<***>
Гражданское дело № 2-4127/2017
Мотивированное решение изготовлено 29.08.2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2017 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Шимковой Е.А., при секретаре Крючковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Трифоновой Людмилы Александровны к ООО УЖК «Радомир-Инвест» о возложении обязанности, взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Трифонова Л.А. обратилась в Кировский районный суд г. Екатеринбурга с указанным иском.
В иске, с учетом уточнений требований, указано следующее. В квитанции за <***> года за жилищно-коммунальные услуги Управляющей компанией ООО УЖК «Радомир-Инвест», осуществляющей управление многоквартирным домом по ***, истцу была предъявлена сумма к оплате в размере 16 222,39 руб., в том числе, в графе «перерасчеты» была указана сумма по строкам: ГВС (индивидуальное потребление): подача - 566,83 руб., нагрев - 3077,14 руб.; ГВС (ОДН): подача - 381,19 руб., нагрев - 1311,52 руб., всего на общую сумму 5 336,68 руб. Причинами перерасчета, как указано на обратной стороне квитанции, указаны следующие: изменение данных приборов учета (<***>.); изменение данных для расчета ОДН (<***>); изменение данных для расчета (тарифы, нормативы, превышение ПИ) (<***>); расчет (перерасчет, корректировка) по показаниям ОДПУ (<***>).
Истец не согласен с предъявлением к оплате данной суммы, поскольку, индивидуальное потребление по коммунальной услуге ГВС осуществляется по показаниям приборов учета. В части предъявления к оплате сумм по общедомовому потреблению (ОДН) истец также не согласна, поскольку, Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области подтвержден факт отсутствия общедомового прибора учета на тепловую энергию и горячее водоснабжение в доме, а также установлено, что акт ввода узла учета тепловой энергии у потребителя (МКД по ***) представлен на период с *** по ***. Таким образом, считает, что изменение данных приборов учета, как индивидуальных, так и общедомового (ОДПУ) до ***, незаконно.
Кроме того, истец считает, что ответчик незаконно начисляет плату по коммунальной услуге за электрическую энергию на общедомовые нужды, поскольку, для нее, как собственника квартиры, объем коммунальной услуги за электрическую энергию на общедомовые нужды в месяц не может превышать 45,7 квтч/в месяц.
На основании вышеизложенного, истец, с учетом уточнений иска, просит:
1) обязать ответчика ООО УЖК "Радомир-Инвест":
- произвести корректировку суммы платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды и индивидуальное потребление (указанного в квитанции за <***> года), в сторону уменьшения, в размере 5 336,68 руб.
- с <***> по <***> года расчет платы по коммунальной услуге за электрическую энергию на общедомовые нужды ООО УЖК "Радомир-Инвест" осуществлять в пределах нормативного значения, объем не может быть (в квартире <***>, площадь <***> кв.м., принадлежащей истцу) более <***> квтч/в месяц.
2) взыскать с ответчика компенсацию материального вреда (упущенной выгоды) в пользу истца в размере 30 000 руб. за несвоевременное выполнение решения, установленного протоколом собрания собственников от ***, переданного в управляющую компанию *** об установке общедомового прибора учета тепловой энергии, а также немотивированные траты собственников по эксплуатации системы теплорегулирования (система САРТ) на протяжении 7-ми лет;
3) взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.;
4) ежемесячное снятие показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного по акту от ***, производить в присутствии представителя от собственников многоквартирного дома (совет дома) по ***.
Истец в судебном заседании на доводах и требованиях уточненного иска настаивала, дополнительно пояснила, что предъявленная ответчиком к оплате оспариваемая сумма, подлежит корректировке в виде уменьшения на 5336,68 руб., поскольку, нет нормы закона, позволяющей делать такой перерасчет, поставщик не предъявил ответчику указанную сумму к оплате, следовательно, и ответчик не может требовать ее оплаты от потребителя, в противном случае, на стороне ответчика возникает неосновательное обогащение. Кроме того, ответчиком в расчетах применена неверная площадь дома и общего имущества, которая значительно отличается (на 200 кв.м) с цифрой, указанной на их официальном сайте. Так же указала, что незаконными действиями ответчика ей, как потребителю, причинен моральный вред, который выразился в ее переживаниях по вопросу незаконно выставленных к оплате сумм, бездействия ответчика по установке системы САРТ, позволяющей собственникам экономить значительные суммы на тепловую энергию, не желания ответчика разобраться в сложившейся ситуации и принять меры по внесению изменений о площади дома в официальный сайт. Требование о возложении на ответчика обязанности по снятию показаний с ПУ с участием представителя от собственников мотивирует тем, что это позволит контролировать правильность выставляемых к оплате сумм и принимать своевременные меры в случае недобросовестного поведения ответчика. Просит иск удовлетворить в заявленном размере, с учетом последних уточнений.
Представители ответчика по доверенностям Дудырева Е.А. и Лаптева А.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменных отзывах и возражениях, которые приобщили в дело. Дополнительно пояснили, что на сайте управляющей компании была размещена неверная информация о размере площади мест общего пользования (МОП) многоквартирного ***, которая, согласно данным технического паспорта дома составляет 1209,8 кв.м., и эти изменения будут внесены для потребителей. В расчетах потребителям ЕРЦ использовало верные данные о площади МОП, следовательно, все суммы, выставленные к оплате, рассчитаны правильно. Длительность неисполнения предписания ГЖИ обосновывают тем, что с предписанием управляющая компания была не согласна, в связи с чем, использовала свое законное право на его обжалование в судебном порядке, поэтому, никакого злостного и намеренного не исполнения с их стороны не имелось. В связи с чем, просят к требованию о взыскании упущенной выгоды применить срок исковой давности и определить период – последние три года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены ООО «ЕРЦ» и Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, которые в суд не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки не известна.
При таких обстоятельствах, суд, с учетом мнения явившихся лиц, определил рассмотреть дело в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при данной явке.
Заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, изучив собранные по делу доказательства, в их совокупности и каждое в отдельности, о дополнении которых ходатайств заявлено не было, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что истец является собственником квартиры по адресу: ***, на которую открыт лицевой счет ***.
Так же установлено, что на основании протокола № <***> от *** общего собрания собственников помещений в многоквартирном ***, собственниками принято решение о выборе ООО УЖК «Радомир-Инвест» в качестве управляющей организации.
Таким образом, обязанность по предоставлению истцу коммунальных услуг возложена на ответчика ООО УЖК «Радомир-Инвест» в силу действующего законодательства.
Отношения, возникающие из договора оказания услуг с участием граждан, регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а также общими нормами Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» *** от ***.
Порядок начисления платы за коммунальные услуги установлен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов) (далее – Правила).
Правила определяют исполнителя как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, предоставляющих потребителю коммунальные услуги, а расчетный период как календарный месяц и устанавливают требования к содержанию платежного документа (пункты 2, 37, 69).
Суд отмечает, что до 01 января 2017 года в соответствии с п. 40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносил плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, ОДН).
Правилами № 354 был установлен порядок расчета платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды в зависимости от наличия или отсутствия в многоквартирном доме общедомовых приборов учета. Согласно действующему законодательству объем коммунальной услуги предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывало, и распределялся между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с изменениями, внесенными, в том числе, в Правила № 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Постановление № 491), постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498, с 01 января 2017 года размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общие домовые нужды (потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме), внесен в состав ставки платы за содержания жилья за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован.
В соответствии с ч. 10 ст. 12 Федерального закона № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 176-ФЗ) при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в ч. 9 ст. 12 Федерального закона № 176-ФЗ, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
При направлении платежного документа с 01 января 2017 года на внесение платы за содержание жилого помещения, в таком платежном документе необходимо в графе плата за содержание общего имущества отдельными строками указать размер платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества, по каждому виду ресурса. Следовательно, включение в платежный документ размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества, само по себе не нарушает прав собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, предусмотрено Постановлением № 491.
Разрешая требование истца об обязании ответчика произвести корректировку суммы платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды и индивидуальное потребление (указанного в квитанции за <***> года), в сторону уменьшения, в размере 5 336,68 руб., суд руководствуется следующим.
Как следует из квитанции за <***> года, на квартиру истца выставлены к оплате следующие услуги, с которыми истец не согласен: ГВС (индивидуальное потребление): подача - 566,83 руб., нагрев - 3077,14 руб.; ГВС (ОДН): подача - 381,19 руб., нагрев - 1311,52 руб., всего на общую сумму 5 336,68 руб.
Причинами перерасчета, как указано на обратной стороне квитанции, указаны следующие: изменение данных приборов учета (<***>.); изменение данных для расчета ОДН (<***>); изменение данных для расчета (тарифы, нормативы, превышение ПИ) (<***>); расчет (перерасчет, корректировка) по показаниям ОДПУ (<***>).
Из ответа ЕРЦ об основаниях указанного перерасчета установлено, что в <***> года на основании распоряжения управляющей организации (сервис «Электронный обмен» *** от ***) учтена информация о том, что многоквартирный дом по адресу *** не оборудован общедомовыми приборами учета горячей воды и тепловой энергии. В связи с чем в <***> года по лицевому счету, оформленному на жилое помещение по адресу *** (лицевой счет ***):
- сняты начисления за общедомовое потребление горячей воды в части подачи и нагрева воды за период с <***> года по <***> года, проведены начисления по нормативу потребления на общедомовые нужды за период с <***> года по <***> года;
- проведен перерасчет начислений за услугу «отопление» за период с сентября по <***> года: сняты начисления, проведенные в соответствии с объемами потребления, определенными по показаниям общедомового прибора учета и проведены начисления исходя из норматива потребления, равного 0,033 Гкал/кв.м.;
- перерасчет за услугу «отопление» за <***> года исходя из норматива потребления, равного 0,033 Гкал/кв.м.;
- снята сумма корректировки начислений за услугу «отопление» за <***> годы, проведенной в <***> года.
Истцом не оспариваются перерасчеты по услуге «отопление», а оспариваются перерасчеты по услуге «ГВС» на индивидуальное и общедомовые нужды.
Так, согласно ответу ЕРЦ, в случае если объем потребления коммунального ресурса, определенный по показаниям общедомового прибора учета, меньше суммарного объема потребления в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, указанная разница уменьшает объем индивидуального потребления в жилом помещении.
В период с <***> года, объем потребления, определенный по показаниям общедомового прибора учета горячей воды, был меньше суммарного объема потребления горячей воды (в части подачи и/или нагрева) в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома.
С <***> года в соответствии с распоряжением управляющей организации в случае если объем потребления, определенный по показаниям общедомового прибора учета, меньше суммарного объема потребления в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, начисления за общедомовое потребление проводятся по лицевым счетам, оформленным на жилые помещения, не оборудованные индивидуальными/общими (квартирными) приборами учета.
Жилое помещение по адресу *** оборудовано индивидуальным прибором учета горячей воды, начисления за общедомовое потребление горячей воды по показаниям общедомового прибора учета за период с <***> года по <***> года не были отражены по лицевому счету Абонента.
Перерасчет (снятие суммы рассчитанных ранее начислений) за общедомовое потребление горячей воды за период с <***> года по <***> года, <***> года отразился в квитанции за жилое помещение и коммунальные услуги за <***> года в графе «перерасчеты» в строке за индивидуальное потребление.
Перерасчет (снятие начислений) за оставшийся период, а также доначисление за общедомовое потребление горячей воды по нормативу потребления за период с <***> года по <***> года отразились в квитанции за жилое помещение и коммунальные услуги по лицевому счету Абонента в графе «перерасчеты» в строке за общедомовое потребление.
Также в <***> года по лицевому счету Абонента проведены начисления за горячее и холодное водоснабжение, а также электроэнергию в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за <***> и <***> года. Начисления за <***> года отразились в графе «перерасчеты» за соответствующие услуги, начисления за <***> года — в графе «начисления».
Вместе с тем, оснований для перерасчетов по оспариваемым услугам «ГВС» на индивидуальное потребление и ОДН, не имелось, исходя из следующего.
Как указывает истец, не оспаривает ответчик и подтверждается представленными суду документами, квартира истца оборудована индивидуальными приборами учета с <***> года, переустановленными в соответствии с требованиями законодательства в <***> году, а в <***> года поверены (акт первичного, повторного допуска узла учета ХВС и ГВС у потребителя, паспорт на ГВС с отметкой поверки приборов учета). Показания приборов учета передаются истцом в ЕРЦ и осуществляется их оплата, о наличии задолженности никем не заявлялось.
В силу п. 41 Правил № 354 (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.06.2017) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Таким образом, учитывая, что в квартире истца установлены исправные приборы учета по ГВС, показания которых истцом передавались к оплате и оплачены, оснований для производства перерасчета, указанного в квитанции за <***> года, за данную услугу произведено ответчиком незаконно и не обоснованно, следовательно, сумма, указанная к оплате за ГВС (индивидуальное потребление) - 3643,97 руб., подлежит корректировке в виде исключения из оплаты.
В части суммы перерасчета по ГВС на ОДН установлено следующее.
В соответствии с пунктом 40 Правил №354 (в редакции от 29.06.2016) до 01.01.2017 потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносили плату за коммунальные услуги, предоставленные в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (на общедомовые нужды - ОДН).
Начисления за общедомовое потребление коммунальных услуг проводились в соответствии с объемами потребления, определенными по показаниям общедомовых приборов учета, в частности, по услуге «горячее водоснабжение» в соответствии с формулой 12 Приложения № 2 к указанным Правилам.
Факт отсутствия на жилом доме по *** общедомового прибора учета тепловой энергии и горячего водоснабжения (далее - ОДПУ) подтверждается фактическими обстоятельствами дела и предписанием от *** <***> Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, согласно которого надзорным органом было установлено, что многоквартирный *** не оснащен общедомовым прибором учета используемых энергетических ресурсов тепловой энергии.
В силу п. 48 Правил № 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом, Правилами не предусмотрено проведение перерасчета по указанной услуге по заявленным основаниям.
Кроме того, с *** постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 № 1149 внесены изменения в основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, согласно п. 49 которого установлено, что тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) состоит из:
- компонента на теплоноситель (подача воды, куб. метр);
- компонента на тепловую энергию (нагрев воды, Гкал/куб. метр).
Тарифы на теплоноситель и тепловую энергию для организаций коммунального комплекса утверждены постановлениями Региональной энергетической комиссии ***.
Вместе с тем, одним из показателей, необходимых при расчете платы за горячую воду, является норматив тепловой энергии на подогрев теплоносителя (исходной воды).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 № 1149 должны были быть внесены изменения в Правила установления нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306), и, как следствие, в Правила № 354.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 № 129 внесены изменения в Правила № 306, а также в соответствии с п. 2 данного постановления на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность не позднее 01 января 2018 года утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с нормативно-правовыми актами, определяющими правовой Статус РЭК Свердловской области, вопросы, связанные с утверждением нормативов, находятся в исключительной компетенции РЭК Свердловской области.
До настоящего времени норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления услуги по горячему водоснабжению, РЭК Свердловской области не утвержден.
Вместе с тем, до момента утверждения норматива тепловой энергии на подогрев исходной воды, Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области письмами от 23.01.2013 № 354 и от 20.03.2013 № 11-01-81/1662, на территории Свердловской области, рекомендовано при расчете платы за услугу горячего водоснабжения применять объем потребления тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения равный количеству тепла, необходимому для приготовления 1 кубометра горячей воды, учтенному РЭК Свердловской области при утверждении тарифов на горячую воду на 2012 год.
Однако, вышеуказанные письма не являются нормативными актами и носят временный рекомендательный характер.
Таким образом, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 № 129 норматив расхода тепловой энергии на подогрев теплоносителя для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению должен быть утвержден не позднее 1 января 2018 года.
Начисления платы за услугу горячего водоснабжения по компоненту «нагрев» в течение года, может производиться как на основании показаний УКУТ, так и исходя из рекомендованного объема тепловой энергии на подогрев.
Правила «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», установленные Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила 354) не содержат норм перерасчета в условиях отсутствия общедомовых приборов учета.
В связи с чем, оснований для перерасчета данных показателей по услуге «ГВС» по указанным основаниям и предписанию контролирующего органа, не имеется, в связи с чем, требование иска в данной части обоснованно, а перерасчет за данную услугу, противоречит обстоятельствам дела и требованиям закона.
Кроме того, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области письмом от *** ***, в ходе очередного рассмотрения обращения собственников МКД по *** указал, что Управляющей организацией ООО УЖК «Радомир - Инвест» представлен акт ввода узла учета тепловой энергии у потребителя (МКД по ***) на период с *** по ***, следовательно, изменение данных приборов учета, как индивидуальных, так и общедомового (ОДПУ) до ***, не допустимы.
На основании вышеизложенного, суммы по перерасчету ГВС по индивидуальному потреблению - 3643,97 руб. и на общедомовые нужды -1692,71 руб., заявленные в квитанции истца за февраль 2017 года - не обоснованы, а иск в этой части подлежит удовлетворению.
Возражения ответчика о том, что, поскольку, прибор учета, установленный на доме, фиксировал показания как ГВС, так и отопления без разделения, то и перерасчет произведен за обе услуги, судом не принимаются, поскольку, это противоречит обстоятельствам дела и нормативным акта в сфере данного регулирования. Кроме того, в предписании надзорного органа ответчику вменялось осуществление перерасчета только по услуге «отопление», следовательно, оснований для проведения перерасчета по иным услугам не имелось.
Разрешая требование иска об обязании ответчика с января по май 2017 года расчет платы по коммунальной услуге за электрическую энергию на общедомовые нужды осуществлять в пределах нормативного значения, объем которого не может быть (в ***, площадь <***> кв.м., принадлежащей истцу) более <***> квтч/в месяц, суд не находит оснований для его удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, объем коммунальной услуги «электрической энергии» на ОДН по указанному адресу за спорный период по данным управляющей компании составил: <***> года - 52,8279 квтч; <***> года - 53,3621 квтч; <***> года - 53,3611 квтч.
В соответствии с ч.10 ст. 12 Федерального закона N176 " О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ (далее - Федеральный закон N176-ФЗ) при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Порядок начисления платы за коммунальную услугу «электроэнергия» следующий.
Как уже отмечалось, в соответствии с пунктом 40 Правил № 354 (в редакции от 29.06.2016) до 01.01.2017 потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносили плату за коммунальные услуги, предоставленные в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (на общедомовые нужды - ОДН).
Многоквартирный *** оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии.
Начисления за общедомовое потребление коммунальных услуг за спорный период с октября по декабрь 2016 проводились в соответствии с объемами потребления, определенными по показаниям общедомовых приборов учета, в частности, по услуге «электроэнергия» в соответствии с формулой 12 Приложения № 2 к указанным Правилам № 354.
Также следует отметить, что в связи с изменениями, внесенными в Правила № 354, в случае если общедомовый (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на ОДН, определяются раздельно по каждому времени суток (день, ночь) или иному критерию и распределяются между потребителями.
В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на ОДН, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов. В данном случае размер платы за услугу «электроэнергия» определяется по общему (одноставочному) тарифу вне зависимости от функциональных возможностей индивидуальных приборов учета, установленных в жилом (нежилом) помещении.
Частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В связи с принятием изменений в действующее законодательство плата за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, исключена из состава платы за коммунальные услуги, при этом, в состав платы за содержание помещения включены расходы на коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества.
В случае если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Аналогичная позиция высказана Минстроем России в письме от 30.12.2016 № 45099-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения».
При расчете размера платы за коммунальные услуги, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в спорный период с <***> по <***> применялись установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 нормативы потребления коммунальных услуг на ОДН.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Уполномоченным органом исполнительной власти Свердловской области в данном случае является Региональная энергетическая комиссия (далее - РЭК) Свердловской области.
Нормативы потребления электрической энергии на ОДН утверждены Постановлением РЭК Свердловской области от *** ***
В частности, в многоквартирных домах с лифтом норматив потребления электроэнергии на ОДН составляет 5 кВтч на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (МОП), в месяц.
Площадь МОП многоквартирного *** согласно данным технического паспорта дома составляет 1 209,8 кв.м.
Нормативный объем потребления соответствующего вида коммунального ресурса за расчетный период, определенный исходя из нормативов потребления, распределяется между всеми потребителями пропорционально общей площади каждого жилого и нежилого помещений.
Согласно ответу ЕРЦ о начислении данной коммунальной услуги истцу, установлено следующее.
Многоквартирный дом по адресу *** оборудован лифтами, в соответствии с постановлением РЭК Свердловской области ***-ПК от *** норматив потребления электроэнергии на общедомовые нужды в период с <***> года по <***> года составлял 5 кВтч на 1 кв.м, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме по адресу *** составляет 1209,8 кв.м. Таким образом, нормативный объем общедомового потребления электроэнергии в указанном выше многоквартирном доме составляет 6049,00 кв.м.
В период с <***> года по <***> года начисления за общедомовое потребление электроэнергии за период с октября по <***> года были проведены по лицевому счету Абонента исходя из объемов потребления, определенных по показаниям общедомовых приборов учета, в пределах нормативного объема потребления на общедомовые нужды.
В феврале и <***> года по лицевому счету Абонента проведены начисления за электроэнергию в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за период с января по <***> года, начисления проведены исходя из нормативов потребления.
Начисления за общедомовое потребление электроэнергии за период с октября по <***> года были проведены по лицевому счету *** исходя из общей площади жилых и нежилых помещений, равной 5793,9 кв.м., и общей площади жилого помещения 50,60 кв.м.
Начисления за электроэнергию в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за период с <***> года проведены по лицевому счету *** исходя из общей площади жилых и нежилых помещений, равной 5735,90 кв.м., и общей площади жилого помещения 50,60 кв.м.
Учитывая, что истец, не оспаривая формулу расчета данной услуги, а не согласна только с применением в ней величины общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме по адресу ***, которая для расчета ЕРЦ принята в размере 1209,8 кв.м., и сведения о данном размере площади указаны в техническом паспорте на дом, а также откорректированы на официальном сайте управляющей компании, суд считает, что иск в данной части не подлежит удовлетворению, поскольку, расчет данной услуги произведен ответчиком правильно.
Разрешая требование иска о взыскании с ответчика материального ущерба (убытков, упущенной выгоды) в связи с тем, что общедомовой прибор учета в многоквартирном доме (существующий общедомовой прибор учета, установленный в 2006 году, осуществлял измерение показаний тепловой энергии двух домов и магазина) и не доведение до собственников требований законодательства по установке общедомового прибора учета тепловой энергии (один дом - один прибор учета); несвоевременное выполнение решения, установленного протоколом собрания собственников от ***, переданного в управляющую компанию *** об установке общедомового прибора учета тепловой энергии, а также немотивированные траты собственников по эксплуатации системы теплорегулирования (система САРТ) на протяжении 7-ми лет, суд считает его частично обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании проведенной выездной проверки Департамента, ООО «УЖК «Радомир - Инвест» было предписано созвать внеочередное общее собрание собственников многоквартирного *** с вынесением на него вопроса реконструкции системы теплоснабжения для оснащения общедомовым прибором учета используемых энергетических ресурсов тепловой энергии, с указанием объемов, перечня работ, источника финансирования, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения ремонта.
Протоколом *** от *** внеочередного общего собрания собственников многоквартирного *** было принято решение (***) по установке прибора учета тепловой энергии за счет средств капитального ремонта, сложившихся на ***. Указанный протокол для исполнения был передан ответчику ***, что следует из материалов дела и не оспаривалось последним.
Согласно подпункту «с» п. 31 главы IV Правил ***, исполнитель (в данном случае – ответчик) - организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, обязана обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией.
Как следует из материалов дела и не оспорено ответчиком, общедомовой прибор учета был установлен на дом ***.
Невыполнение обязанности управляющей компании по организации, связанной с установкой общедомового прибора учета тепловой энергии повлекли за собой излишне начисленную и оплаченную сумму по коммунальной услуге за отопление (упущенная выгода).
Согласно п.154 Правил *** под убытками понимаются расходы, которые потребитель, чьи права нарушены, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.
Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают исполнителя от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.
Расчет упущенной выгоды или материального вреда без учета расходов на установку и эксплуатацию системы теплорегулирования, представленный истцом, за период с <***> по ***, ответчиком не оспорен, кроме заявления им о взыскании таких убытков с учетом срока исковой давности, т.е. за последние 3 года.
Суд считает правильным взыскать с ответчика в пользу истца упущенную выгоду за период с <***> года, когда ответчик получил для исполнения протокол *** от ***, по дату фактической установки прибора (исполнения обязательства) – по ***, что, согласно расчету истца, составляет 5984,99 руб.
Взыскание упущенной выгоды за иной период, до <***> года, в том числе, с учетом применения по ходатайству ответчика трехлетнего срока исковой давности, суд считает необоснованным, поскольку, до принятия собственниками решения от *** и передачи его для исполнения ответчику, у истца не имелось упущенной выгоды/убытков, поскольку, до этого времени ответчик осуществлял начисление услуги по установленному прибору учета, истец оплачивал данную услугу, а перерасчет, явившийся следствием неправильной установки ПУ, был отменен судом по требованию потребителя в настоящем деле (в части услуги по ГВС), а в иной части (по отоплению) перерасчет (корректировка) истцом не заявлялся.
Таким образом, требование иска в данной части подлежит частичному удовлетворению, с ответчика в пользу истца суд взыскивает упущенную выгоду/убытки в сумме 5984,99 руб.
Требование иска о возложении на ответчика обязанности ежемесячное снятие показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного по акту от ***, производить в присутствии представителя от собственников многоквартирного дома (совет дома) по ***, не подлежит удовлетворению, поскольку, такой обязанности у ответчика, как управляющей компании, не имеется, а само требование иска в данной части направлено на будущее время, а защите подлежит только нарушенное право, при этом, доказательств того, что ответчик отказывал истцу в удовлетворении данной просьбы, истцом на момент рассмотрения дела не представлено, в связи с чем, нарушений прав истца судом не установлено.
Разрешая требования иска о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд руководствуется следующим.
Статья 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» предусматривает возможность взыскания компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Поскольку судом установлен факт нарушения прав истца, как потребителя коммунальных услуг, выразившийся в незаконном выставлении к оплате в квитанции за <***> года сумм по ГВС за индивидуальное и ОДН потребление, а также в связи с непринятием в установленный законом срок к исполнению протокола общего собрания собственников по установке САРТ, суд считает законными и обоснованными требования истца о компенсации морального вреда.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, переживания истца, связанные с выставлением ответчиком значительной суммы к оплате, неправомерность таких действий, а также требования разумности и справедливости, суд определяет размер такой компенсации в сумме3000 руб.
На основании ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход местного бюджета подбежит взысканию государственная пошлина в размере 700 руб. (400 руб. за взысканную сумму убытков и 300 руб. – моральный вред).
На основании изложенного,руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Трифоновой Людмилы Александровны к ООО УЖК «Радомир-Инвест» о возложении обязанности, взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Обязать ответчика ООО УЖК "Радомир-Инвест" произвести корректировку суммы платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды и индивидуальное потребление (указанного в квитанции за <***> года), в сторону уменьшения, в размере 5336,68 рублей.
Взыскать с ответчика в пользу истца убытки (упущенную выгоду) в сумме 5984,99 руб. (за период с <***> по ***), компенсацию морального вреда в сумме 3000 руб.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Взыскать с ООО УЖК «Радомир-Инвест» в доход местного бюджета госпошлину в сумме 700 руб.
Решение суда может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Кировский районный суд города Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья /<***>/ Е.А. Шимкова