ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2017 года г. Усть-Илимск, Иркутская область
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шейко Т.М.,
при секретаре судебного заседания Борта В.Ю.,
с участием представителя истца Администрации Железнодорожного муниципального образования Плевако Н.И., действующей на основании доверенности от ****, сроком действия по ****, с полным объемом процессуальных прав,
в отсутствии ответчиков,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-1541/2017 по иску Администрации Железнодорожного муниципального образования к Болдыреву С.А., Шумилкиной Л.В., Б. о признании утратившими право пользования жилым помещением, расторжении договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленных требований представитель истца указала, что 25.08.2009 с ответчиками заключен договор социального найма **, по условиям которого последним в бессрочное владение и пользование передано изолированное помещение, в двухэтажном многоквартирном жилом доме, находящееся в муниципальной собственности, пригодное для проживания, состоящее из двух комнат, расположенное по адресу: ****. Ответчики в жилом помещении не зарегистрированы. Спорное жилое помещение находится в ненадлежащем санитарном и техническом состоянии. Отсутствуют приборы отопления, водоснабжения, водоотведения, квартира захламлена бытовым мусором, что создает пожароопасную обстановку. Электропроводка находится в неудовлетворительном состоянии. С момента предоставления указанного жилого помещения ответчикам со стороны Администрации неоднократно предпринимались меры по предупреждению нанимателей. Ответчики фактически жилым помещением не пользуются длительное время, оплату жилого помещения и коммунальных услуг не производят, отсутствие каких либо вещей, принадлежащих ответчикам в квартире нет, в квартиру имелся свободный доступ, замок на входной двери отсутствовал, окна заколочены досками. Выезд ответчиков носил добровольный характер. просит признать ответчиков утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ****. Расторгнуть договор социального найма с ответчиками.
В судебном заседании представитель истца Плевако Н.И. заявленные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Выразила согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
Ответчики Болдырев С.А., Болдырева П.С., Шумилкина Л.В. в судебное заседание не явились.
Как следует из материалов дела, судебное извещение о времени и месте судебного заседания, назначенное на 09.08.2017 направлено 25.07.2017 по почте заказным письмом ответчикам по адресам: ****; ****; ****, ул. ****. (исх. **). Направление извещения ответчикам подтверждается сопроводительным письмом суда. Однако почтовые отправления были возвращено отправителю по истечении срока хранения.
Статьей 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) предусмотрено, что лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (часть 1).
Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве (часть 2).
Как разъяснено в пунктах 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
В силу части 4 статьи 113 ГПК РФ судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.
Согласно статье 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
Таким образом, ответчики вправе быть извещенными своевременно о разбирательстве дела, однако о перемене адреса не сообщили, не проявили должной заботливости, осмотрительности и добросовестности в получении направленного судом уведомления о времени и месте судебного разбирательства. В то же время судом приняты необходимые меры для их надлежащего извещения.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах своей неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Сведениями о том, что неявка ответчиков имела место по уважительной причине, суд не располагает. Ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие в адрес суда не поступало.
В соответствии со статьей 233 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, с согласия представителя истца.
Выслушав объяснения явившихся сторон, исследовав и оценив их в совокупности с представленными в ходе судебного разбирательства письменными доказательствами в соответствии с требованиями статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 40 и частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилье; никто не может быть произвольно лишен жилища; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Договор социального найма заключается в письменной форме (статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ)).
В силу статьи 17 ЖК РФ, действующего на момент рассмотрения настоящего спора, жилое помещение предназначено для проживания граждан и предоставляется гражданину в пользование по договору социального найма именно для фактического проживания в нем.
В соответствии со статьей 687 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор найма жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию одной из сторон в договоре в случаях, предусмотренных жилищным законодательством.
В соответствии со статьями 60, 61, 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные члены семьи нанимателя несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
В соответствии со статьей 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе отсутствующих членов семьи, а также наймодателя жилого помещения, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.
Временное отсутствие нанимателя жилого помещения, а также кого-либо из членов его семьи или всех этих граждан, не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма (статья 71 ЖК РФ).
Таким образом, для получения права пользования на жилое помещение необходимо являться членом семьи нанимателя жилого помещения (или быть таковым признанным), а также фактически вселиться в жилое помещение и проживать в нем.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (статья 71 ЖК РФ). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.
Разрешая спор о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно договору социального найма ** от 25.08.2009 Болдыреву С.А. предоставлено право на занятие двух комнат площадью ** кв.м. в том числе жилой ** кв.м. в квартире, находящейся по адресу: ****, на состав семьи Шумилкиной Л.В.**** года рождения, Болдыревой П.С., **** года рождения. Квартира предоставлена в бессрочное владение и пользование.
Как видно из распоряжения Администрации Железнодорожного МО от **** ** с Болдыревым С.А. заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ****, состоящего из двух комнат в квартире, общей площадью 41,20 кв.м., жилой 26,20 кв.м.
Ответчики в спорном жилом помещении не зарегистрированы, что подтверждается справками с места регистрации.
Из актов от 31.03.2014, 14.07.2016, составленных комиссией администрации Железнодорожного муниципального образования усматривается, что спорная квартира находится в аварийном состоянии, входные двери разбиты, ванна, унитаз, раковины, приборы отопления отсутствуют, холодное и горячее водоснабжение отрезано. В квартире никто не проживает около пяти лет. Окна и двери заколочены специалистами администрации в виду их отсутствиях.
В адрес ответчиков направлено предупреждение 16.01.2017 **, согласно которому последним предложено в срок до 01.02.2017 привести жилое помещение в соответствующее состояние.
Ранее ответчику Болдыреву С.А. направлено сообщение от 12.07.2010 **, в котором ответчик предупрежден, что в случае не вступления в право пользование жилым помещением, расположенным по адресу: ****, договор социального найма будет расторгнут.
Согласно имеющимся в материалах гражданского дела адресным справкам ответчики Шумилкина Л.В., несовершеннолетняя Болдырева П.С. зарегистрированы по адресу: **** с 13.04.2015, ответчик Болдырев С.А. зарегистрирован по адресу: **** с 08.04.1983.
В соответствии с записью акта о рождении ** от **** ответчики Болдырев С.А., Шумилкина Л.В. являются родителями несовершеннолетней Болдыревой П.С.
В силу пункта 5 статьи 37 ГПК РФ права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, а также граждан, признанных недееспособными, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, защищают в процессе их законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.
Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от **** подтверждается, что ответчик Шумилкина Л.В. является собственником квартиры расположенной по адресу: ****. Право собственности ответчика Болдырева С.А., несовершеннолетней Болдыревой П.С. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не зарегистрировано.
Из показаний свидетеля Е.., допрошенной в судебном заседании **** следует, что она работает в администрации Железнодорожного муниципального образования с 2012 года. Ей известно, что Болдырев С.А. обращался в Администрацию с заявлением о предоставлении ему жилого помещения на льготных условиях. Жилое помещение ему предоставлено, однако он своими правами нанимателя не воспользовался. От соседей поступают жалобы о том, что за квартирой никто не следит, плата за обслуживание жилья не производится.
Допрошенная в судебном заседании свидетель С. показала, что проживает в соседней квартире № 4, рядом с квартирой ответчиков. Квартира, представленная ответчикам, пустует на протяжении 8 лет. Из-за отсутствия батарей в данной квартире зимой в доме очень холодно. Окна в квартире выбиты. Не представляется возможным поставить счетчики, так как несущие трубы через соседние две квартиры - нижнюю и верхнюю. Поскольку квартира ответчиков была постоянно открыта, там собирались посторонние люди без определенного места жительства, распивали спиртное, в связи с чем ей пришлось за свой счет поставить замок в дверь. Никто к ней с требованиями о получении ключа не обращался, ответчиков она за все время проживания не видела ни разу. Электричество в квартире отключено. Ей пришлось убраться и вынести весь мусор из квартиры соседей, поскольку там завелись мухи, которые по вентиляции попадают к ней в квартиру.
Суд принимает во внимание показания свидетелей, поскольку не усматривает их личной заинтересованности в исходе дела. Показания свидетелей согласуются с письменными доказательствами по делу и объяснениями представителя истца.
По сведения представленным из МП «Бюро технической инвентаризации» ** от **** право собственности на квартиру, зарегистрированную по адресу: ****, не зарегистрировано.
В судебном заседании установлено, что спорная квартира принадлежит муниципальному образованию Усть-Илимский район, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект от ****.
Учитывая обстоятельства, при которых ответчики не воспользовались своим правом нанимателей жилого помещения, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку попыток вселиться в спорную квартиру ответчики на протяжении длительного периода времени не предпринимали, о своих намерениях проживать в квартире не высказывались, обязанности нанимателя и членов его семьи по содержанию спорного жилого помещения не выполняют, фактически зарегистрированы по другим адресам, один из ответчиков имеет в собственности жилое помещение.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии безусловных оснований, предусмотренных частью 3 статьи 83 ЖК РФ, для расторжения с ответчиками договора социального найма жилого помещения, а также признания утратившими право пользования спорным жилым помещением.
Руководствуясь статьями 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Железнодорожного муниципального образования удовлетворить.
Признать Болдырева С.А., Шумилкину Л.В., Б. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ****, р.****.
Признать расторгнутым договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: **** Болдыреым С.А., Шумилкиной Л.В., Б..
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья Т.М. Шейко