Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 14 февраля 2018 года
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего - Кузиной Н.Н.
при секретаре - Шуманеве A.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-178/18 по административному иску Межрайонной ИФНС России №19 по Самарской области к Балабановой А.Н. о взыскании задолженности по пеням,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС №19 России по Самарской области обратилась в суд к Балабановой А.Н. с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с административного ответчика задолженность в размере 3301 рубль 22 копейки, в том числе недоимку по транспортному налогу за 2014 год в размере 2609 рублей, пени по транспортному налогу по требованию от 25.11.2013 года в размере 352 рубля 24 копейки, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2013 год в размере 110 рублей, за 2014 год в размере 220 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 2 рубля 66 копеек по требованию № от 16.02.2015 года, в размере 7 рублей 32 копейки по требованию № от 12.10.2015 года.
В последствии административный истец уточнил административные исковые требования, отказавшись в части взыскания недоимки по налогам и просил взыскать с Балабановой А.Н. пени по транспортному налогу по требованию от 25.11.2013 года в размере 352 рубля 24 копейки, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 2 рубля 66 копеек по требованию № от 16.02.2015 года, в размере 7 рублей 32 копейки по требованию № от 12.10.2015 года, то есть 9 рублей 98 копеек.
В обоснование заявленных требований указали на то, что налоговым органом в адрес налогоплательщика Балабановой А.Н. было направлено налоговое уведомление № об уплате транспортного налога за 2012 год в размере 2282 рубля 70 копеек, № об уплате транспортного налога за 2013 год в размере 2609 рублей, налоговое уведомление № от 23.04.2015 года об уплате транспортного налога за 2014 год в размере 2609 рублей.
Ввиду несвоевременной оплаты транспортного налога ответчику начислены пени по налогу в размере 352 рубля 24 копейки. Также в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № об уплате налога на имущество физических лиц за 2013 год в размере 110 рублей, налоговое уведомление № от 21.04.2015 года об уплате налога за 2014 год в размере 220 рублей. Согласно расчёту пени по требованию № от 16.02.2015 года размер пени составил 2 рубля 66 копеек. Согласно расчету пени по требованию № от 12.10.2015 года размер пени составил 7 рублей 32 копейки.
С учетом уточненных требований, просили суд взыскать с Балабановой А.Н. пени по транспортному налогу в размере 352 рубля 24 копейки, рассчитанные по требованию от 25.11.2013 года, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 2 рубля 66 копеек по требованию от 16.02.2015 года и в размере 7 рублей 32 копейки по требованию от 12.10.2015 года.
В судебное заседание представитель административного истца – Межрайонной ИФНС №19 России по Самарской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Балабанова А.Н. в судебное заседание не явилась, извещалась о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд полагает заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании ст.23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
Согласно абз. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объектом налогообложения, согласно ст. 358 Налогового кодекса РФ, признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 360 Налогового кодекса РФ, налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ст. 361 Налогового кодекса РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Пунктом 3 ст. 362 НК РФ предусмотрено, что в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
В соответствии со статьей400 НК РФ налогоплательщикаминалога на имущество физических лиц признаютсяфизические лица, обладающие правом собственностина имущество, признаваемое объектом налогообложенияв соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган. В связи с чем налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В случае, указанном в абз. 2 данного пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной в п. 2.1 ст. 23 НК РФ, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность.
Согласно ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно ст. 363 Налогового кодекса РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из материалов дела, ответчик Балабанова А.Н. является налогоплательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, в связи с чем налоговым органом ей были направлены налоговые уведомления № об уплате транспортного налога за 2012 год в размере 2282 рубля 70 копеек, № об уплате транспортного налога за 2013 год в размере 2609 рублей, налоговое уведомление № от 23.04.2015 года об уплате транспортного налога за 2014 год в размере 2609 рублей. Ввиду несвоевременной оплаты налога ответчику начислены пени по налогу в размере 352 рубля 24 копейки.
Также в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № об уплате налога на имущество физических лиц за 2013 год в размере 110 рублей, налоговое уведомление № от 21.04.2015 года об уплате налога за 2014 год в размере 220 рублей. Согласно расчёту пени по требованию № от 16.02.2015 года размер пени составила 2 рубля 66 копеек. Согласно расчету пени по требованию № от 12.10.2015 года размер пени составил 7 рублей 32 копейки.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка №4 Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области от 15.08.2016 года налоговому органу отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа ввиду пропуска срока, что послужило основанием для подачи настоящего административного иска.
На основании п. п. 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В связи с оплатой задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, административный истец отказался от заявленных требований в данной части, но просит взыскать с административного ответчика пени по транспортному налогу в размере 352 рубля 24 копейки, рассчитанные по требованию от 25.11.2013 года, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 2 рубля 66 копеек по требованию от 16.02.2015 года и в размере 7 рублей 32 копейки по требованию от 12.10.2015 года.
Судом установлено, что срок исковой давности по требованию № от 25.11.2013 года истек 13.06.2016 года. Общий срок исковой давности установленной ст. 48 НК РФ по требованию № от 25.11.2013 года истек 13.06.2014г., по требованию № от 16.02.2015 года истек 26.09.2015 года, срок исковой давности по требованию № от 12.10.2015 года истек 19.05.2016 года.
Между тем, административный иск подан 28.08.2017 года, то есть налоговым органом пропущен предусмотренный ч. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок для обращения в суд о взыскании задолженности. Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока не заявлено.
При этом суд также отмечает, что как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г. № 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно п. 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Принимая во внимание, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с административным иском, суд считает требования о взыскании с Балабановой А.Н. недоимки по пеням не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России №19 по Самарской области к Балабановой А.Н. о взыскании задолженности по пеням, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Куйбышевский районный суд г. Самары.
Мотивированное решение изготовлено 19 февраля 2018 г.
Судья Н.Н. Кузина