Судья Сотникова Е.В. (дело № 2а-808/2019) дело № 33а-14238/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 октября 2019 года г. Волгоград
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Сергеева С.С., Антропова Е.А.
при секретаре Болкуновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Самариной Полины Ивановны к руководителю Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии Межмуниципального отдела по городу Фролово, Фроловскому и Иловлинскому районам Управления Росреестра по Волгоградской области Глущенко Татьяне Михайловне, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о признании отказа в регистрации права собственности на земельный участок незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений прав
по апелляционной жалобе административного истца Самариной Полины Ивановны
на решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 22 июля 2019 года, которым Самариной Полине Ивановне отказано в удовлетворении административного иска к руководителю Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии Межмуниципального отдела по городу Фролово, Фроловскому и Иловлинскому районам Управления Росреестра по Волгоградской области Глущенко Татьяне Михайловне, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о признании незаконным решения от 16 апреля 2019 года об отказе в регистрации права собственности на выделяемый земельный участок, общей площадью 1253,7 кв.м. в счет земельной доли 4/1183 из земельного участка, с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, возложении обязанности по устранению нарушений прав.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С., судебная коллегия
установила:
Самарина П.И. обратилась в суд с административным иском к руководителю Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии Межмуниципального отдела по городу Фролово, Фроловскому и Иловлинскому районам Управления Росреестра по Волгоградской области Глущенко Т.М., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о признании решения об отказе в регистрации права собственности на земельный участок незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений прав, указав, что 16 апреля 2019 года ответчиком отказано в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на земельный участок, площадью 1254 кв.м. выделенного ею в счет земельной доли в праве общей долевой собственности из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № <...>, расположенного на территории <адрес>. В обоснование отказа указано, что выделяемый земельный участок менее минимального размера, установленного законом субъекта РФ и не соответствует виду разрешенного использования земельного участка. Данное решение считает незаконным и противоречащим положениям п.4 ч.1 ст.4 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Земельный участок, вновь образованный путем выдела, имеет вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства, в связи с чем, на него не распространяются требования минимального размера, установленного законом субъекта РФ. Просила суд отменить уведомление от 16 апреля 2019 года об отказе в государственной регистрации права собственности на выделяемый земельный участок, и обязать руководителя Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии Межмуниципального отдела по городу Фролово, Фроловскому и Иловлинскому районам Управления Росреестра по Волгоградской области Глущенко Т.М. устранить нарушение её прав, свобод и законных интересов.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец Самарина П.И. ставит вопрос об отмене судебного акта, принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные содержанию административного искового заявления.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав представителя административного истца Самариной П.И. –Андрейко В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Регулярную Н.В., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Вопросы, связанные с ведением государственного реестра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и деятельности по регистрации недвижимости, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
Так, в соответствии со ст.27 Закона № 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Подпунктом 28 пункта 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что одним из условий приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав является несоответствие размера образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Из материалов дела следует, что Самарина П.И. на основании свидетельства о регистрации права от 11 мая 2010 года является собственником 4/1183 доли в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером № <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, общей площадью 370 791 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
03 октября 2018 года административным истцом заключено соглашение с кадастровым инженером о подготовке проекта межевания земельного участка для выдела в счет 4/1183 земельных долей, принадлежащих Самариной П.И.
10 декабря 2018 года представитель административного истца Самариной П.И. – Волков И.И., обратился через ГКУ ВО МФЦ в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области с заявлением о постановке на кадастровый учет выделенного Самариной П.И. в соответствии с её 4/1183 долями земельного участка, площадью 1254 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
16 января 2019 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области приостановлена государственная регистрация кадастрового учета и государственной регистрации права указанного земельного участка до 16 апреля 2019 года, ввиду необходимости предоставления дополнительных документов.
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от 16 апреля 2019 года № <...> отказано в постановке на государственный кадастровый учет указанного земельного участка и государственной регистрации права собственности, так как размер образуемого земельного участка не соответствует установленным земельным законодательством требованиям к предельным минимальным размерам земельных участков.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил того, что обращаясь за государственной регистрацией права на вновь образованный земельный участок, Самарина П.И. не обосновала правомерность выдела ей земельного участка меньше установленного законом минимального размера. В связи с указанным, суд пришел к выводу о правомерности оспариваемого административным истцом решения об отказе в государственной регистрации права на вновь образованный земельный участок.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 2 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Требования настоящего пункта не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 1, 4 ст. 3 Закона Волгоградской области от 17.07.2003 № 855-ОД «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области» минимальный размер образуемого нового земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения составляет два гектара. Данные требования не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых меньше, чем минимальные размеры земельных участков, установленные настоящим Законом.
В силу пункта 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из приведенных правовых положений следует, что в отношении земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования устанавливаются их предельные минимальные и максимальные размеры. При выделе вновь образованные земельные участки, сохраняя целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка, также должны соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам соответствующих земельных участков.
Из материалов дела следует исходный земельный участок с кадастровым номером № <...>, площадью 370791 кв.м относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства.
Судом первой инстанции обоснованно не принято во внимание постановление органа местного самоуправления – администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области от 05 марта 2019 года №157 об установлении вида разрешенного использования вновь образуемого земельного участка площадью 1254 кв.м., выделяемого в счет земельной доли Самариной П.И. в праве общей долевой собственности из земельного участка с кадастровым номером № <...> – «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», поскольку решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования может быть принято главой местной администрации лишь до момента утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).
Между тем Правила землепользования и застройки Краснолиповского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области утверждены в 2016 году и в этой связи глава органа местного самоуправления не уполномочен на единоличное принятие решения об изменении вида разрешенного использования вновь образуемого земельного участка.
Из представленного в материалы дела заключения кадастрового инженера следует, что площадь образуемого в результате выдела 4/1183 долей Самариной П.И. земельного участка составляет 1254 кв.м., то есть менее двух гектар, и целью образования земельного участка путем выдела является ведение личного подсобного хозяйства.
Положениями ч.1 ст.2 Федерального закона от 07 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» установлено, что личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (ч.2 ст.2 указанного Закона).
Как установлено ст.8 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Однако, доказательств, свидетельствующих о том, что Самарина П.И. применяет, либо намерена применять технологию производства сельскохозяйственной продукции, допускающую использование земельного участка размером меньше минимального установленного в 2 гектара, а также учета ведения административным истцом личного подсобного хозяйства, для государственной регистрации выделенного земельного участка не представлено.
При постановке на кадастровый учет земельных участков и государственной регистрации права, образуемых путем преобразования земельных участков, расположенных на территории Волгоградской области, и отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, в случае, если образуемые земельные участки не попадают под случаи, предусмотренные абз.4 п.1 ст.4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», государственный регистратор осуществляет проверку размера образуемого земельного участка на соответствие предельным размерам, установленным п.1 ст.3 Закона Волгоградской области от 17 июля 2003 года №855-ОД «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и принимает решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, а в случае не устранения указанных причин, принимает решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка и государственной регистрации права, площадь которого составляет менее 2,0 га (20000 кв. м), в соответствии со ст.27 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Исходя из того, что административным истцом не представлено доказательств, обосновывающих правомерность выдела ему земельного участка меньше установленного законом минимального размера, судебная коллегия находит оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации права законным, а решение суда первой инстанции постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны содержанию административного искового заявления, являлись предметом оценки суда первой инстанции, оснований не согласится с которой, у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 22 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Самариной Полины Ивановны – без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи: