Дело № 2-350/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2019 г. пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Цветкова А. Я.,
при секретаре Султановой А. Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой Елены Александровны и Степанова Олега Николаевича к Абселямову Алиму Керимовичу, третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании договора дарения недействительным, исключении записи в ЕГРН, признании договора дарения договором купли-продажи и переводе прав покупателей,
У С Т А Н О В И Л:
Степанова Е. А. и Степанов О. Н. обратились в суд с иском к Абселямову А. К., в котором, согласно уточненным требованиям, просят признать недействительной (притворной) сделку по заключению договора дарения земельного участка площадью 1000 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> заключенную между Абселямовым А. К. как дарителем и Степановой Е. А. как одаряемой 20.11.2018 г., аннулировать в Едином государственном реестре прав запись от 23.11.2018 г. о государственной регистрации указанного договора дарения от 20.11.2018 г. в связи с его недействительностью, признать данную сделку договором купли-продажи и перевести на истцов права покупателей на условиях фактически состоявшейся между сторонами сделки купли-продажи земельного участка. В обоснование уточненных требований истцы указали, что по договоренности с ответчиком истец Степанов О. Н., состоящий в зарегистрированном браке с истцом Степановой Е. А., действовавший в интересах семьи, 06.12.2016 г. передал Абселямову А. К. сумму в размере 10000 долларов США за указанный земельный участок. После оформления продавцом документов, подтверждающих его право собственности на данный земельный участок, вместо договора купли-продажи был оформлен договор дарения. Истцы считают договор дарения притворной сделкой, поскольку он прикрывает заключенный между сторонами договор купли-продажи, который стороны в действительности имели в виду.
Истцы в судебное заседание не явились, подали заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддержали, просили судебные расходы не взыскивать с ответчика (л.д.65-66).
Ответчик в судебное заседание не явился, подал заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал (л.д.64).
Третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым явку представителя в судебное заседание не обеспечил, возражений не представил.
Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что по договоренности с ответчиком истец Степанов О. Н., состоящий в зарегистрированном браке с истцом Степановой Е. А., действовавший в интересах семьи, 06.12.2016 г. передал Абселямову А. К. сумму в размере 10000 долларов США за земельный участок площадью 1000 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.9,10-11).
После оформления продавцом Абселямовым А. К. документов, подтверждающих его право собственности на данный земельный участок, вместо договора купли-продажи был оформлен договор дарения указанного земельного участка, заключенную между Абселямовым А. К. как дарителем и Степановой Е. А. как одаряемой 20.11.2018 г., аннулировать в Едином государственном реестре прав запись от 23.11.2018 г. о государственной регистрации указанного договора дарения от 20.11.2018 г. (л.д.7-8,24-39,40-48).
Согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В соответствии с п. п. 1 - 2 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
На основании положений ст. 11 ГК РФ, суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Защита гражданских прав, согласно ст. 12 ГК РФ, осуществляется путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено на основании сделки об отчуждении данного имущества.
Согласно ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (ч. 1 ст. 167 ГК РФ).
Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно (абз. 1 п. 1 ст. 167 ГК РФ).
В соответствии п. 2 ст. 167 ГК РФ, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Если сделка признана недействительной по одному из оснований, указанных в пунктах 1 - 3 вышеназванной статьи, применяются последствия недействительности сделки, установленные статьей 167 настоящего Кодекса.
При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. К такому договору применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.
Судом установлено и следует из материалов дела, что до оформления договора дарения земельного участка, между сторонами произошли расчеты за него, что исключает безвозмездность сделки, каковой по её природе является договор дарения, таким образом между сторонами фактически состоялся договор купли-продажи.
Оценив обстоятельства совершения оспариваемого договора дарения, характер и направленность действий его сторон, суд приходит к выводу о притворности сделки дарения, направленной на возмездное отчуждение Абселямовым А. К. в пользу Степановой Е. А. и Степанова О. Н. земельного участка, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела расписка, отсутствие между ответчиками родственных или иных отношений, которыми мог бы быть обусловлен безвозмездный характер договора дарения.
При этом суд принимает во внимание отсутствие возражений со стороны ответчика, который в судебном заседании, состоявшемся 13.02.2019 г., не отрицал, что продал принадлежащий ему земельный участок, но после оформления документов, юристом был составлен договор дарения на имя одного их супругов, а не реально состоявшийся между сторонами договор купли-продажи.
В результате заключения договора дарения, который по факту является притворной сделкой, прикрывающей фактическую сделку по купле-продаже доли, было нарушено право истца Степанова О. Н. на долю приобретенного в браке земельного участка.
Принимая во внимание заявления истцов, судебные расходы с ответчика не взыскиваются.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Степановой Елены Александровны и Степанова Олега Николаевича удовлетворить.
Признать недействительной (притворной) сделку по заключению договора дарения земельного участка площадью 1000 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, заключенную между Абселямовым А. К. как дарителем и Степановой Е. А. как одаряемой 20.11.2018 г.
Аннулировать в Едином государственном реестре прав запись от 23.11.2018 г. о государственной регистрации указанного договора дарения от 20.11.2018 г. в связи с его недействительностью.
Признать договор дарения от 20.11.2018 г., заключенный между Абселямовым А. К. и Степановой Е. А. - договором купли-продажи земельного участка площадью 1000 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> заключенным между Абселямовым А. К. с одной стороны и Степановой Е. А. и Степановым О. Н. с другой стороны.
Перевести на Степанову Елену Александровну и Степанова Олега Николаевича на условиях фактически состоявшейся между Абселямовым А. К. с одной стороны и Степановой Е. А. и Степановым О. Н. с другой стороны сделки купли-продажи земельного участка площадью 1000 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>
Данное решение является основанием для внесения в ЕГРН записи о прекращении права собственности Степановой Е. А. на земельный участок площадью 1000 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, возникшего на основании договора дарения от 20.11.2018 г., и регистрации права собственности на указанный земельный участок за Степановой Е. А. и Степановым О. Н. на основании договора купли-продажи от 20.11.2018 г., заключенного между Абселямовым А. К. с одной стороны и Степановой Е. А. и Степановым О. Н. с другой стороны.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено 01.03.2019 г.
Судья А. Я. Цветков