РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 октября 2017 года <адрес>
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Неугодников В.Н.,
с участием помощника прокурора Волковой В.И.,
при секретаре Логиновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2169/2017 по заявлению и.о. прокурора <адрес> о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с требованием признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на странице: <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований в заявлении указал, что прокуратурой <адрес> в ходе мониторинга информационно-коммуникационной сети Интернет установлен интернет сайт, на страницах которого размещена информация о продаже сертификатов (свидетельств) ЕГЭ.
Считает, что доступ к сайтам, где размещены сведения о продаже сертификатов ЕГЭ в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, в связи с чем, прокурор <адрес>ёвска обратился в суд с данными требованиями.
Помощник прокурора <адрес> Волкова В.И. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по <адрес> в судебное заседание не явился. Предоставил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, в котором указал, что требования прокурора <адрес> поддерживает.
Выслушав пояснения представителя истца, с учетом позиции представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает требования обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ суд рассматривает дела в порядке особого производства, в том числе об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Перечень фактов, имеющих юридическое значение, указан в ч. 2 ст. 264 ГПК РФ.
В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд рассматривает другие имеющие юридическое значение факты.
По делам о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания указанной в нем информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной. Данную позицию высказал Верховный Суд Российской Федерации в Определении ВС РФ от 09.06.2015г. №-КГПР 15-7, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть данное заявление в порядке особого производства.
Согласно акту исследования предметов и документов от ДД.ММ.ГГГГ на странице сайта<данные изъяты> способы покупки диплома. Вход на сайт свободный, не требует регистрации и пароля, ознакомится с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования неорганичен. Ограничение на передачу, копирования и распространение отсутствует.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» одним из принципов государственной политики в области образования являются признание приоритетности образования обеспечения права каждого человека на образование, сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
В соответствии с ч. 2 ст. 60 Федерального закона «Об образовании в РФ» документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О языках народов Российской Федерации», и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Документы об образовании и (или) о квалификации могут быть также оформлены на иностранном языке в порядке, установленном организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Согласно ч. 4 указанной статьи лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Образец диплома об окончании ординатуры, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Образец диплома об окончании ассистентуры-стажировки, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 – 2015 годы» предусмотрены мероприятия по контролю за сдачей ЕГЭ, получения документов об образовании.
Кроме того, ч. 3 ст. 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за использование заведомо подложного документа. Использование поддельного документа об образовании, образует состав преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 327 УК РФ.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 ФЗ №, введенной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 139-ФЗ, являются, решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет», а также вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При этом, тот факт, что данный порядок предоставляет возможность установления ограничения доступа к сайтам с запрещенной информацией во внесудебном порядке, не ограничивает право прокурора в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» на обращение с заявлением в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ и не ставится в зависимость от использования им иных мер прокурорского реагирования. Не установлена и какая-либо последовательность в применении данных мер.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
В ходе проведенной проверки установить владельца сайта не представилось возможным.
Таким образом, суд полагает, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ к Интернет-сайту <данные изъяты><данные изъяты> следует ограничить путем признания информации, содержащейся на указанном сайте запрещенной к распространению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 60 ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 12 ГК РФ, руководствуясь ст. 192 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования и.о. прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на странице <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Жигулевского городского суда
<адрес> В.Н. Неугодников