судья Федорчук Е.В. | дело <данные изъяты> |
УИД: 50RS0<данные изъяты>-08
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего: Шилиной Е.М.,
судей Тюшляевой Н.В., Жарких В.А.,
при ведении протокола помощником судьи Алексашиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 января 2021 года апелляционную жалобу администрации городского округа <данные изъяты> на решение Дубненского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску Борисовой А. Л. к администрации городского округа <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, признании нарушенным права в получении земельного участка и обязании совершить определенные действия,
заслушав доклад судьи Тюшляевой Н.В., объяснения явившихся лиц,
установила:
Борисова А.Л. обратилась в Дубненский городской суд <данные изъяты> с административным иском к администрации городского округа <данные изъяты>, в котором просила суд признать незаконным решение администрации городского округа <данные изъяты> об отказе в предоставлений государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» от <данные изъяты> № Р<данные изъяты>37091657, признать право на получение земельного участка из состава городских земель нарушенным и обязать администрацию городского округа <данные изъяты> представить Борисовой А.Л. без проведения торгов в собственность за плату земельный участок площадью 1599 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>.
В порядке ст. 16.1 КАС РФ указанное заявление принято к рассмотрению судом в порядке гражданского судопроизводства.
Решением Дубненского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования Борисовой А.Л. удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, администрация городского округа <данные изъяты> подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене.
Из материалов дела усматривается, что Борисова А.Л. обратилась в администрацию городского округа <данные изъяты> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в соответствии со схемой земельного участка, площадью 1599 кв.м, по адресу: <данные изъяты>.
Решением администрации городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> № Р<данные изъяты>37091657 в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» было отказано.
В качестве основания для отказа в предоставлении государственной услуги указано, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка: нахождение земельного участка в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий и других производственных объектов (СанПиН 2.2.1/2.<данные изъяты>-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»).
В качестве разъяснения причин отказа в решении указано, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в санитарно-защитной зоне, планируемой к сокращению, полностью в санитарно-защитной зоне полигона ТКО «Дубна-Левобережная» (сведения подлежат уточнению), в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.<данные изъяты>-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», а также земельный участок расположен в двух территориальных зонах: частично Ж-2 и частично Р-4, согласно Генеральному плану городского округа <данные изъяты>.
Удовлетворяя исковые требования Борисовой А.Л. в части признания решения администрации незаконным, суд исходил из того, что испрашиваемый истцом земельный участок полностью находится за пределами санитарно-защитной зоны, установленной для полигона ТКО «Дубна-Левобережная», в связи с чем, не является ограниченным в обороте в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ, а также отсутствуют нормативные ограничения, связанные с формированием земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
Также суд полагал, что ответчиком не представлено доказательств того, что санитарно-защитная зона имеет иные параметры, нежели те, которые предусмотрены положением о территориальном планировании, являющимся составной частью генерального плана городского округа <данные изъяты>.
Поскольку истец Борисова А.Л. относится к гражданам, указанным в п. 6 и 11 ст. 13 Закона РФ от <данные изъяты> N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", суд полагал, что она имеет право на получение в собственность без проведения торгов и за плату земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, в связи с чем, счел право Борисовой А.Л. на получение указанного земельного участка нарушенным и обязал администрацию городского округа Дубна предоставить Борисовой А.Л. земельный участок, площадью 1599 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>, без проведения торгов в собственность за плату.
Судебная коллегия полагает выводы суда ошибочными.
Возлагая на администрацию обязанность предоставить земельный участок площадью 1 599 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>, без проведения торгов в собственность за плату, суд не учел, что для предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без торгов необходимо пройти установленную законодательством <данные изъяты> процедуру и получить согласование уполномоченного органа, которым в силу п.п.2 и 3 постановления <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> является Министерство имущественных отношений <данные изъяты>.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не отнесено к вопросам местного значения городского округа, предусмотренным ст. 16 Федерального закона от <данные изъяты> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
В соответствии с п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству <данные изъяты> испрашиваемый земельный участок расположен в функциональной зоне территории, частично в Ж-2 Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами, частично Р-4 Зона объектов физической культуры и массового спора, источник информации – генеральный план городского округа <данные изъяты>, утвержденного решением Совета депутатов <данные изъяты> от <данные изъяты> № РС-7 (42) – 61/9.
