Дело №2а-1493/2021
УИД 73RS0013-01-2021-004855-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июля 2021 года г.Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Власовой Е.А., при секретаре Боровковой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Корниенко И. С. к Управлению финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области о признании незаконным бездействия, о понуждении к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Корниенко И.С. обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что определением Димитровградского городского суда от 24.11.2020 по гражданскому делу №2-2016/2020 с МКУ «Городские дороги» в его пользу в возмещение расходов на оплату услуг представителя взыскано 5000 руб., выдан исполнительный лист серии ФС №*, который он предъявил к исполнению путем направления в управление финансов и муниципальных закупок г.Димитровграда Ульяновской области. Согласно почтовому уведомлению исполнительный лист с приложением к нему документов, административным ответчиком получен 11.01.2021. Вместе с тем, до настоящего времени требования исполнительного документа не исполнены. Указанное бездействие нарушает его права как взыскателя.
Просил признать незаконным бездействие Управления финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области, выразившееся в неисполнении определения Димитровградского городского суда от 24.11.2020 по гражданскому делу по заявлению Корниенко И.С. о взыскании с МКУ «Городские дороги» расходов на оплату услуг представителя и в не приостановлении операций по счетам должника – МКУ «Городские дороги»; обязать административного ответчика приостановить до момента исполнения требований, изложенных в исполнительном документе, осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника; взыскать с ответчика в свою пользу судебные расходы по оказанию юридических услуг представителя в размере 15 000 руб., взыскать с административного ответчика в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 300 руб., расходы по отправке административного иска.
В судебное заседание административный истец Корниенко И.С. не явился, о месте и времени судебного заседания был извещён надлежащим образом.
Представитель административного истца адвокат Корниенко В.И. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что до настоящего времени долг не погашен.
Представитель административного ответчика управления финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области Спирина А.Н., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, предоставила отзыв, из которого следует, что исполнительный лист серии ФС №* в отношении должника МКУ «Городские дороги» поступил в управление финансов и закупок и был принят к исполнению 11.01.2021. Данный исполнительный лист включен должником в реестр расходных обязательств 2021 года, принятых к исполнению в соответствии с исполнительным документом. Самостоятельно Управление финансов и закупок кредиторскую задолженность учреждений не погашает. В условиях недостаточности средств бюджета города Управлением финансов и закупок применяется Порядок погашения просроченной кредиторской задолженности бюджета города (далее по тексту Порядок), утвержденный постановлением администрации города Димитровграда Ульяновской области от 12.08.2019 №2050. Погашение кредиторской задолженности прошлых лет осуществляется в установленном Порядке, при условии поступления дополнительных доходов в бюджет города. Потребность в средствах на оплату исполнительных листов, включая потребность по исполнительному листу в пользу Корниенко И.С., включена в реестр расходных обязательств на 2021 год. Движение денежных средств по лицевому счету должника, в порядке установленным п.7 ст.242.5 БК РФ, Управлением финансов и закупок на текущую дату не приостановлено.
Представитель заинтересованного лица МКУ «Городские дороги» в судебное заседание также не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, доказательств погашения задолженности не представил.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация г.Димитровграда, представитель которой в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, возражений не представил.
Исследовав материалы дела, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании определения Димитровградского городского суда от 21.12.2020, вынесенного по гражданскому делу по иску Корниенко И.С. к муниципальному казенному учреждению «Городские дороги» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, Корниенко И.С. выдан исполнительный лист серии ФС №* о взыскании с МКУ «Городские дороги» в возмещение расходов по оплате услуг представителя 5000 руб.
Указанный исполнительный лист был им предъявлен к исполнению 11.01.2021, что подтверждено представленными суду копиями судебного акта и документов, подтверждающих направление исполнительного документа в адрес административного ответчика для исполнения, что не отрицал представитель административного ответчика.
Административным ответчиком и заинтересованным лицом не представлены суду доказательства тому, что исполнение по исполнительным документам произведены и денежные средства перечислены взыскателю, напротив, из отзыва административного ответчика следует, что исполнение не произведено в связи с отсутствием финансирования.
Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ «Об исполнительном производстве», пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации); производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, регламентирован статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения -должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику, как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета (п.1).
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в пунктах 3и 4 статьи 242.1настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата (п.2).
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первого настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу. Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первого настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (п.3).
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (п.4).
Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (п.5).
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (п.6).
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя (п.7).
Таким образом, по нормам, регулирующим бюджетные отношения, исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение; при неисполнении судебного решения в отведенный срок финансовый орган обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия в виде приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта.
Согласно Уставу муниципального образования "Город Димитровград" Ульяновской области Управление финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области устанавливает порядок исполнения бюджета города по расходам; устанавливает порядок исполнения бюджета города по источникам финансирования дефицита бюджета города; организует исполнение бюджета города в соответствии с решением о бюджете города, иными решениями Городской Думы, правовыми актами Администрации города; осуществляет функции муниципального казначейства; осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций главных распорядителей и получателей средств бюджета города, а также для учета операций со средствами муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений.
Таким образом, именно на административного ответчика возложена обязанность исполнить исполнительный документ, выданный судом во исполнение вступившего в законную силу судебного акта.
Доказательств возврата исполнительного документа заявителю в установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации срок суду не представлено, то есть были приняты административным ответчиком к исполнению, при этом ответчик в установленный срок не исполнил в полном объеме свои обязательства, задолженность по исполнительному листу в полном объеме не погашена, а осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете должника не приостановлено, доказательств обратному в суд не представлено.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 No8-П взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок. Законодатель обязан вводить в правовое регулирование нормы, направленные на недопущение ситуации, при которой отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать ему выполнить свое обязательство.
Бюджетное законодательство Российской Федерации возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений и решений налогового органа по денежным обязательствам государственных и муниципальных бюджетных учреждений. Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.
Принимая во внимание то обстоятельство, что судебный аки не исполнен, бездействие ответчика не соответствует нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, надлежит признать бездействие административного ответчика, выразившееся в не исполнении решения суда незаконным.
В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.3 ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В качестве способа устранения допущенного нарушения и восстановления нарушенного права административного истца ответчика следует обязать приостановить до момента исполнения исполнительного листа осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах МКУ «Городские дороги», включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций, указанных в законе.
Кроме того, административным истцом заявлены требования о взыскании расходов на отправку административного искового заявления, расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. и расходов по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 данного Кодекса.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, среди прочего, расходы на оплату услуг представителей (часть 1 статьи 103 и пункт 4 статьи 106 указанного Кодекса).
Согласно статье 112 этого же Кодекса стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В материалы дела представлена квитанция об оплате расходов на почтовые отправления на сумму 87,60 руб.
Указанные расходы являются судебными и подлежат взысканию с административного ответчика.
Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру от 02.07.2021 административным истцом понесены расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 руб. Решая вопрос о размере средств, подлежащих взысканию с административного ответчика в пользу истца, суд учитывает характер спора, объем проделанной представителем работы, а также требования разумности и полагает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу Корниенко И.С. в возмещение расходов по оплате услуг представителя 4000 руб. Оснований для взыскания указанной суммы в большем размере не имеется.
Поскольку административные исковые требования Корниенко И.С. удовлетворены, с административного ответчика в пользу административного истца надлежит взыскать в возмещение расходов по оплате при подаче иска государственной пошлины 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Корниенко И. С. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области, выразившееся в не исполнении определения Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24.11.2020 по гражданскому делу №2-2016/2020 по заявлению Корниенко И. С. о взыскании с муниципального казенного учреждения «Городские дороги» расходов по оплате услуг представителя.
Обязать Управление финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области приостановить до момента исполнения исполнительного листа от 24.11.2020 серии ФС №* по делу №2-2016/2020 осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального казенного учреждения «Городские дороги», включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами.
Взыскать с Управления финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области в пользу Корниенко И. С. судебные расходы по оплате почтовых услуг 87,60 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходы по оплате юридических услуг 4000 руб., а всего взыскать 4387 (четыре тысячи триста восемьдесят семь) рублей 60 копеек.
В удовлетворении требований о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в большем размере отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 09 июля 2021 года.
Председательствующий судья Е.А. Власова