К.М.

В связи с предоставлением субсидии решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ подполковник Семибабнов К.М. совместно с членами его семьи снят с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно представленным ответчиком Семибабновым К.М. в материалы дела документам (выписке из ЕГРН, договору уступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ) на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ договора участия в долевом строительстве, Семибабнов К.М. является собственником квартиры, площадью 93,1 кв.м, расположенной по адресу <адрес>, а также ДД.ММ.ГГГГ его супругой Шалыгиной Л.Н. заключен договор уступки права требования с ООО «<данные изъяты>» по которому она обладает правом требования от ООО <данные изъяты>» предоставления двухкомнатной квартиры в жилом доме со встроенно-пристроенными помещениями и инженерным обеспечением по адресу <адрес> (строительный адрес) на земельном участке с кадастровым номером , стоимость уступки права составляет 2450000 рублей. Согласно пояснениям ответчика Семибабнова К.М. указанные объекты (права требования) приобретены ответчиками за счет средств предоставленной им жилищной субсидии.

Таким образом, предоставленная ответчику Семибабнову К.М. в установленном законом порядке, как военнослужащему-гражданину, и членам его семьи, жилищная субсидия на условиях, при которых они утратили основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, влечет досрочное прекращение договора служебного найма спорного жилого помещения, поскольку военнослужащий и члены его семьи имеют возможность приобретения жилого помещения для постоянного проживания, утрачивая нуждаемость в предоставлении служебного жилья по месту прохождения службы.

Несмотря на это ответчики Семибабнов К.М., Шалыгина Л.Н., Семибанова Ю.К. до настоящего времени продолжают проживать в спорном жилом помещении, отказываются освободить данное жилое помещение и сдать его по акту представителю Минобороны РФ с передачей ключей и соответствующих документов.

Возражая против иска, ответчик Семибабнов К.М. в судебном заседании ссылался на право проживания вместе с членами своей семьи в спорной квартире на весь срок военной службы.

Между тем, первый контракт о прохождении военной службы заключен с Семибановым К.М. до 01.01.1998 года, а потому он не относится к категории лиц, обеспечиваемых в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы.

Из приведенных выше норм права следует, что при обеспечении военнослужащего, заключившего первый контракт до 01.01.1998 г., жилищной субсидией ранее предоставленное на период военной службы служебное жилое помещение должно быть освобождено, поскольку военнослужащий имеет возможность приобретения жилого помещения для постоянного проживания, утрачивая нуждаемость в предоставлении служебного жилья по месту прохождения службы.

Кроме того, в соответствии с п. 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.05.1999 N 487, жилищный договор расторгается в случаях:

досрочного увольнения военнослужащих, кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более; обеспечения военнослужащих и (или) совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Жилищный договор может быть расторгнут по соглашению сторон. В случае расторжения жилищного договора военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей обязаны в 3-месячный срок освободить предоставленное им служебное жилое помещение в порядке, определяемом жилищным законодательством и жилищным договором.

Возможность расторжения договора найма специализированного жилого помещения по соглашению сторон допускается также положениями 101 ЖК РФ.

Согласно имеющемуся в деле соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, заключённому ответчиками с ФКГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, условием для перечисления субсидии являлась сдача Семибабновым К.М. и членами его семьи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ответчики обязались освободить занимаемое жилое помещение, сняться с регистрационного учета не позднее четырех месяцев, с момента перечисления жилищной субсидии на банковский счет. При этом данное соглашение было заключено после заключения Семибабновым К.М. контракта о прохождении военной службы от ДД.ММ.ГГГГ года

Таким образом, фактически сторонами изменены условия договора найма служебного жилого помещения включением в него дополнительного основания прекращения права пользования квартирой.

Данное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ ответчиками не оспорено, недействительным не признано, в связи с чем является обязательным для сторон и подлежит исполнению.

Доводы ответчика на то, что, получив субсидию на приобретение в дальнейшем жилья он не может быть лишен служебного помещения по месту настоящей службы в г. Енисейске-4, не могут являться основанием для отказа в иске, поскольку доказательств перевода Семибабнова К.М. для службы в г. Красноярск, где им был приобретено жилье, не имеется, он проходит военную службу в г. Енисейске-4, где имел возможность приобретения жилого помещения для постоянного проживания с членами семьи.

Ответчику как военнослужащему, заключившему контракт до 01.01.1998, была предоставлена жилищная субсидия в порядке абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которая подлежала предоставлению именно для приобретения жилого помещения по месту прохождения военной службы.

Семибабнов К.М. избрал способ реализации жилищных прав до окончания своей военной службы и на основании его заявления он получил соответствующую жилищную субсидию. При этом он реализовал свое право на улучшение жилищных условий именно как военнослужащий, заключивший контракт до 01.01.1998 (первый контракт был заключен в 1993 году).

Предоставление жилищной субсидии в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обусловлено необходимостью приобретения военнослужащим жилого помещения по месту прохождения службы. Основным условием при предоставлении жилищной субсидии в соответствии с абз. 3 п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» является использование данной субсидии исключительно в целях приобретения жилого помещения на условиях, при которых военнослужащий утратит основания для признания его нуждающимися в жилом помещении, а как указано выше, решением ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ Семиббанов К.М. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.

Установленные законом исключения, предусмотренные ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, на ответчиков не распространяются.

При таком положении оснований для сохранения за ответчиками права пользования служебным жилым помещением в связи с тем, что ответчик Семибабнов К.М. до настоящего времени продолжает прохождение военной службы по месту нахождения служебного жилого помещения у суда не имеется.

Позиция ответчиков, в соответствии с которой Семибабнов К.М. и члены его семьи, получив субсидию на приобретение жилого помещения, намерены уклониться от совершения данных действий, сохранить за собой право пользования служебным жилым помещением, не основана на нормах действующего законодательствах и условиях заключенного им соглашения, фактически свидетельствует о злоупотреблении ответчиками своими правами, что недопустимо в силу положений ст. 10 ГК РФ.

Более того, сохранение за Семибабновым К.М. и членами его семьи права пользования занимаемым жилым помещением в г. Енисейке-4 без достаточных правовых оснований повлечет нарушение прав других военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым данная квартира могла быть предоставлена для проживания.

Подписав соглашение, ответчики выразили согласие и приняли обязательство по сдаче занимаемого служебного жилого помещения в конкретный срок, отказ от которого не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом само по себе приобретение ответчиками жилого помещения за счет предоставленной субсидии не по месту службы Семибабнова К.М., а в городе Красноярске, не может являться обстоятельством, на основании которого может быть отказано в удовлетворении настоящего иска.

Таким образом, исковые требования представителя Минобороны РФ о прекращении права пользования ответчиков Семибабнова К.М., Шалыгиной Л.Н., Семибановой Ю.К. занимаемым служебным жилым помещением являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Следовательно, ответчики Семибабнов К.М., Шалыгина Л.Н., Семибанова Ю.К. подлежат выселению из спорного жилого помещения без предоставления им другого жилья.

При этом, требования к ответчику Семибабнову В.К. заявлены необоснованно, поскольку на момент подачи иска и в настоящее время в спорном жилом помещении он фактически не проживает и с ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учета по данному адресу, и фактически проживает на территории Алтайского края, где в качестве военнослужащего проходит военную службу, что подтверждено в суде пояснениями ответчика Семибабнова К.М., представленной им в материалы дела копией паспорта Семибабнова В.К., выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, устными пояснениями Семибабнова В.К., зафиксированными в телефонограмме от ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств обратному стороной истца, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не предоставлено.

В связи с этим в удовлетворении исковых требований к данному ответчику истцу надлежит отказать.

В соответствии с п.1 и п.п. 68 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области. Так, в частности, Министерство обороны Российской Федерации самостоятельно осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах.

Подпунктом 7 п. 10 указанного Положения Министру обороны предоставлено право издавать приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты. 29 июня 2010 года на основании приказа Министра обороны Российской Федерации № 713 в целях реализации полномочий Министерства обороны Российской Федерации по расквартированию и обустройству войск, управления жилищным фондом создано ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с п. 19 Устава указанного учреждения определено, что оно создано в целях организации работы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации.

Пунктом 20 Устава учреждения определено, что для достижения целей создания юридическое лицо осуществляет следующие виды деятельности, в частности, ведет учет жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, осуществляет распределение жилых помещений, заключение договоров найма жилых помещений, выдачу справок установленного образца о сдаче жилых помещений.

То есть, в данном случае, выступает правомочным лицом Министерства обороны Российской Федерации как наймодателя по отношению к нанимателям жилых помещений.

В соответствии с п.п. «к» п. 14 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 года № 25, при прекращении права пользования жилым помещением наниматель обязан сдавать по акту в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Наниматель несет иные обязанности, предусмотренные законодательством.

Указанная обязанность нанимателя закреплена и в постановлении Правительства РФ от 4 мая 1999 года № 487 «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба».

Кроме того, согласно п. 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N 10 к настоящей Инструкции.

В нарушение данных положений, ответчики Семибабнов К.М., его супруга и дочь, несмотря на отсутствие у них правовых оснований для пользования квартирой в д. , <адрес>, не сдали в установленном порядке указанное помещение по акту с передачей ключей и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета, начальнику ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем, исковые требования в части возложения на данных ответчиков обязанности по сдаче в установленном порядке жилого помещения, также подлежат удовлетворению.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования о прекращении права пользования ответчиками Семибабнов К.М., Шалыгина Л.Н., Семибанова Ю.К. спорным жилым помещением, их выселении, возложении обязанности по сдаче в установленном порядке жилого помещения, подлежат удовлетворению.

По смыслу подпункта "е" пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 13 от 17 июля 1995 года, выселение, признание гражданина утратившим или не приобретшим право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда является основанием для снятия уполномоченным органом гражданина с регистрационного учета по месту жительства, в связи с этим, указания в решении суда на снятие ответчиков с регистрационного учета не требуется.

В соответствии с частью 2 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Согласно подпункту 1 пункта 1 и подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации организации, физические лица, выступающие ответчиками в судах общей юрисдикции, признаются плательщиками государственной пошлины, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно абзацам второму и третьему подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера госпошлина оплачивается физическими лицами в размере 300 рублей.

В соответствии с пп. 19 п.1 ст.333.36НК РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, пп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку при подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчиков Семибабнова К.М., Шалыгиной Л.Н., Семибабновой Ю.К. в силу ст. 333.19, ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, и ст. 103 ГПК РФ, в доход бюджета муниципального образования г. Енисейск Красноярского края подлежит взысканию государственная пошлина по требованиям неимущественного характера, удовлетворённых в отношении трех ответчиков, в размере 900 руб., по 300 руб. - с каждого ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Прекратить право пользования Семибабнова К.М., Шалыгиной Л.Н., Семибабновой Ю.К. жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

Выселить Семибабнова К.М., Шалыгину Л.Н., Семибабнову Ю.К. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Обязать Семибабнова К.М., Шалыгиной Л.Н., Семибабновой Ю.К. сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Настоящее решение по вступлению его в законную силу является основанием для снятия Семибабнова К.М., Шалыгиной Л.Н., Семибабновой Ю.К. с регистрационного учета по указанному адресу.

Взыскать с Семибабнова К.М., Шалыгиной Л.Н., Семибабновой Ю.К. в доход бюджета муниципального образования г. Енисейск Красноярского края государственную пошлину в размере 900 рублей, по 300 рублей, - с каждого.

В удовлетворении исковых требований к Семибабнову В.К. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.

Председательствующий Т.И. Яковенко

Мотивированное решение составлено 28 декабря 2018 года

2-566/2018 ~ М-387/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Военный прокурор войсковой части 56681
Министерство обороны РФ
Ответчики
Семибабнов Вадим Константинович
Семибабнова Юлия Константиновна
Семибабнов Константин Михайлович
Шалыгина Людмила Николаевна
Другие
ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ
Войсковая часть № 14058
Заместителю начальника отдела (по представлению интересов Министерства Обороны РФ в судах общей юрисдикции) ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» МО РФ Петренко В.В.
ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ
Департамент жилищного обеспечения МО РФ
ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Суд
Енисейский районный суд Красноярского края
Судья
Яковенко Т.И.
Дело на сайте суда
eniseysk--krk.sudrf.ru
04.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.05.2018Передача материалов судье
08.05.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2018Подготовка дела (собеседование)
05.06.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.08.2018Предварительное судебное заседание
29.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.10.2018Судебное заседание
12.11.2018Судебное заседание
04.12.2018Судебное заседание
07.12.2018Судебное заседание
28.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
13.02.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
26.02.2019Судебное заседание
18.03.2019Судебное заседание
21.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
18.07.2019Дело оформлено
18.07.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее