Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Юргамышский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Кузьминой Н.Г., при секретаре Мутовкиной О.А., рассмотрев 1 апреля 2019 года в п. Юргамыш Курганской области, в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Половинкиной Ольги Александровны к Администрации Юргамышского района Курганской области о предоставлении жилья,
установил:
Половинкина О.А. обратилась в суд с иском к Администрации Юргамышского района о предоставлении жилья, в котором указала, что относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Решением Юргамышского районного суда от 13.02.2002г. ее родители ФИО18 и ФИО15 лишены родительских прав. На основании постановления Администрации Юргамышского поссовета от ДД.ММ.ГГГГ. № она была определена в детское государственное учреждение.
Постановлением Администрации Гагарьевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ. № она принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список детей-сирот и лиц, из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Юргамышского района.
Считает, что в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 22.07.2008г. № 159-ФЗ, ст. 2 Закона Курганской области от 25.12.2012г. № 83 имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующего социальным и санитарно - техническим нормам, на территории п. Юргамыша Юргамышского района.
Просила обязать Администрацию Юргамышского района предоставить Половинкиной О.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории п. Юргамыша Юргамышского района, соответствующее социальным и санитарно - техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. метров, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
Истец Половинкина О.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить, дополнительно пояснила, что после того как ее родителей лишили родительских прав, она была определена в Шумихинскую школу – интернат, после ее окончания поступила в Шадринский ПУ № 15, проучилась два года и забрала документы. Раньше с родителями жила в <адрес>. Дом не был собственностью ее родителей, сейчас разрушен, для проживания непригоден. В настоящее время проживает с гражданским мужем, сыном и свекром в его доме, состоящем из комнаты и кухни. Собственного жилья не имеет.
Представитель ответчика Администрации Юргамышского района в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом. Представил отзыв, согласно которому Администрация Юргамышского района с исковыми требованиями не согласна ввиду отсутствия в собственности муниципального образования Юргамышского района жилых помещений специализированного жилого фонда.
Согласно действующему законодательству (Закон Курганской области от 29.12.2015г. № 134 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области») полномочия по приобретению благоустроенных жилых помещений, необходимых для обеспечения лиц данной категории возложены на Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области за счет соответствующего финансирования и на основании предоставляемых ГУ Социальной защиты населения Курганской области сведений, содержащихся в списке детей-сирот и детей из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Ежемесячно в адрес Департамента имущественных и земельных отношений - ГУ социальной защиты населения Курганской области направляются письма с просьбой о представлении жилья для данной категории лиц, а также список, необходимый для расчета количества приобретаемых для детей-сирот жилых помещений. Всего подлежит обеспечению жильем данной категории лиц – 91 человек, из них 28 по решению суда.
Представитель третьего лица Отдела опеки и попечительства Администрации Юргамышского района Попова И.В. в судебном заседании разрешение дела оставила на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежаще. Просил рассмотреть дело без его участия, разрешение иска оставил на усмотрение суда. Представил отзыв, в котором указал, что к полномочиям Департамента относится приобретение за счет соответствующего финансирования из бюджета Курганской области и передача органам местного самоуправления материальных ресурсов, необходимых для осуществления органами местного самоуправления полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Таким образом, основанием для приобретения Департаментом благоустроенных жилых помещений с целью их последующей передачи в муниципальную собственность для обеспечения детей-сирот такими жилыми помещениями является список детей-сирот и соответствующее финансирование. В свою очередь, после приобретения Департаментом благоустроенных жилых помещений и их передачи в муниципальную собственность, именно органы местного самоуправления Курганской области в соответствии с Законом № 288 предоставляют детям-сиротам и лицам из их числа, по договорам найма специализированные жилые помещения из специализированного жилищного фонда, соответствующего муниципального образования.
Представитель третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежаще. В письменном отзыве указал, что органы местного самоуправления Курганской области формируют списки детей сирот и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилья, и направляют их в Управление. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в региональном списке по обеспечению специализированными жилыми помещениями Половинкина О.А. числится под №.
Представитель третьего лица Финансового управления Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещены своевременно и надлежаще.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате и времени судебного заседания.
Заслушав объяснения истца, представителя третьего лица Отдела опеки и попечительства Администрации Юргамышского района, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ), (далее - Федеральный закон от 21.12.1996г. № 159-ФЗ) с 1 января 2013 года детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети - сироты), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, основаниями для возникновения права на получение жилья у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является совокупность следующих условий: статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ; их нуждаемость в жилых помещениях; окончание пребывания названных граждан в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.
В судебном заседании установлено, что Половинкина Ольга Александровна, ДД.ММ.ГГГГ имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ, так как мать ФИО16. и отец ФИО19 лишены родительских прав на основании решения Юргамышского районного суда от 13.02.2002г.
На основании постановления Администрации Юргамышского района от ДД.ММ.ГГГГ. №, несовершеннолетняя Половинкина О.А. определена в детское государственное учреждение. Жилого помещения за Половинкиной не закреплялось ввиду отсутствия жилья у родителей.
Согласно постановлению Администрации Гагарьевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ. № Половинкина О.А.поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Как следует из справки ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Шумихинская специальная (коррекционная) школа - интернат» от ДД.ММ.ГГГГ. №, Половинкина О.А. обучалась в указанном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ. После окончания школы-интерната истец выбыла в ГБПОУ «Шадринский политехнический колледж».
Половинкина О.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного помещения на территории муниципального образования Юргамышского района, под №.
Как следует из пояснений истца, в настоящее время она с сыном и гражданским мужем проживает в доме свекра Панова В.И.
Согласно справке Администрации Гагарьевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ. №, Половинкина О.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, фактически проживает в <адрес>. В состав ее семьи входят гражданский супруг – Панов Николай Васильевич, сын – ФИО3, свекор – Панов Василий Иванович. Площадь жилого помещения составляет 20 кв.м.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ. в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на жилое помещение по адресу: <адрес>.
Кроме того, как следует из справки № от ДД.ММ.ГГГГ., выданной Администрацией Гагарьевского сельсовета на основании сведений похозяйственной книги, жилой дом по адресу: <адрес>, фактически разрушен, разобран до основания.
В соответствии с уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ. №, № в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о зарегистрированных правах Половинкиной О.А. и ее несовершеннолетнего сына ФИО10 на какие-либо жилые помещения.
Ранее Половинкина О.А. также не являлась собственником жилых помещений, что подтверждается уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ.
Мать Половинкиной О.А. – ФИО13 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Согласно материалам наследственного дела, свидетельство о праве на наследство после ее смерти не выдавалось.
Также, согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО14 жилых помещений в собственности не имела.
Согласно сведениям реестра наследственных дел, после смерти отца Половинкиной О.А. – ФИО17 наследственного дела не заводилось.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии у Половинкиной О.А. права на получение жилья специализированного жилищного фонда, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее специализированные жилые помещения) относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 года № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, а также по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (далее - Закон Курганской области № 288) органы местного самоуправления Курганской области наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями по однократному предоставлению детям-сиротам и лиц из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения найма либо собственниками жилых помещений, а также которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законодательством Курганской области, по договорам найма специализированных жилых помещений благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда, приобретаемых за счет средств бюджета Курганской области и передаваемых в муниципальную собственность в порядке, установленном действующим законодательством, а также принятие решения о заключении на новый пятилетний срок договора найма специализированного жилого помещения.
В пункте 7 статьей 6.1. Закона Курганской области от 31.12.2004 года № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» определено, что включение детей-сирот и лиц из их числа, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении указанных лиц в список.
Орган исполнительной власти Курганской области, уполномоченный осуществлять управление государственным имуществом Курганской области - Департамент имущественных и земельных отношений, к полномочиям которого отнесено приобретение материальных ресурсов в виде жилых помещений, необходимых для осуществления органами местного самоуправления полномочий по обеспечению жилыми помещениями и передача в муниципальную собственность в порядке, установленном действующим законодательством.
Согласно пункту 2 Порядка определения перечня материальных ресурсов, необходимых для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями и подлежащих передаче в муниципальную собственность (приложение № 13 к Закону Курганской области № 288) Главное управление социальной защиты населения Курганской области, ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за окончанием квартала, представляет сведения, содержащиеся в списке детей-сирот и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
В пункте 3 данного Порядка Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, определено, что на основании данных, содержащихся в списке, исходя из бюджетных ассигнований на приобретение жилых помещений в целях осуществления государственных полномочий Курганской области по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц, в течение 10 рабочих дней рассчитывает количество жилых помещений, планируемых к приобретению.
Как указано в отзыве ГУ Социальной защиты Курганской области в региональном списке численности детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Половинкина О.А., ДД.ММ.ГГГГ числится под №.
Администрацией Юргамышского района периодически запрашивается информация о проведении электронных аукционов по приобретению жилых помещений лицам из числа детей-сирот.
Из ответа Администрации Юргамышского района от ДД.ММ.ГГГГ. № следует, что свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда для обеспечения детей - сирот и лиц из их числа в муниципальной собственности Юргамышского района не имеется.
Из акта сверки межбюджетных трансфертов финансового отдела Администрации Юргамышского района по стоянию на ДД.ММ.ГГГГ., денежные средства на статью расходов по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют и не поступали, что также подтверждается справкой Финансового отдела от ДД.ММ.ГГГГ.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ между органом местного самоуправления, осуществляющим управление жилищным фондом, выступающим от имени наймодателя, и ребенком-сиротой либо лицом из числа детей-сирот, которому предоставлено жилое помещение, являющимся нанимателем.
Администрация Юргамышского района, исполнительно – распорядительный орган Юргамышского района, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Юргамышского района в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Курганской области.
В решении Юргамышской поселковой Думы от ДД.ММ.ГГГГ. № установлена учетная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, предоставляемого в муниципальном жилищном фонде муниципального образования Юргамышского поссовета Юргамышского района, которая составляет не менее 15 кв.м.
Поскольку в судебном заседании установлено, что Половинкина О.А. включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилым помещением Администрацией Юргамышского района, то жилое помещение специализированного жилищного фонда, соответствующее санитарно-техническим требованиям, должно ей быть предоставлено на территории п. Юргамыша Юргамышского района Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м., благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта.
Таким образом, предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является обязанностью Администрации Юргамышского района, а расходы по предоставлению жилья относятся к расходным обязательствам Правительства Курганской области за счет средств соответствующего бюджета.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Половинкина О.А. с ДД.ММ.ГГГГ. состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 18 лет достигла, окончила образовательное учреждение, таким образом, у нее в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возникло право на обеспечение жилым помещением, однако в нарушение закона жилое помещение ей не было предоставлено.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 15 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░