Суд первой инстанции, приняв во внимание, что в оспариваемом решении указано, что испрашиваемый земельный участок находится в двух территориальных зонах: частично Ж-2 и частично Р-4, согласно Генеральному плану городского округа <данные изъяты>, пришел к выводу, что каких-либо ограничений по предоставлению земельных участков, находящихся в функциональных зонах, нормами земельного законодательства не предусмотрено, в связи с чем, оснований для отказа в предоставлении Борисовой А.Л. государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» по указанному основанию не имелось.
Между тем, из анализа положений ст. 33 ГрК РФ, усматривается, что федеральным законодателем установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Отнесение в карте градостроительного зонирования, утвержденной оспариваемым решением органа местного самоуправления, земельного участка к территориальной зоне, не соответствующей функциональной зоне, установленной для него генеральным планом муниципального образования, является нарушением федерального законодательства.
Из изложенного следует, что границы территориальных и функциональных зон должны совпадать.
Неверным, по мнению судебной коллегии, является также вывод суда о том, что Борисова А.Л., являясь инвалидом, а также добровольно выехавшей из зоны проживания с правом на отселение, имеет право на получение в собственность без проведения торгов и за плату спорного земельного участка.
Действительно, согласно п. 14 ст. 17 Федерального закона от <данные изъяты> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.
В силу п. 6 и 11 ст. 13 Закона РФ от <данные изъяты> N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития и граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;
В соответствии со ст. 17 Закона РФ от <данные изъяты> N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные п. 3 - 12 ч. 1 ст. 14 и п. 2 и 3 ч. 1 ст. 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные п. 4, 5, 7, 9, 11 и 12 ч. 1 ст. 14, п. 2 ч. 1 и п. 2 ч. 3 ст. 15 настоящего Закона.
Кроме того, им гарантируются внеочередное получение земельных участков и приобретение строительных материалов для строительства индивидуальных жилых домов (п. 9 ст. 17 Закона РФ от <данные изъяты> N 1244-1)
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от <данные изъяты> <данные изъяты>-О указал, что льготный порядок предоставления земельных участков отдельным категориям граждан в законодательстве обычно предопределен нуждаемостью в улучшении жилищных условий; внеочередное обеспечение (земельными участками) граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, также является адресной льготой, направленной на то, чтобы эти лица могли получить жилье в местности, не подверженной радиационному загрязнению; существование данной льготы социально оправдано только в том случае, если она адресована нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Соответственно, право на получение земельного участка на льготных условиях для строительства жилого дома (индивидуального жилищного строительства), предоставленное законодателем отдельным категориям граждан (в том числе пострадавшим от чернобыльской катастрофы), относится к жилищным гарантиям.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается определять не только категории граждан, нуждающихся в жилище, но и конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом имеющихся у государства финансово - экономических возможностей.
Право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для садоводства, предусмотренное статьей 17 Федерального закона от <данные изъяты> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", или право граждан, указанным в п. 6 и 11 ст. 13 Закона РФ от <данные изъяты> N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусмотренные п. 9 ст. 17 данного федерального закона, не подлежит реализации путем продажи земельного участка без проведения торгов.
Вопросы предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы положениями Земельного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрены различные процедуры, осуществляемые исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в целях предоставления земельных участков, и различные виды права, на котором предоставляются земельные участки гражданам и организациям.
В силу подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрено, что в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.
Предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно (пункт 6).
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, в силу положений пункта 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Следовательно, в силу взаимосвязанных приведенных норм права предоставление земельных участков для садоводства на праве собственности путем продажи без применения положений статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей проведение торгов (аукциона), не допускается.
К категориям лиц, установленным статьей 39.19 Земельным кодексом Российской Федерации и имеющим право на бесплатное предоставление земельного участка, истец не отнесена.
Следует принять во внимание, что особенности предоставления земельных участков, предусмотренные статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, распространяются не все случаи предоставления земельных участков. Так, согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющей случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
То есть, в случае предоставления земельных участков в аренду лицам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, порядок предоставления земельных участков, предусмотренный положениями статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, не применяется.
Таким образом, анализ приведенных законоположений во взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что продажа земельных участков без проведения торгов при реализации прав инвалидов, предусмотренных статьи 17 Федерального закона от <данные изъяты> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", гражданам, указанным в п. 6 и 11 ст. 13 Закона РФ от <данные изъяты> N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", действующим законодательством не предусмотрена.
Судебная коллегия полагает, что при таких обстоятельствах, у суда не имелось оснований для удовлетворения иска, в связи с чем, обжалуемое решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Дубненского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Борисовой А. Л. к администрации городского округа <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, признании нарушенным права в получении земельного участка и обязании совершить определенные действия отказать.
Председательствующий:
Судьи: