Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-377/2021 (2а-4430/2020;) ~ М-4361/2020 от 04.12.2020

63RS0039-01-2020-005508-76

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 января 2021 года                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Ивановой А.И.

при секретаре Ахметовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 2а-377/2021 (2а-4430/2020) по административному иску Давыдова Геннадия Михайловича к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности,

установил:

Давыдов Г.М. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Отказ мотивирован тем, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, ограниченной улицами – автомобильными дорогами общего пользования местного значения. Департамент не уточняет, в каких границах и какого именно элемента планировочной структуры расположен участок, не указывает адрес земельного участка, застроенного многоквартирными домами. Ранее земельные участки, находящиеся в кадастровом квартале , и близлежащие на просеках предоставлялись предприятиям и организациям г.Куйбышева для садоводства и огородничества, которые, в свою очередь, выделялись по линии профкома своим рабочим и служащим, там же организовывали садово-дачные товарищества на местах (СТ «Роща»). Вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка и земельного участка с кадастровым номером :11521 соответствует территориальной зоне Р-5 (зона садово-дачных участков и коллективных садов).

Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара № РД-1061 от 04.09.2020 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель; обязать Департамент градостроительства г.о.Самара утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению № СП-0/2989 от 06.08.2020 и заключить соглашение о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером :11521, находящегося в собственности административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности – Лазарев Т.М. административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям, просил удовлетворить, пояснил, что земельный участок не относится к территории какого-либо садово-дачного товарищества, СТ «Роща» в настоящее время не существует.

Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности – Матвеева Г.В. возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Статья 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Подпунктом 3 пункта 1 указанной статьи предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, допускается при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи.

Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 того же Кодекса.

Пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером :11521 площадью 674 кв.м по адресу: <адрес> (л.д. 8-11).

06.08.2020 административный истец обратился в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 284 кв.м и земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером :11521, в соответствии со схемой расположения земельного участка, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 958 кв.м (л.д. 12-13).

Распоряжением от 04.09.2020 № РД-1061 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании подп. 11 п. 9 ст. 39.29, п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ по причине того, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о Самара, испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, ограниченной улицами – автомобильными дорогами общего пользования местного значения, следовательно, образование земельного участка возможно исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Согласно подп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, что, в свою очередь, является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков (подп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ).

Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

При этом в силу подп. 4 п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.

В соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ элементами планировочной структуры являются кварталы, микрорайоны и иные элементы. Таким образом, если испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, образование земельного участка, действительно, должно осуществляться на основе проекта межевания территории.

В оспариваемом распоряжении не указано, в границах какого элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, находится испрашиваемый земельный участок.

В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что в квартале, в котором расположен испрашиваемый земельный участок, расположен земельный участок с видом разрешенного использования – для многоквартирной застройки, при этом ссылалась на сведения публичной кадастровой карты.

Из представленного скриншота публичной кадастровой карты следует, что в пределах территории, ограниченной ул. Восьмая просека и Балашовским переулком, которая рассматривается Департаментом как элемент планировочной структуры, расположен земельный участок с кадастровым номером :1304 площадью 1 242 кв.м, с разрешенным использованием – для многоквартирной застройки.

Однако сведений о наличии на данном земельном участке многоквартирного жилого дома не представлено. По данным публичной кадастровой карты какие-либо объекты недвижимости на земельном участке отсутствуют.

Из заключения №10/21 от 19.01.2021, выполненного ООО «Поволжье», следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры: <адрес>, в котором многоквартирные жилые дома отсутствуют.

Суд находит указанное заключение обоснованным, поскольку оно подготовлено кадастровым инженером, имеющим соответствующую квалификацию, его выводы являются выводами лица, имеющего специальные знания и подготовку.

Суд также принимает во внимание, что испрашиваемый земельный участок относится к территориальной зоне, которая не предназначена для размещения многоквартирной жилой застройки. На момент обращения с заявлением о перераспределении земельных участков это была зона Р-5 (зона садово-дачных участков и коллективных садов), в настоящее время – зона Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) по Карте правового зонирования Правил землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61.

Учитывая, что административным ответчиком не представлено убедительных доказательств наличия в пределах элемента планировочной структуры, в которой расположен испрашиваемый земельный участок, многоквартирных домов, суд приходит к выводу, что отказ в перераспределении земельных участков по мотиву отсутствия проекта планировки территории является незаконным и нарушает права и законные интересы административного истца.

Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Учитывая, что схема расположения земельного участка уполномоченным органом не утверждена, при этом судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть заявление о перераспределении земельных участков. С учетом установленного п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ срока рассмотрения заявления данная обязанность должна быть исполнена административным ответчиком в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Давыдова Геннадия Михайловича к Департаменту градостроительства г.о. Самара удовлетворить частично.

Признать распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 04.09.2020 № РД-1061 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков незаконным.

Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу заново рассмотреть заявление Давыдова Геннадия Михайловича от 06.08.2020 №СП-9/2989 о перераспределении земельных участков.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                    (подпись)            А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 04.02.2021.

2а-377/2021 (2а-4430/2020;) ~ М-4361/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Давыдов Г.М.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о.Самара
Другие
Лазарев Т.М.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
07.12.2020Передача материалов судье
04.12.2020Регистрация административного искового заявления
09.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.12.2020Предварительное судебное заседание
21.01.2021Судебное заседание
04.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее