ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2017 года г. Олонец
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Хольшева А.Н.,
при секретаре Мерлиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Андреевой Галины Ивановны к администрации Олонецкого городского поселения о признании незаконным решения и понуждении к действию,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель административного истца Андреевой Галины Ивановны Протасов Александр Владимирович, действующий на основании доверенности, обратился в суд с требованиями о признании решения администрации Олонецкого городского поселения от хх.хх.хх г. № об отказе провести обследование жилого дома расположенного по адресу: .... незаконным; признать бездействие главы администрации Олонецкого городского поселения по непринятию мер к выдаче заключения в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 по адресу: .... незаконным; обязать администрацию Олонецкого городского поселения создать межведомственную комиссию, провести обследование жилого дома, расположенного по адресу: .... выдать заключение в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2016 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Свои требования представитель истца обосновал тем, что хх.хх.хх г. Андреева Г.И. обратилась в администрацию Олонецкого городского поселения с заявлением о создании межведомственной комиссии и проведении обследования дома по адресу: ..... Не дождавшись ответа на заявление Андреева Г.И. хх.хх.хх г. обратилась с жалобой к прокурору Олонецкого района. Прокурором заявление было рассмотрено хх.хх.хх г. Вместе с ответом прокурора на заявление истцу было выслано решение от хх.хх.хх г. №.
В решении администрация сообщила, что проведение оценки многоквартирного дома на предмет его аварийности может быть осуществлено межведомственной комиссией, только после предоставления в адрес администрации коллективного заявления от уполномоченных лиц.
Административный истец считает, что данным решением нарушены ее права.
Определением Олонецкого районного суда от хх.хх.хх г. приняты уточненные требования истца. Истец просит признать решение администрации Олонецкого городского поселения от хх.хх.хх г. за № незаконным и обязать администрацию Олонецкого городского поселения выполнить действия направленные на оценку пригодности (непригодности) жилого .... в .... для проживания, предусмотренные Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» на основании заявления Протасова Александра Владимировича действующего по доверенности в интересах Андреевой Галины Ивановны от хх.хх.хх г.
Этим же определением принят отказ истца от иска в части требования о признании бездействия главы администрации Олонецкого городского поселения по непринятию мер к выдаче заключения в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 по адресу: .... незаконным. В указанной части производство по делу прекращено.
В судебное заседание Андреева Г.И. не явилась о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель истца Протасов А.В., действующий на основании доверенности уточненные административные исковые требования поддержал по основаниям изложенным в иске. Просил иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Фомина А.А. действующая на основании доверенности с иском не согласилась, просила в его удовлетворении отказать. В отзыве подписанном главой Олонецкого городского поселения и пояснениях представитель ответчика указала, что Андреева Г.И. обратилась в администрацию Олонецкого городского поселения через представителя по доверенности Протасова А.В. хх.хх.хх г. по вопросу создания межведомственной комиссии для проведения оценки жилого .... в .... и дальнейшего признания его аварийным. По результатам рассмотрения заявления администрация не отказала в исполнении заявленных требований, а действовала в соответствии с требованием действующего законодательства, в частности Постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 и административного регламента и направила заявителю соответствующий ответ № от хх.хх.хх г.. В указанном ответе администрацией Олонецкого городского поселения не был указан отказ в рассмотрении заявления, была дана информация о необходимости предоставления дополнительных документов.
Заслушав представителя административного истца и представителя административного ответчика, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что жилой дом № находящийся по адресу: .... представляет собой одноэтажное здание. Жилой дом является четырехквартирным, две из которых являются муниципальными. Истец является нанимателем жилого помещения № в данном доме. Согласно технической инвентаризации домовладения от хх.хх.хх г. год постройки жилого дома-хх.хх.хх г..
Согласно экспертного заключения № от хх.хх.хх г. составленного ООО «Консалтинговая компания «КРОНОС-Карелия» жилой дом №, расположенный по адресу: .... является ветхим, непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Основываясь на вышеназванном заключении эксперта, которым физических износ жилого дома установлен на уровне 78 %, состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а не несущих-весьма ветхое, представитель административного истца Протасов А.В. хх.хх.хх г. обратился в администрацию Олонецкого городского поселения с заявлением о создании межведомственной комиссии для проведения обследования и оценки дома и признании дома аварийным.
Из ответа главы Олонецкого городского поселения от хх.хх.хх г. № следует, что проведение оценки многоквартирного дома на предмет его аварийности может быть осуществлено межведомственной комиссией только после предоставления в адрес администрации коллективного заявления от уполномоченных лиц в соответствии с требованиями п. 42 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Не соглашаясь с решением администрации Олонецкого городского поселения в части необходимости предоставления коллективного заявления от всех нанимателей и собственников помещений в доме истец просит признать решение главы Олонецкого городского поселения от хх.хх.хх г. № незаконным.
Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2); жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10).
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15); вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (статья 57); если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87).
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 ЖК РФ, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) (пункт 7).
Как следует из предписания пункта 42 Положения утвержденного Постановлением от 28.01.2006 № 47 основанием для начала процедуры оценки соответствия помещения установленным требованиям является заявление собственника помещения, правообладателя или гражданина (нанимателя) или заключение органа государственного надзора. Коллективное заявление от собственников или нанимателей не требуется.
Поскольку установленными предписаниями Правил не предусмотрено что, для начала процедуры оценки дома на предмет его пригодности для проживания, необходимо предоставление коллективного заявления от собственником и нанимателей жилого дома, суд считает требования административного истца о признании решения администрации Олонецкого городского поселения оформленного ответом за № от хх.хх.хх г. о необходимости предоставления коллективного заявления обоснованным, а решение оформленное ответом от хх.хх.хх г. незаконным.
Доводы представителя административного ответчика о том, что администрацией не выносилось решение по заявлению представителя Андреевой Г.И. Протасова А.В., а был дан промежуточный ответ с информацией о предоставлении дополнительных документов опровергаются содержанием самого ответа от хх.хх.хх г. из которого следует, что проведение оценки многоквартирного дома на предмет его аварийности может быть осуществлено межведомственной комиссией после предоставления в адрес администрации коллективного заявления от уполномоченных лиц.
То есть, должностным лицом муниципального органа заявителю было указано о предоставлении иного заявления чем то, которое им было предоставлено с иными характеристиками, а так же требующего предоставления дополнительных документов к нему, что повлияло на начало процедуры оценки дома на предмет его оценки соответствия предъявленным требованиям. Вывод о предоставлении иного заявления является решением должностного лица, а не промежуточным ответом, поскольку прекращает процедуру оценки пригодности дома по поданному заявлению. В тексте ответа требований о предоставлении каких-либо иных документов речи не идет.
Кроме того в силу положений п. 43, 45 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния, строительных конструкций и жилого дома в целом, степени огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а так же месторасположения жилого помещения (п.43). Для рассмотрения вопроса о пригодности(непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения, в том числе заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и(или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Из указанных пунктов следует, что даже при наличии заявления об оценке отдельного помещения на предмет его пригодности для проживания межведомственная комиссия обязана проверить и состояние всего дома, что не предполагает необходимость отобрания заявлений от всех собственников и нанимателей дома. Проверка многоквартирного дома на аварийность осуществляется по заявлению одного из лиц указанных в Положении.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33); жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34); комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42), процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44); при этом для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы в соответствии с пункт 45 данного Положения. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47); на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
Административным истцом хх.хх.хх г. в администрацию Олонецкого городского поселения было подано заявление об оценке состояния жилого дома № по ул. .... на предмет пригодности его для проживания. Соответствующее требование истца ответчиком в добровольном порядке не выполнено. Решение о необходимости подачи заявления в коллективном порядке признано судом незаконным, ввиду чего суд полагает обоснованным удовлетворить требование истца и с целью восстановления ее прав, обязать администрацию Олонецкого городского поселения выполнить действия направленные на оценку пригодности (непригодности) жилого дома № по ул. .... для проживания, предусмотренные Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» на основании заявления Протасова Александра Владимировича действующего по доверенности в интересах Андреевой Галины Ивановны от хх.хх.хх г.
В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или частично со ссылкой на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия(бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Учитывая положения вышеназванного пункта ст. 227 КАС РФ, суд устанавливает срок для исполнения решения суда и извещения суд и истца о выполнении решения - два месяца со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ с ответчика подлежит взыскать государственную пошлину оплаченную истцом при подаче административного иска в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
Иск удовлетворить.
Признать решение главы администрации Олонецкого городского поселения от хх.хх.хх г. № о необходимости подачи коллективного заявления от собственников и нанимателей помещений в жилом доме для оценки соответствия помещения установленным требованиям- незаконным.
Обязать администрацию Олонецкого городского поселения выполнить действия направленные на оценку пригодности (непригодности) жилого дома № по ул. .... в .... для проживания, предусмотренные Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» на основании заявления Протасова Александра Владимировича действующего по доверенности в интересах Андреевой Галины Ивановны от хх.хх.хх г. в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Олонецкого городского поселения сообщить об исполнении решения по административному делу в Олонецкий районный суд и Андреевой Галине Ивановне в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с администрации Олонецкого городского поселения в пользу Андреевой Галины Ивановны оплаченную ею при подаче в суд административного искового заявления государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Хольшев А.Н.
Мотивированное решение в соответствии со ст. 177 КАС РФ
составлено 13 декабря 2017 г.