Р Е Ш Е Н И Е
21 декабря 2015 года г. Жигулевск
Судья Жигулёвского городского суда Сычёв А.В.,
с участием защитников ООО «Премьер» г. Жигулевск – Гоошуцуна В.П., Бажутовой У.В., действующих на основании доверенности,
должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление - руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Шекунова А.А.
рассмотрев жалобу законного представителя ООО «Премьер» г. Жигулевск, директора Полоскина Н.С. на постановление о назначении административного наказания руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Шекунова А.А. от 13 августа 2015 года,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением №193\длх о назначении административного наказания руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Шекунова А.А. от 13 августа 2015 года, ООО «Премьер» признано виновным в административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, а именно в том, что при проведении проверки общества ДД.ММ.ГГГГ, установлено что ООО «Премьер» предоставлен в аренду лесной участок, по адресу: <адрес>, площадью 446,6 га, для заготовки древесины на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ №, однако в нарушение подпункта д. п.13 указанного договора аренды общество не подало лесную декларацию, чем также нарушило требование статьи 26 Лесного Кодекса РФ. Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 60000 рублей.
Законным представителем юридического лица на указанное постановление 29 октября 2015 года в Жигулевский городской суд, по месту регистрации общества подана жалоба, в которой выражается несогласие с вышеуказанным постановлением по тому основанию, что во исполнение подп. «б» п.13 договора аренды общество заключило с ООО «Содалит» договор № от ДД.ММ.ГГГГ о разработке проекта освоения лесного участка, предоставленного в аренду, в ходе изготовления которого выяснились расхождения между площадью, указанной в договоре аренды, которая фактически составляет 447,1 га, что является основанием на внесение новых корректив в основной договор аренды путем заключения дополнительного соглашения между сторонами, в связи с возникшими обстоятельствами между ООО «Премьер» и Министерством лесного хозяйства велась переписка по вопросу устранения возникших обстоятельств, однако до заключения дополнительного соглашения со стороны арендодателя была назначена плановая выездная проверка в отношении общества, в ходе которой выяснилось отсутствие лесной декларации. Поскольку проект освоения лесов не был разработан по независящим от общества причинам, общество не смогло подать лесные декларации, в связи с чем в действиях общества отсутствует признак объективной стороны состава административного правонарушения, а потому обжалуемое постановление подлежит отмене.
В судебном заседании защитники хозяйственного общества поддержали жалобу его законного представителя, настаивая, что общество к освоению лесного участка, в отсутствие у него проекта освоения лесов, до настоящего времени не приступило.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, возражало против удовлетворения жалобы на том основании, что с момента передачи обществу лестного участка по акту приема передачи, то есть с 2012 года, общество кроме заготовки древесины, обязано было осуществлять меры противопожарного обустройства лесов, санитарно-оздоровительные мероприятия, для чего обязано было предоставлять лесную декларацию, чего не делало, за что и было привлечено к административной ответственности. Одновременно должностным лицом признано, что неверное указание в акте приема-передачи лесного участка в аренду – приложении № к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № объема передаваемого участка ( отсутствие выделов 35-45) препятствовало разработке проекта освоения лесов.
Разрешая жалобу, суд принимает во внимание, что ответственность по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ предусмотрена за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Премьер» и министерством лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области заключен договор аренды лесного участка для целей заготовки древесины.
Вместе с тем, в соответствии с п.4 договора, арендатору лесной участок передается для видов использования и в объемах, согласно приложениям 3 и 4 к договору, которые предусматривают принятие арендатором и использование им лесов также только для заготовки древесины.
При этом, на основании п.12 договора, арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора только после его государственной регистрации, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка и предоставления Арендодателю разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Таким образом, видом использования ООО «Премьер» лесного участка, переданного ему по договору в аренду, является заготовка древесины, а не осуществление мер противопожарного обустройства лесов, санитарно-оздоровительных мероприятий, которые в вину юридическому лицу обжалуемым постановлением не вменялись.
Доказательств того, что ООО «Премьер» на момент выявления признаков административного правонарушения осуществляло заготовку древесины на арендованном участке, в материалах дела не содержится, заявителем данный факт отрицается.
