Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-177/2013 ~ М-155/2013 от 05.03.2013

Дело № 2- 177/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Октябрьский                                                                                                   22 апреля 2013 года

Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Савченко С.Ю.,

при секретаре Телеповой Н.В.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района Пермского края Демьяненко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда Пермского края гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту прав и интересов неопределенного числа граждан к администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района об обязывании принять меры по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного числа граждан к администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника, расположенного на территории <данные изъяты> поселения; обязать в срок до 01 июня 2013 года принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, бесхозяйного скотомогильника, расположенного на территории поселения.

В обоснование требований указал, что прокуратурой Октябрьского района Пермского края проведена проверка соблюдения законодательства в области ветеринарии. В ходе проверки было установлено, что на территории <данные изъяты> сельского поселения расположен объект захоронения биологических отходов, являющийся бесхозяйным объектом, не поставленным на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, в качестве такового. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Поскольку скотомогильники являются бесхозяйными, то в силу ст. 225 ч.3 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В соответствии с п.п. 4 и 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580, органы местного самоуправления должны были обратиться в Федеральную регистрационную службу с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества - бесхозяйного скотомогильника. Однако в нарушение указанных положений федерального законодательства администрацией муниципального образования меры к надлежащему содержанию скотомогильников не принимались. Следовательно, в данном случае налицо злоупотребление правом со стороны администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района в части непринятия мер по постановке на учет бесхозяйного объекта - скотомогильника.Кроме того, возложение на орган местного самоуправления обязанности поставить на учет бесхозяйный скотомогильник не повлечет за собой возникновения обязанности по его оборудованию и содержанию.

Просит признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника, расположенного на территории поселения; обязать в срок до 01 июня 2013 года принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, бесхозяйного скотомогильника, расположенного на территории поселения.

Определением Октябрьского районного суда Пермского края от 15 марта 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю.

В судебном заседании пом. прокурора Октябрьского района Пермского края Демьяненко Н.В. на исковых требованиях настаивала, по существу изложила доводы, содержащиеся в исковом заявлении, дополнив, что согласно ответа администрации поселения на запрос прокуратуры скотомогильник, расположенный на территории поселения является бесхозяйным. Факт существования скотомогильника подтверждается ветеринарной карточкой на них. Поскольку данный объект является бесхозяйным, в силу ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации он должны быть поставлены на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Однако в нарушение указанных положений федерального законодательства администрацией муниципального образования меры к постановке на учет скотомогильника не принимались, что создает опасность возникновения чрезвычайной ситуации, создающей риск для жизни и здоровья населения.

Ответчик - представитель администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края Шархиев <данные изъяты>. в судебном заседании с требованиями прокурора не согласился, пояснив, что фактически скотомогильника на территории поселения нет. Скотомогильник должен соответствовать определенным Правилам, фактически скотомогильника соответствующего требованиям нет. Когда существовал колхоз, то была вырыта яма, куда складывали погибший скот и снова зарывали. В настоящее время на этом месте растут кустарники, каких либо ограждений, ямы, бункера, нет. Колхоз распался в 1998-1999 году, перечислений денег на создание и содержание скотомогильников не было. Он, как глава поселения, не имеет полномочий для обращения в регистрационную службу для постановки на учет скотомогильника как объекта, так как биотермической ямы не существует, заполнялась только ветеринарная карточка, других документов не было. Действующее законодательство не предусматривает возможности нахождения скотомогильника в собственности органов местного самоуправления.

Третье лицо - представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив представленные письменные доказательства, суд считает, что требования прокурора не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1,3 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч. 3 ст. 225 ГК РФ).

Порядок принятия бесхозяйных недвижимых вещей на учет установлен в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580.

Таким образом, нормами ГК РФ определены правила для приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей, в соответствии с которыми, на учет бесхозяйная вещь ставится уже, являясь бесхозяйной.

Нормами ГК РФ и ГПК РФ не предусмотрено судебного порядка признания недвижимой вещи бесхозяйной.

Также пункт 3 ст. 225 ГК РФ не содержит обязательного предписания для органа местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное имущество, о принятии его на учет и об обращении с иском о признании права муниципальной собственности на это имущество, а лишь определяет порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи.

В соответствии с пунктом 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:

выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;

выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон) и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

Как установлено в судебном заседании прокуратурой Октябрьского района Пермского края 19 февраля 2013 года был сделан запрос главам городских и сельских поселений Октябрьского муниципального района Пермского края о предоставлении информации о наличии на территории района, городских и сельских поселений бесхозяйных скотомогильников, не поставленных на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, в качестве таковых (л.д.6).

Администрацией <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края по запросу прокурора Октябрьского района Пермского края 19 февраля 2013 года была предоставлена информация о том, что на территории Ишимовского сельского поселения имеется один скотомогильник, который документально не оформлен (л.д.7).

Согласно сведений администрации Октябрьского муниципального района Пермского края, информации о выделении земельных участков на территории <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края для размещения скотомогильников на территории поселения вблизи с. Ишимово не имеется (л.д.23).

Согласно информации ГУП «ЦТИ Пермского края Чернушинский филиал», сведения о выдаче технического паспорта на скотомогильник, расположенный на территории Ишимовского сельского поселения Октябрьского муниципального района отсутствуют (л.д.26).

Согласно ветеринарно - санитарной карточки на скотомогильник (биотермическую яму) №15 на территории Ишимовского сельского поселения Октябрьского района в с. <адрес>., ограждение отсутствует, первое захоронение биологических отходов 2000 г.; животные, павшие от сибирской язвы, от эмкара и других болезней, вызываемых спорообразующими микроорганизмами захоронены не были, проверка скотомогильника проводилась в 2006-2010 годах главным ветеринарным инспектором района, составлялся акт (л.д.5).

В силу ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно пп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

На основании п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в Федеральной собственности, запрещена.

Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

Таким образом, разрешение вопроса о возложении на орган местного самоуправления обязанности по постановке скотомогильника на учет в качестве бесхозяйной вещи напрямую зависит от наличия у органа местного самоуправления обязанности по содержанию мест захоронения биологических отходов, поскольку как таковой учет скотомогильников в санитарно-эпидемиологических целях в силу п.7.3 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ 04 декабря 1995 года №13-7-2/469, п.7.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13 мая 2010 года №56 «Об утверждении СП 3.1.7.2629-10», осуществляется органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Постановка скотомогильника на учет в качестве бесхозяйной вещи не влечет возникновения права собственности, обязанности по содержанию и эксплуатации указанного объекта, в связи с чем ответчик не может устранить нарушения, по поводу которых прокурором заявлены исковые требования, обоснованные тем, что отсутствие собственника не обеспечивает надлежащее содержание захоронения биологических отходов, его состояние и оборудование.

Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов. Полномочия и денежные средства, в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию не передавались.

Более того, прокурором Октябрьского района Пермского края не представлено достаточных доказательств существования на территории <данные изъяты> сельского поселения скотомогильника как объекта недвижимости, о чем свидетельствуют отсутствие сведений о земельном участке, технического паспорта на объект. Наличие ветеринарно-санитарной карточки на скотомогильник само по себе не свидетельствует об его наличии как объекта недвижимости.

Учитывая, что не имеется оснований для возложения на администрацию сельского поселения обязанности по содержанию скотомогильника и, принимая во внимание что избранный прокурором способ защиты прав не повлечет за собой возникновение у ответчика прав собственности и обязанности по содержанию места захоронения биологических отходов, то есть не повлечет возникновение тех правовых последствий, на достижение которых направлены исковые требования, поэтому основания для удовлетворения иска отсутствуют.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района Пермского края о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника, расположенного на территории поселения и обязывании в срок до 01 июня 2013 года принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, бесхозяйного скотомогильниа, расположенного на территории <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, начиная 26 апреля 2013 года.

Председательствующий: подпись                                     Савченко С.Ю.

Верно. Судья

     

2-177/2013 ~ М-155/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
прокурор
Ответчики
Администрация Ишимовского с.поселения
Суд
Октябрьский районный суд Пермского края
Судья
Савченко С.Ю.
Дело на странице суда
oktyabr--perm.sudrf.ru
05.03.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.03.2013Передача материалов судье
07.03.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.03.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2013Подготовка дела (собеседование)
15.03.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2013Судебное заседание
22.04.2013Судебное заседание
26.04.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.04.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее