Дело № 2-407/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи – Бурлакова И.И.,
с участием секретаря судебного заседания – Ломшиной Н.А.,
с участием в деле:
истца – старшего помощника прокурора Октябрьского района г.Саранска Разгадовой Татьяны Егоровны, действующего в интересах Захарова Александра Викторовича,
истца - Захарова Александра Викторовича,
ответчика – Администрации городского округа Саранск, его представителя Стансковой Е.В., действующей на основании доверенности № 261-д от 08.12.2010г.,
третьего лица Министерства образования Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Саранска, действующего в защиту интересов Захарова Александра Викторовича к Администрации городского округа Саранск об обязании предоставить Захарову Александру Викторовичу по месту жительства вне очереди, жилое помещение не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека,
установил:
прокурор Октябрьского района г.Саранска, действуя в защиту интересов Захарова А.В., обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск об обязании предоставить Захарову Александру Викторовичу по месту жительства вне очереди, жилое помещение не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.
В обоснование своих требований прокурор указал, что Прокуратурой Октябрьского района г. Саранска проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Закон) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 2 указанный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 4 указанного Закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Предусмотренные указанным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 6 Закона РМ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственными полномочиями по учету детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; приобретению жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из их числа, а также полномочиями по предоставлению жилых помещений данной категории граждан, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 01.02.2010 № 32 (с изм. от 24.01.2011) «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного, жилого помещения» уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой «попечительством) и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения определено Министерство образования Республики Мордовия.
Статьей 5 данного Закона РМ и решением Саранского городского Совета депутатов от 12 октября 2005 года № 162 утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 кв. м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.
Однако приведенные положения федерального законодательства уполномоченными органами не исполняются.
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 25.09.2010 за № 2579 Захаров Александр Викторович поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с аттестатом об основном общем образовании Захаров А.В. в 2008 году окончил ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Ялгинский детский дом - школа». После окончания обучения в указанном образовательном учреждении Захаров А.В. не был обеспечен жильем. Захаров А.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья, в связи с чем, имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жильем не ниже установленных социальных норм. Мать Захарова А.В. - ГР.А., умерла Дата . Отец - ГР.Б., решением Октябрьского районного суда г. Саранска от 17.06.2002г. признан безвестно отсутствующим. Захаров А.В. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для данной категории детей действующим законодательством не установлен срок предоставления жилья, поэтому они, как указано в законе, должны быть обеспечены жильем после окончания пребывания в образовательном учреждении органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Захаров А.В. обратился в органы прокуратуры с заявлением о защите нарушенных жилищных прав. Просит обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Захарова Александра Викторовича по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека. Взыскать с ответчика в федеральный бюджет государственную пошлину.
В судебном заседании истец Захаров А.В. исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме и обеспечить его жильем.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Саранска Разгадова Т.Е. исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. иск не признала, просила исковые требования оставить без удовлетворения, при этом указала, что Захаров А.В. в настоящее время обучается в ГОУ СПО «Саранский колледж электроники, экономики и права имени А.И. Полежаева» на 1 курсе и ему предоставлено студенческое общежитие.
В судебное заседание представитель третьего лица Министерства образования Республики Мордовия не явился, по неизвестной суду причине, о дне и времени слушания дела извещался своевременно судебной повесткой.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к нижеследующему.
Захаров А.В. обратился в органы прокуратуры с заявлением о защите его нарушенных жилищных прав (л.д.6).
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Из материалов дела следует, что Захаров А.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот.
Согласно свидетельства о рождении Захарова А.В. V-ФР №, в графе мать указано: ГР.А., в графе отец указано: ГР.Б..
В соответствии со свидетельством о смерти II-ФР № от 02.02..1993г. мать Захарова А.В. – ГР.А. умерла Дата ( л.д.18).
Отец Захарова А.В. – ГР.Б., вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 июня 2002г. признан безвестно отсутствующим.
22 сентября 2010г. Захаров А.В. обратился с заявлением к Главе Администрации городского округа Саранск Сушкову В.Ф. о принятии его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки (л.д.9).
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 30 сентября 2010г. № 2579 Захаров А.В. поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи из одного человека (л.д.24-25).
Решением Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 08 июля 2010г. Захаров А.В. признан не приобретшим право пользования жилым помещением – домом № по <адрес>.
На день вынесения решения Захаров А.В. зарегистрирован по адресу: Республика Мордовия, р.п. Ялга, <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги и штампом регистрации в паспорте истца (л.д.111, 17).
В соответствии с актом проверки жилищных условий Захарова А.В. от 15.09.2010г. он занимает жилое помещение, расположенное по адресу: р.п. Ялга, <адрес>, Ялгинский детский дом – школа, а именно комнату площадью 10 кв.м. в общежитии на двух человек, на втором этаже. Дом принадлежит Ялгинскому детскому дому – школе (л.д.10).
Из пояснений истца Захарова А.В. следует, что в настоящее время он проживает в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>.
Согласно сообщениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 03 марта 2011 года № 01.14/5284 и справке Саранского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия от 01 марта 2011 года №258, Захаров А.В. зарегистрированной недвижимости не имеет, сделок по отчуждению жилья за последние пять лет, зарегистрированных в Саранском отделении ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» не совершал.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с аттестатом 13 ББ 0004259 от 16 июня 2008г. об основном общем образовании Захаров А.В. в 2008г. окончил Государственное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ялгинский детский дом - школа» городского округа Саранск Республики Мордовия (л.д.23).
Согласно справке ГОУ среднего профессионального образования «Саранский колледж электроники, экономики и права имени А.И. Полежаева» от 09.03.2011г. №65 Захаров А.В. обучается в ГОУ СПО «Саранский колледж электроники, экономики и права имени А.И. Полежаева» на 1 курсе специальности 140613 «Техническая эксплуатация электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» в группе 1 ЭО ( приказ о приеме на обучение № 137/у от 29 июля 2010г.). Захарову А.В. предоставлено студенческое общежитие, которое находится в оперативном управлении, расположенное по адресу: <адрес>. Захаров А.В. проживает в комнате № общей площадью 14 кв.м. Время проживания Захарова А.В. в общежитии с 01.09.2010г. по настоящее время. Захаров А.В. не оплачивает общежитие, так как является сиротой. Захаровым А.В. при поступлении в колледж подавалось заявление о предоставлении места в общежитии.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Из понятий указанных в статье 1 Закона № 159-ФЗ, полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
Полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.
Как это установлено в судебном заседании, в настоящее время Захаров А.В. обучается в ГОУ СПО «Саранский колледж электроники, экономики и права имени А.И. Полежаева».
Согласно части 3 статьи 6 Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Определением Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 года № 250-О-П по жалобе муниципального образования городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» разъяснено, что конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
Аналогичные положения закреплены в статье 3 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З«Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты, лица из числа детей-сирот обеспечиваются жилыми помещениями однократно вне очереди по договорам социального найма в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, учитывая, что Захаров А.В. относится к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья, он имеет право на обеспечение вне очереди жилым помещением, однако, учитывая, что он с 1 сентября 2010 года по настоящее время обучается в ГОУ СПО «Саранский колледж электроники, экономики и права имени А.И. Полежаева» на 1 курсе специальности 140613 «Техническая эксплуатация электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» в группе 1 ЭО и находится на полном государственном обеспечении, суд приходит к выводу, что на данный момент времени Захаров А.В. не приобрел право на обеспечение вне очереди жилым помещением жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.
Обеспечение Захарова А.В. жилым помещением должно быть поставлено в зависимость от условий, прямо указанных в законе, а именно от условия, что в настоящее время он обучается в образовательном учреждении и находится на полном государственном обеспечении.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди лишь в том случае, если они не имеют на момент окончания пребывания в образовательном или ином учреждении закрепленного за ними жилого помещения.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что право на обеспечение благоустроенным жилым помещением у Захарова А.В. возникнет после окончания пребывания в учреждении профессионального образования (статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ 33 ░░.░. ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░