Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-947/2021 от 15.02.2021

Дело №2-947/2021

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 марта 2021 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Богомолова С.В.,

при секретаре Платовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Федорову Ю.В., Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать проект освоения лесов,

установил:

прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Федорову Ю.В., Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать проект освоения лесов.

В обоснование указал, что 25.08.2015 между Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области и Федоровым Ю.В. заключен договор аренды лесного участка №757, расположенного по адресу: <адрес>, в целях осуществления рекреационной деятельности. Однако, в результате проведенной прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области проверки было установлено, что ответчиком Фомичевым А.В. до настоящего времени, в нарушение ст.ст. 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации, не разработан проект освоения лесов, не осуществлена государственная экспертиза проекта освоения лесов.

Просит признать бездействие Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на понуждение Федорова Ю.В., как арендатора лесного участка по договору аренды лесного участка № 757 от 25.05.2015, к разработке проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, незаконным; обязать Федорова Ю.В., как арендатора лесного участка по договору аренды лесного участка № 757 от 25.05.2015, в течение месяца с даты вступления в законную силу решения суда разработать проект освоения лесов и подать документы на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>

Стороны и третьи лица в судебное заседание не явились, извещались.

Суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. ст. 9, 15 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Статья 42 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную экологическую среду.

В соответствии со ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических условий его жизни.

В соответствии со ст. 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию. Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

Согласно ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Судом установлено, что 25.08.2015 между Федоровым Ю.В. и Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (правопреемником которого в настоящее время является Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области) заключен договор аренды лесного участка № 757, по условиям которого Федоров Ю.В. принял во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной (федеральной) собственности, зарегистрированный в государственном лесном реестре под номером учетной записи 1119-2015-07, расположенный по адресу: <адрес>.

Также установлено, что ответчиком Федоровым Ю.В., являющимся арендатором лесного участка, до настоящего времени, в нарушение ст.ст. 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации, не разработан проект освоения лесов, не осуществлена государственная экспертиза проекта освоения лесов, что может повлечь использование леса не предусмотренным действующим законодательством способом.

Положения Лесного кодекса Российской Федерации предусматривают составление проекта освоения лесов лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (ст. 88), который подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 89).

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки регламентируются Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69, в соответствии с п.28 которого, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст.12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

Федоровым Ю.В. в нарушение лесного законодательства РФ до настоящего времени не разработан проект освоения лесов, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на защиту ее от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, несоблюдение указанных требований может повлечь причинение вреда окружающей природной среде.

Защитить права и интересы неопределенного круга лиц в данном случае возможно путем возложения на ответчика обязанности соблюдать требования лесного законодательства в части подготовки проекта освоения лесов, утвержденного в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 № 16/299-П «Об утверждении Положения о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области» Министерство является правопреемником Министерства сельского лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в сферах лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в сфере охраны окружающей среды, а также по осуществлению лицензирования отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области.

При этом, как установлено в результате проведенной прокуратурой района проверки, Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области Федоров Ю.В. до настоящего времени не понужден к разработке и передаче на государственную экспертизу проекта освоения лесов.

Удовлетворяя исковые требования, суд также исходит из того, что взятые на себя обязательства по договору аренды Федоров Ю.В. не выполнил, проект освоения лесов с положительным заключением государственной или муниципальной экспертизой не предоставил, и, учитывая объем информации, который должен содержаться в проекте освоения лесов, а также необходимость получения заключения государственной экспертизы, считает возможным установить ответчику разумный срок для выполнения указанной обязанности - месяц с даты вступления решения в законную силу. Доказательств в обоснование увеличения срока для выполнения обязанности по договору аренды суду не предоставлено.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика Федорова Ю.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-238 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать бездействие Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на понуждение Федорова Ю.В., как арендатора лесного участка по договору аренды лесного участка № 757 от 25.05.2015, к разработке проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, незаконным.

Обязать Федорова Ю.В., как арендатора лесного участка по договору аренды лесного участка № 757 от 25.05.2015, в течение месяца с даты вступления в законную силу решения суда разработать проект освоения лесов и подать документы на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>.

Взыскать с Федорова Ю.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья С.В. Богомолов.

2-947/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ульяновского района Ульяновской области в инт. РФ, а также в инт. неопределенного круга лиц
Ответчики
Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области
Федоров Ю.В.
Другие
федеральное агенство лесного хазяйства в лице Департамента лесного хазяйства
ГКУ Ульяновской области Ульяновское лесничество
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Богомолов С. В.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
15.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
15.02.2021Передача материалов судье
16.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2021Судебное заседание
11.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.03.2021Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
25.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее