Судья Жукова С.С. Дело <данные изъяты>а-11083/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Елизаровой М.Ю., Мусаева М.А.,
при секретаре Подкопаевой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 апреля 2019 года апелляционную жалобу УМВД России по городскому округу Домодедово на решение Домодедовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Юлдашевой Л. Н. к УМВД России по городскому округу Домодедово, ГУ МВД России по <данные изъяты> о признании незаконным и отмене решения от <данные изъяты> о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя УМВД России по городскому округу Домодедово и ГУ МВД России по <данные изъяты> – Зайченко Л.Н., представителя Юлдашевой Л.Н. – Чугуновой О.В.,
установила:
гражданка Республики Узбекистан Юлдашева Л.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к УМВД России по городскому округу Домодедово о признании незаконным решения от <данные изъяты> о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину.
В обоснование заявленных требований указала, что оспариваемое решение о запрете ей въезда в РФ сроком до <данные изъяты> является неправомерным, так как вынесено без учета ее личности, наличия близкородственных связей с гражданами РФ, нарушает ее право на уважение личной и семейной жизни.
В качестве второго административного ответчика суд привлек к участию в деле ГУ МВД России по <данные изъяты>.
Решением Домодедовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оспариваемое истцом решение миграционного органа признано незаконным, одновременно суд исключил Юлдашеву Л.Н. из списка лиц, въезд которым на территорию Российской Федерации не разрешен до <данные изъяты>; в иске к ГУ МВД России по <данные изъяты> отказано.
В апелляционной жалобе УМВД России по городскому округу Домодедово просит об отмене данного решения, ссылаясь на то, что судом не учтены фактические обстоятельства дела и положения действующего миграционного законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений Юлдашевой Л.Н. на нее, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела усматривается, что Юлдашева Л. Н., <данные изъяты> года рождения, является гражданкой Республики Узбекистан.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее – Федеральный закон N 114-ФЗ) иностранным гражданам или лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Решением УМВД России по городскому округу Домодедово от <данные изъяты> Юлдашевой Л.Н. на основании пп. 12 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от <данные изъяты> N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не разрешен въезд в Российскую Федерацию сроком до <данные изъяты>, поскольку в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации она превысила срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток (л.д. 79-80).
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от <данные изъяты> N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Согласно пп. 12 ч. 1 ст. 27 Федерального закона N 114-ФЗ (введен Федеральным законом от <данные изъяты> N 389-ФЗ, вступил в силу <данные изъяты>) въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации превысили срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, - в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации.
Предметом спора не является, что гражданка Республики Узбекистан Юлдашева Л.Н. находилась на территории Российской Федерации в периоды с <данные изъяты> по <данные изъяты> и с <данные изъяты> по <данные изъяты>; соответственно, она находилась на территории Российской Федерации 92 суток суммарно в течение периода в сто восемьдесят суток.
Вместе с тем, согласно статье 8 Конвенции ООН «О защите прав человека и основных свобод» (1950) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции; не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В силу части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от <данные изъяты> N 545-О-О, запрет, установленный Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", обращен к правоприменительным органам, прежде всего судам, которые в каждом конкретном случае должны оценивать наличие реально существующих обстоятельств, обуславливающих необходимость отказа в разрешении на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Определении от <данные изъяты> N 55-О, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям, а также отвечать характеру совершенного деяния. Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права.
Из материалов дела усматривается, что Юлдашева Л.Н. является пенсионером по возрасту (л.д. 49), ее семьей является семья сына – гражданина РФ Красильникова Д.О., проживающего в <данные изъяты>. По утверждению последнего, его мать находится на полном его иждивении (л.д. 67). У Юлдашевой Л.Н. также имеется родная дочь – гражданка России Красильникова И.О., проживающая в <данные изъяты>.
По утверждению представителя административного истца, его доверитель является вдовой, иных близких родственников, кроме сына и дочери, не имеет; доказательств обратного суду не представлено.
Неразрешение Юлдашевой Л.Н., имеющей близких родственников (сына, дочь, внуков) - граждан РФ, постоянно проживающих на территории <данные изъяты>, въезда в Российскую Федерацию сроком на 3 года представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни истца, право на уважение которой гарантируется статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, - оно делает невозможным проживание и общение Юлдашевой Л.Н. с членами ее семьи в стране их гражданской принадлежности и постоянного проживания – Российской Федерации.
В рассматриваемом случае запрет иностранному гражданину на въезд в Российскую Федерацию не относятся к мерам, продиктованным необходимостью защиты национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, предпринятым в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц; совершенное Юлдашевой Л.Н. правонарушение не свидетельствуют о явном неуважении административного истца к законам Российской Федерации, ее гражданам; данных о том, что Юлдашева Л.Н. привлекалась к административной либо уголовной ответственности на территории РФ, материалы дела не содержат. Суду апелляционной инстанции компрометирующий материал на административного истца также не представлен.
УМВД России по городскому округу Домодедово вышеуказанные обстоятельства при вынесении обжалуемого решения не учло, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал незаконным решение миграционного органа от <данные изъяты> о неразрешении Юлдашевой Л. въезда в Российскую Федерацию сроком на три года.
Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Доводы апелляционной жалобы УМВД России по городскому округу Домодедово не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку сводятся к иной, нежели у суда, оценке фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иному толкованию положений материального закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям.
Судебная коллегия считает необходимым изложить абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции: «Обязать УМВД России по городскому округу Домодедово исключить гражданку Республики Узбекистан Юлдашеву Л. Н., <данные изъяты> года рождения, из списка лиц, въезд которым на территорию Российской Федерации не разрешен до 21.11.2020», - полномочием исключать из списка лиц, въезд которым на территорию Российской Федерации не разрешен, наделен административный ответчик как компетентный орган в сфере миграционного учета и контроля.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Домодедовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу УМВД России по городскому округу Домодедово – без удовлетворения, изложив абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции: «Обязать УМВД России по городскому округу Домодедово исключить гражданку Республики Узбекистан Юлдашеву Л. Н., <данные изъяты> года рождения, из списка лиц, въезд которым на территорию Российской Федерации не разрешен до 21.11.2020».
Председательствующий
Судьи