№ 2-1895/2012
Решение по состоянию на 21.04.2015 не вступило в законную силу
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 апреля 2015 г.
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
Председательствующего судьи Кострыкиной И.В.,
При секретаре Муханалиевой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Калинюк Ю.В. о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области,
У С Т А Н О В И Л:
Калинюк Ю.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, мотивировав свои требования тем, что на основании исполнительных листов № <номер> от <дата> по делу <номер> от <дата> года, выданных Трусовским районным судом г. Астрахани, судебный пристав-исполнитель МО по ОИП УФССП России по Астраханской области Бигеев М.М. возбудил исполнительные производства в отношении должника – Пряхина В.П. о взыскании в ее пользу денежной суммы в размере <данные изъяты> руб. Данные исполнительные производства были присоединены к сводному исполнительному производству № <номер> задолженность Пряхина В.П. по которому составляет <данные изъяты>
<дата> в рамках данного исполнительного производств был наложен арест на <данные изъяты> долей в объекте незавершенного строительства – торгово-деловой центр, расположенный по адресу: <адрес>, лит.А, назначение – нежилое, площадь объекта <данные изъяты> кв.м. Согласно отчету ООО «Агентство независимой оценки и судебных экспертиз» об оценке <номер> от <дата> года, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об оценке вещи или имущественного права, где стоимость объекта оценки, а именно: <данные изъяты> долей в указанном торгово-деловом центре составила <данные изъяты>. <дата> УФССП России по <адрес> в адрес руководителя ТУ ФАУГИ было направлено уведомление <номер> от <дата> о передаче арестованного имущества на сумму <данные изъяты>. на торги с приложением документов, требуемых ст. 89 ФЗ «Об исполнительном производстве». Однако письмом от <дата> руководитель ТУ ФАУГИ отказано в принятии на реализацию вышеуказанного имущества, в связи с непредставлением действующего договора аренды земельного участка. Калинюк Ю.В. считает данные действия незаконными, просит признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области в лице руководителя – Плавинская С.П., выразившиеся в непринятии на реализацию <данные изъяты> долей в торгово-деловом центре, расположенном по адресу: <адрес>, лит.А, назначение – нежилое, площадью объекта <данные изъяты> кв.м., принадлежащие <ФИО>12 Обязать ТУ ФАУГИ в Астраханской области устранить допущенные нарушения, приняв на реализацию <данные изъяты> долей в торгово-деловом центре, расположенном по адресу: <адрес>, лит.А, назначение – нежилое, площадью объекта <данные изъяты> кв.м., принадлежащие <ФИО>7
В судебном заседании заявитель Калинюкм Ю.В., представитель заявителя адвокат Сизова С.В. требования поддержали, изложив доводы, указанные в заявлении, просили их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Галыгин А.В. требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.
Представитель заинтересованного лица – судебный пристав-исполнитель Бигеев М.М. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Суд, выслушав заявителя, представителей заявителя, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указано, что, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии со статьей 68 ФЗ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», обращение взыскания на имущество должника является мерой принудительного исполнения.
В силу статьи 69 названного Федерального Закона, обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю. Взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях. При отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится.
Если должник имеет имущество, принадлежащее ему на праве общей собственности, то взыскание обращается на долю должника, определяемую в соответствии с федеральным законом.
Судом установлено, что на основании исполнительных листов № <номер> от <дата> по делу <номер> от <дата> года, выданных Трусовским районным судом г. Астрахани, судебный пристав-исполнитель МО по ОИП УФССП России по Астраханской области Бигеев М.М. возбудил исполнительные производства в отношении должника – <ФИО>7 о взыскании в ее пользу денежной суммы в размере <данные изъяты> руб. Данные исполнительные производства были присоединены к сводному исполнительному производству № <номер>, задолженность <ФИО>7 по которому составляет <данные изъяты> коп.
<дата> в рамках исполнительного производства был наложен арест на <данные изъяты> в объекте незавершенного строительства – торгово-деловой центр, расположенный по адресу: <адрес>, лит.А, назначение – нежилое, площадь объекта <данные изъяты> кв.м., принадлежащей должнику <ФИО>7
На основании отчета ООО «Агентство независимой оценки и судебных экспертиз» об оценке <номер> от <дата> года, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об оценке вещи или имущественного права, где стоимость объекта оценки, а именно: <данные изъяты> долей в торгово-деловом центре по адресу: <адрес> лит.А, назначение – нежилое, площадь объекта <данные изъяты> кв.м., составила <данные изъяты> руб.
Согласно положениям статьи 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве», при отсутствии спора о стоимости имущества должника, которая не превышает 30 000 рублей, должник вправе реализовать такое имущество самостоятельно. Принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Специализированная организация обязана в десятидневный срок со дня получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, также в печатных средствах массовой информации.
Реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.
Судебный пристав-исполнитель не ранее десяти и не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления об оценке имущества должника выносит постановление о передаче имущества должника на реализацию.
Судебный пристав-исполнитель обязан передать специализированной организации, а специализированная организация обязана принять от судебного пристава-исполнителя для реализации имущество должника в течение десяти дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию. Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432, данный орган является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по организации реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (п. 1); вправе привлекать на конкурсной основе юридических лиц для продажи приватизируемого федерального имущества, а также физических и юридических лиц - для реализации в установленном порядке иного имущества, предусмотренного настоящим Положением (п. 6.6).
Приказом ФССП РФ № 347, Росимущества № 149 от 25 июля 2008 года, утвержден Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
В силу п. 2.1 Порядка Росимущество в течение пяти рабочих дней после даты получения уведомления о готовности к реализации арестованного имущества и постановления (заверенных копий постановления) о передаче имущества должника на реализацию (в качестве организатора реализации арестованного имущества в постановлении указывается Росимущество) принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества либо о реализации арестованного имущества через специализированные организации, о чем письменно извещает территориальный орган ФССП России.
Постановление о передаче арестованного имущества на реализацию является основанием для реализации арестованного имущества (п. 2.2 Порядка).
В соответствии с п. 2.3 Порядка судебный пристав-исполнитель передает по акту приема-передачи (далее - Акт передачи) арестованное имущество (в случае невозможности передачи имущества в натуре - правоустанавливающие и подтверждающие право документы) для реализации, а Росимущество (специализированные организации) принимает в течение семи рабочих дней после даты принятия решения Росимуществом.
К Акту передачи в случае передачи на реализацию соответствующего вида имущества прилагаются документы, предусмотренные ч. ч. 8 - 10 ст. 89 Федерального закона «Об исполнительном производстве». К Акту передачи могут прилагаться и другие документы, характеризующие соответствующее имущество.
Имущество считается переданным со дня подписания Акта передачи.
Согласно п. 8,9 ст. 89 ФЗ «Об исполнительном производстве», при передаче для реализации недвижимого имущества к постановлению судебного пристава-исполнителя и акту приема-передачи прилагаются:
1) копия акта о наложении ареста на имущество должника;
2) правоустанавливающие документы и документы, характеризующие объект недвижимости;
3) копии документов, подтверждающих право на земельный участок, в случае продажи отдельно стоящего здания;
4) документы, подтверждающие внесение объекта недвижимого имущества в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или документы, подтверждающие отнесение недвижимого имущества к объекту культурного наследия, включенному в реестр, выявленному объекту культурного наследия, охранное обязательство на объект культурного наследия, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или иной охранный документ, предусмотренный пунктом 8 статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
При передаче для реализации объекта незавершенного строительства к постановлению судебного пристава-исполнителя и акту приема-передачи, кроме документов, указанных в части 8 настоящей статьи, прилагаются:
1) копия решения об отводе земельного участка;
2) копия разрешения органа государственной власти и (или) органа местного самоуправления на строительство.
Судом установлено, что согласно Уведомлению <номер> от <дата> о готовности к реализации арестованного имущества на общую сумму <данные изъяты> руб., имущество было передано руководителю ТУ ФАУГИ в Астраханской области, с приложением необходимых документов, перечисленных в п. 8,9 ст. 89 ФЗ «Об исполнительном производстве», а именно: акт приема-передачи; постановление о передаче имущества на торги; копия акта о наложении ареста; копия постановления о возбуждении исполнительного производства; копия исполнительного документа; постановление об оценке; копия отчета об оценке № <номер> от <дата> года; предложение на преимущественное право покупки; выписки из ЕГРП; копии технического паспорта; копии кадастрового паспорта; копии договора аренды земельного участка с <ФИО>7; предложения на преимущественное право покупки и документы, подтверждающие отправку; копии разрешения на строительство; копии постановления об отводе земельного участка ООО «Строительная компания «<данные изъяты>»; копии договора аренды земельного участка с ООО «Строительная компания «<данные изъяты>»; копии договора об уступке прав аренды; копии дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка; копии постановления о продлении <ФИО>7 срока аренды земельного участка.
Однако сообщением от <дата> Территориальное управление Росимущества в Астраханской области вернуло без исполнения полный пакет документов для надлежащего оформления, указав, что реализация имущества будет осуществляться после предоставления действующего договора аренды земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд не может признать действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, выразившиеся в непринятии имущества на реализацию, законными, поскольку не соответствуют требованиям закона, и нарушают права и законные интересы заявителя Калинюк Ю.В., являющейся взыскателем по исполнительному производству, так как истребуемый договор аренды земельного участка был предоставлен судебным приставом-исполнителем.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Калинюк Ю.В. о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, выразившееся в непринятии на реализацию <данные изъяты> долей в торгово-деловом центре, расположенном по адресу: <адрес>, литер А, назначение - нежилое, площадью объекта <данные изъяты>м., принадлежащие должнику <ФИО>7
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области устранить допущенные нарушения, приняв на реализацию <данные изъяты> долей в торгово-деловом центре, расположенном по адресу: <адрес>, литер А, назначение - нежилое, площадью объекта <данные изъяты> кв.м., принадлежащие должнику <ФИО>7
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в апелляционном порядке через суд, вынесший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 21.04.2015 года.
СУДЬЯ