Согласно подп. «а» п.13 указанного договора, ООО «Премьер» в течение 4 месяцев с момента подписания договора обязано зарегистрировать его в Управлении Росреестра по Самарской области, а в течение 6 месяцев с того же момента предоставить Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Между тем, согласно п.24 договора, он вступает в силу с момента его государственной регистрации.
Как установлено, договор от ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован только ДД.ММ.ГГГГ на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, признавшего незаконным отказ Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации договора аренды.
Таким образом, обязанность у арендатора предоставить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы возникает только с момента государственной регистрации договора.
С момента государственной регистрации договора аренды ООО «Премьер» предпринимались меры по составлению проекта освоения лесов, в подтверждение чего представлен договор от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «<данные изъяты>», ответ ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности в срок выполнить по договору обязательства, договор от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.п. «д» п.13 договора, арендатор обязан ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию.
Согласно ч. 1 ст.26 Лесного Кодекса РФ, лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. На основании ч.2 той же нормы ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в том числе в аренду. При этом ч.3 ст.26 ЛК РФ установлено, что форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В период с момента заключения договора аренды лесного участка между ООО «Премьер» и органом государственной власти субъекта РФ по 12 марта 2015 года действовал Порядок заполнения и подачи лесной декларации, утвержденный Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно п.2 приложения к которому, лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве, в том числе аренды, в орган государственной власти, предоставивший лесной участок (далее - уполномоченный орган), не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесного участка. Лесная декларация должна содержать сведения обо всех видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды, проектом освоения лесов на переданном в пользование лесном участке на декларируемый год. В лесную декларацию вносится, в том числе, информация о декларируемом периоде а также наименование органа, утвердившего заключение государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, и дата утверждения.
С ДД.ММ.ГГГГ действует порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, который по своей сути аналогичен вышеизложенному порядку, с уточнением, что срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов, а также что в лесной декларации отражаются местоположение лесного участка, объем использования лесов; виды использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, проектом освоения лесов на декларируемый период. При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов. В лесную декларацию вносится информация, в том числе, о номере государственной регистрации договора аренды лесного участка, о виде использования лесов в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации; о наименовании органа, утвердившего заключение государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, и дата утверждения.
Таким образом, как статьей 26 ЛК РФ, так и нормативными актами, регулирующими порядок подачи лесной декларации, предусмотрено, что ее обязательной составной частью является проект освоения лесов.
В силу ст.88 ЛК РФ, лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 указанного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время действует Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, утвержденный приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно его п.6, в разделе сведения о лесном участке приводиться в том числе информация о перечне предоставленных в аренду лесных кварталов, лесотаксационных выделов (приложение N 2), год последнего лесоустройства лесничества, лесопарка.
Установлено, что согласно сообщения ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, составление проекта освоения лесов на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ невозможно вследствие несоответствия характеристик лесного участка в п.2 договора и акте приема передачи (в последнем отсутствует указание на выделы 35-45 <адрес>).
Об указанном несоответствии министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области уведомлено обществом «Премьер» ДД.ММ.ГГГГ, это несоответствие признано государственным органом, что подтверждается дополнительным соглашением к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ между министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и ООО «Премьер», которое вступает в силу с момента его государственной регистрации.
Следовательно, на момент возбуждения дела об административном правонарушении, указанное несоответствие, препятствующее обществу, подать лесную декларацию, имело место, что не было принято во внимание при рассмотрении дела по существу.
Таким образом, ООО «Премьер» после заключения договора аренды лесного участка были приняты все зависящие от него меры по соблюдению условий данного договора, правил и норм, регулирующих лесные правоотношения, использованием предоставленного ему лесного участка общество не занималось и не собиралось заниматься до составления проекта освоения лесов, каковое не осуществлено до настоящего времени по причинам, не зависящим от деятельности общества, что объективно препятствует до настоящего времени в подаче лесной декларации, в связи с чем состава вменяемого ему административного правонарушения в действиях (бездействии) юридического лица суд не усматривает, а потому обжалуемое постановление подлежит отмене, производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7, ст.30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отменить постановление №193/дхл о назначении административного наказания от 13 августа 2015 года руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Шекунова А.А..
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.25 КоАП РФ в отношении ООО «Премьер» в связи с отсутствием состава административного правонарушения, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Жигулевский городской суд в течение 10 дней с момента его получения.
Судья Жигулевского
городского суда Сычёв А.В.