Дело № 10RS0011-01-2020-014480-25 (2а-603/2021( 2а-7431/2020)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04.02.2021г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Лазарева Е.В. рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску к Ильину (Никитаеву) Дмитрию Владимировичу о взыскании обязательных платежей,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску (далее – административный истец, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ильину (Никитаеву) Дмитрию Владимировичу (далее – административный ответчик, налогоплательщик) о взыскании обязательных платежей.
Требования мотивированы тем, что за административным ответчиком в 2016-2017 годах было зарегистрировано транспортное средство - автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя – 100 л.с.
Налогоплательщик не в полном объеме исполнил обязанность по уплате транспортного налога, в связи с чем образовалась недоимка:
за 2016 год - в размере 600 руб., на которую за период 02.12.2017-15.02.2018 начислены пени в размере 11,92 руб.,
обязанность по уплате которых не исполнена налогоплательщиком согласно выставленному требований № 13059 со сроком исполнения до 11.04.2018;
по пени в размере 18,32 руб., начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2016 г в размере 600 руб. за период 16.02.2018-20.06.2018,
обязанность по уплате которых не исполнена налогоплательщиком согласно выставленному требованию № 20151 со сроком исполнения до 14.08.2018;
за 2017 год - в размере 1000 руб., на которую за период 04.12.2018-31.01.2019 начислены пени в размере 15,13 руб.,
обязанность по уплате которых не исполнена налогоплательщиком согласно выставленному требованию № 13667 со сроком исполнения до 19.03.2019.;
Так же Инспекция просит взыскать с административного ответчика, как с лица, зарегистрированного в период с 29.01.2016 по 03.04.2019 в качестве индивидуального предпринимателя:
недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии (далее- ОПС) за 2018 год в сумме 26545 руб. и пени на нее в размере 102,86 руб., начисленных за период 10.01.2019-24.01.2019,
недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (далее- ОМС) за 2018 год в сумме 5840 руб. и пени на нее в размере 22,63 руб., начисленных за период 10.01.2019-24.01.2019,
обязанность по уплате которых не была исполнена административным ответчиком согласно выставленному требованию № 175 со сроком исполнения до 19.02.2019.
Помимо требований о взыскании вышеназванных обязательных платежей, административным истцом испрашивается о восстановлении срока на подачу административного иска, как пропущенного по уважительным причинам, к которым относятся интересы государства, необходимость предоставления плательщику достаточного срока для погашения имеющейся задолженности, соблюдение интересов плательщика при решении вопросов о назначении страховой пенсии.
Определением от 16.11.2020 принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам главы 33 КАС РФ путем исследования письменных доказательств без вызова сторон.
Определением от 04.02.2021 принят частичный отказ налогового органа от требований в части взыскания недоимки по транспортному налогу за 2016 г в размере 600 руб. и пени в размере 30,24 руб., начисленных на указанную недоимку за период 02.12.2017-20.06.2018; за 2017 г – в размере1000 руб. и пени в размере 15,13 руб., начисленных на указанную недоимку за период 04.12.2018-31.01.2019, с прекращением производства по делу в указанной части.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что с 29.01.2016 по 03.04.2019 административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП (статус прекращен на основании заявления).
В силу взаимосвязанных положений ст.ст. 23, 45, 419, 430, 432 НК РФ на административного ответчика возлагалась обязанность самостоятельно исчислить и уплатить не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено ст. 432 НК РФ, страховые взносы на ОПС и ОМС, а в случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя – не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе.
В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате страховых взносов на ОМС налогоплательщику заказным письмом по месту его регистрации было направлено требование (которое в силу п. 6 ст. 69 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма) от 25.01.2019 № 175 с предложением в срок до 19.02.2019 уплатить недоимку по взносам на ОПС за 2018 год в размере 26545 руб. и пени в размере 102,86 руб., а также недоимку по взносам на ОМС за 2018 год в размере 5840 руб. и пени в размере 22,63 руб.
Учитывая вышеизложенное, положения ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), Инспекции следовало обратиться в суд для взыскания вышеуказанных недоимок и пеней не позднее 19.08.2019, однако заявление о вынесении судебного приказа, в принятии которого было отказано в связи с пропуском срока, было предъявлено налоговым органом лишь 17.08.2020.
С настоящим административным иском налоговый орган обратился 12.11.2020.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Применительно к взаимосвязанным положениям ч. 2 ст. 286, ч. 6 ст. 289 КАС РФ проверяя при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления о взыскании испрашиваемой задолженности уважительность причин пропуска срока на его подачу, суд отмечает, что таковых Инспекцией не указано.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
Не проявление таковой, в том числе, вследствие необходимости согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), загруженность налогового органа, а также иные внутренние организационные причины, зависящие только и исключительно от действий налогового органа, его сотрудников, а также лиц, находящихся в его подчинении (в том числе, вследствие служебных и процессуальных недочетов, допущенных при исполнении ими своих должностных обязанностей), повлекших несвоевременную подачу заявления, не могут являться основанием для восстановления пропущенного процессуального срока.
Указанные в административном иске причины не могут являться основанием для восстановления пропущенного срока в свете абз. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ, ч. 6 ст. 289 КАС РФ, поскольку не являются уважительными.
Сам по себе факт обращения в защиту интересов публично-правовых образований не может свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока на обращения в суд.
Восстановление пропущенного срока по данному основанию влечет нарушение принципа равенства всех перед законом и судом, установленного п. 2 ст. 6, ст. 8 КАС РФ, в силу которого суд обеспечивает равную судебную защиту прав, свобод и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.
С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для восстановления пропущенного срока на подачу настоящего административного искового заявления, поскольку указываемые административным истцом обстоятельства, вследствие которых срок был пропущен, возникли только и исключительно в результате недолжной организации работы налогового органа, а равно ошибок, допущенных только и исключительно его сотрудниками, которые не могут быть признаны в качестве обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на предъявления административного искового заявления в суд и, как следствие, для возложения на административного ответчика соответствующих негативных правовых последствий.
Установленное судом является основанием для отказа в восстановлении пропущенного срока и, как следствие, в удовлетворении требований в полном объеме.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и пени.
Руководствуясь ст.ст. 111, 175-180, 286, 289-298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Е.В. Лазарева