2-193/5
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2011 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Овчинниковой О.В., с участием старшего помощника прокурора Панасенко Н.В., при секретаре Сабуровой С.В., с участием сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГУ «Петрозаводская КЭЧ района» к о выселении, по встречному иску к ФГУ «Петрозаводская КЭЧ района» о признании права пользования жилым помещением, о регистрации в занимаемом жилом помещении,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что 11 августа 2008 года был заключен договор № между ФГУ «Петрозаводская КЭЧ района» и Бондаренко В.В. о найме жилого помещения ( комната № <адрес>) в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>. Общежитие находится в оперативном управлении ФГУ «Петрозаводская КЭЧ района». Договор был заключен сроком на 1 год. Срок договора найма жилого помещения истек 11 августа 2009 года, ответчик не имеет трудовых отношений с истцом. Администрация направила в адрес ответчика 25 января 2010 года требование об освобождении указанного жилого помещения, однако ответчик помещение не освободил. Со ссылкой на положения ст.ст. 94, 103, 105 ЖК РФ истец просит выселить ответчика из занимаемого жилого помещения и взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 руб.
В ходе рассмотрения дела от ответчика Бондаренко В.В. поступило встречное исковое заявление о признании за ним право пользования указанным жилым помещением, признании договора найма от 11 августа 2008 года бессрочным и возложении обязанности на ответчика зарегистрировать истца по указанному адресу.
В судебном заседании представитель ФГУ «Петрозаводская КЭЧ района» Головня И.В., выступающий на основании доверенности, исковые требования поддержал по указанным выше основаниям, дополнительно сослался на положения ст.110 ЖК РСФСР, указал, что общежитие предоставлено было ответчику для временного проживания, поскольку были свободные помещения, на тот период ответчик был зарегистрирован в общежитии МВД РФ, к Министерству обороны РФ ответчик отношения не имел, в Вооруженных Силах РФ ответчик не служил, трудовых отношений с собственником не имел, его выселение из общежития допускалось законом до введения ЖК РФ, встречные требования не признал.
Бондаренко В.В. и его представитель по доверенности Пройдакова О.А. иск о выселении из общежития не признали, встречные требования поддержали в части, отказались от иска в части требования о признании договора найма от 11 августа 2008 года бессрочным, указали, что в общежитии Бондаренко В.В. проживает с 1999 года с разрешения руководства, в 2000 году с ним был заключен договор найма на 5 лет, выдавался ордер, считает, что приобрел право пользования указанным жилым помещением, своевременно и в полном объеме оплачивал коммунальные услуги. Кроме того, сослался на то обстоятельство, что другое общежитие КЭЧ было передано в муниципальную собственность, где граждане имеют возможность приватизировать жилье, он в свое время отказался переселяться туда, такого права в настоящее время лишен. Также просит учесть, что он является нуждающимся в жилом помещении, иного жилья не имеет. Просит встречные требования удовлетворить и взыскать расходы на услуги представителя.
Выслушав стороны, свидетелей, заключение прокурора, полагавшего необходимым первоначальный иск удовлетворить, во встречном иске отказать, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 40 Конституции РФ, статьей 25 Всеобщей декларации прав человека и статьей 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гарантировано право каждого на жилище.
В судебном заседании установлено, что общежитие по адресу: <адрес>, на основании приказа Заместителя KB ЛенВО по Расквартированию и Обустройству Войск № от 13 ноября 2006 года передано по акту приема-передачи от 30 января 2007 года в оперативное управление ФГУ «Петрозаводская КЭЧ района», что подтверждается и свидетельством о государственной регистрации права от 22 декабря 2009 года.
Бондаренко В.В. в период времени с 13 мая 1994 года по 05 декабря 2000 года проходил службу в УВД по г.Петрозаводску.
Согласно справке Коменданта общежития МВД РК от 25 июня 2010 года Бондаренко В.В. был зарегистрирован в общежитии МВД РК по адресу: <адрес>, с 22 мая 1995 года по 30 января 2007 года, но в общежитии не проживал.
Фактически с 1999 года по настоящее время Бондаренко В.В. проживает в спорном жилом помещении, с ФГУ «Петрозаводская КЭЧ района» в трудовых отношениях никогда не состоял.
Факт длительного проживания Бондаренко В.В. в общежитии по адресу: <адрес>, подтвердили допрошенные в судебных заседаниях свидетели ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 Из показаний указанных свидетелей следует, что все они получили жилье в указанном общежитии, поскольку работали в системе Министерства обороны РФ (6 УНР, войсковая часть), однако только свидетель ФИО4 показала о получении ею ордера на жилое помещение в указанном общежитии.
В соответствии с ч. 2 ст. 105 ЖК РФ договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
Частью 1 ст. 103 ЖК РФ установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.
Статьей 13 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
По действующему до 1 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в общежитии являлся ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (статья 109 ЖК РСФСР). Пунктом 10 Примерного положения об общежитиях утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 года № 328 (с изменениями от 23 июля 1993 г.) установлено, что жилая площадь в общежитии предоставлялась рабочим, служащим, студентам, учащимся по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдавался ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной формы. При вселении в общежитие ордер сдается администрации общежития, корешок на жилую площадь в общежитии остается у нанимателя.
В силу части 5 статьи 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных данным кодексом, другими Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом в соответствии с частью 6 статьи 12 ЖК РФ определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены Федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, также относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные Федеральными конституционными законами, Федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции. Таким образом, Министр обороны Российской Федерации вправе издавать правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в том числе порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду Российской Федерации, закрепленному за этим федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 120 Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота, утвержденном приказом Министра обороны СССР от 22 февраля 1977 года № 75 (с изменениями от 26 июня 2000 г., 1 сентября 2008 г.) общежития Министерства обороны СССР создаются для временного (на период службы, работы или учебы) проживания военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота.
Приказом заместителя Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск 1981 года № 45 утверждено Положение о домоуправлениях, общежитиях и гостиницах Министерства обороны. Пунктом 45 указанного Положения установлено, что жилая площадь в общежитии предоставляется военнослужащим по решению командования воинской части, а рабочим и служащим - по совместному решению командования и профсоюзного комитета воинской части.
Из указанных нормативных актов следует, что специализированный жилищный фонд закрепленный за Министерством обороны РФ может предоставляться только при наличии определенных условий, а именно - в связи со службой в Вооруженных Силах РФ или в связи с работой в организациях, учреждениях Министерства обороны.
Поскольку жилые помещения в общежитиях Министерства обороны РФ предоставлялись на период учебы, работы или службы, следовательно, прекращение трудовых отношений, равно как и их отсутствие являлось основанием для выселения в соответствии со ст. 110 ЖК РСФСР.
Таким образом, выселение ответчика без предоставления иного жилого помещения допускалось законом до введения ЖК РФ. Спорное жилье не предоставлялось Бондаренко В.В. по договору социального найма.
Более того, истец проживает в спорном жилом помещении на основании договора найма, срок действия которого истек в августе 2009 года. Собственником направлялось в январе 2010 года ответчику уведомление об освобождении занимаемого жилого помещения, однако до настоящего времени жилое помещение не освобождено. Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований проживания Бондаренко В.В. в общежитии по <адрес>.
Согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. При этом частью 3 указанной нормы определено, что жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Исходя из части 1 статьи 37 и статьи 59 Конституции Российской Федерации в ее взаимосвязи с частью 4 статьи 32, пунктом «м» статьи 71, пунктом «б» части 1 статьи 72 и пунктами «д», «е» статьи 114, военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение специфических задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также с иными специфическими условиями прохождения службы, обуславливается правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке обеспечения их жильем на основе специального законодательства и по специальным правилам. К числу указанных специальных законов относится Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», которым установлены основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, в том числе реализации ими права на жилище.
Таким образом, проживание ответчика в спорном жилом помещении нарушает законные права военнослужащих, установленные вышеназванными нормативными актами.
Доводы Бондаренко В.В. о том, что он проживает длительное время в общежитии, своевременно и в полном объеме оплачивает коммунальные услуги, а также то обстоятельство, что он не имеет другого жилого помещения, состоит на учету нуждающихся в жилом помещении, не являются основаниями для признания за ним права пользования жилым помещением в указанном общежитии, учитывая, что у Министерства обороны РФ нет обязанности перед Бондаренко В.В. в предоставлении ему жилья.
Доводы Бондаренко В.В. о том, что в 2000 году ему выдавался ордер и заключался договор найма сроком на 5 лет, которые он потерял, суд находит несостоятельными, поскольку объективными доказательствами не подтверждены. Свидетель ФИО6, работавшая комендантом этого общежития с 2001 года до 2007 года, показала, что Бондаренко В.В. был временным жильцом в общежитии, его ордера она не видела. Свидетель ФИО7, работающая заведующей общежитием с сентября 2007 года по настоящее время, показала, что с Бондаренко заключен был договор найма на 1 год, поскольку регистрации в общежитии он не имел. Показания свидетеля ФИО4 в части того обстоятельства, что она видела в 2000 году ордер на Бондаренко В.В., суд оценивает критически, поскольку объективными доказательствами ее показания не подтверждаются. Никто из других допрошенных свидетелей не показал, что видел ордер Бондаренко В.В.
При этом, суд учитывает, что в 2000 году Бондаренко В.В. имел постоянную регистрацию в общежитии МВД РК по адресу: <адрес> (с 22 мая 1995 года по 30 января 2007 года), поскольку проходил службу в УВД по г. Петрозаводску в период времени с 13.05.1994 г. по 05.12.2000 г. При таких обстоятельствах, ссылка на выдачу Бондаренко В.В. ордера на спорное жилое помещение вызывает сомнения.
Из показаний Бондаренко В.В. следует, что ему стало известно в 1999 году, что в общежитии на <адрес>, есть свободное жилье, регистрация у него в то время была в другом общежитии, но жилья не было; с разрешения руководства в 1999 году он заселился и стал проживать по указанному адресу, поскольку иного жилья не имеет; из общежития по <адрес>, он выписался добровольно.
Вместе с тем, установленные в судебном заседании обстоятельства вселения и проживания Бондаренко В.В. в специализированном жилом помещении не свидетельствуют о том, что он приобрел право постоянного пользования в указанном жилом помещении в установленном законом порядке и имеет право на постоянную в нем регистрацию.
Ссылка ответчика на право приватизации граждан в иных общежитиях, ранее принадлежащих ФГУ «Петрозаводская КЭЧ района» и переданных в муниципальную собственность, правового значения при рассмотрении данного дела не имеет.
В связи с изложенными обстоятельствами, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФГУ «Петрозаводская КЭЧ района» о выселении Бондаренко В.В. из спорного жилого помещения, встречные исковые требования о признании за Бондаренко В.В. права пользования указанным жилым помещением удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по государственной пошлине в размере 4000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск ФГУ «Петрозаводская КЭЧ района» к о выселении удовлетворить.
Выселить из жилого помещения в общежитии по адресу: <адрес>, комната № (по техническому паспорту комната <адрес>) без предоставления другого жилого помещения.
В удовлетворении встречного иска к ФГУ «Петрозаводская КЭЧ района» о признании права пользования жилым помещением, о регистрации в занимаемом жилом помещении отказать.
Взыскать с в пользу ФГУ «Петрозаводская КЭЧ района» расходы по госпошлине 4 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней через Петрозаводский городской суд.
Судья Овчинникова О.В.
Мотивированное решение в порядке ст.199 ГПК РФ
составлено 21 января 2011 года.