Дело № 2-9/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Шатровский районный суд Курганской области
в составе: председательствующего судьи Фитиной О.А.,
при секретаре: Загвоздиной Л.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда с. Шатрово Шатровского района Курганской области 19 января 2022 года исковое заявление Администрации Шатровского сельсовета Шатровского района Курганской области к ООО «Феникс», МУП «Комхоз», Щербаковой Анне Евгеньевне, ФИО1, ФИО2 о снятии запрета на совершение регистрационных действий, признании права муниципальной собственности на квартиру,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Шатровского сельсовета <адрес> обратилась в суд с измененным исковым заявлением о снятии запрета на совершение регистрационных действий, принятых по постановлению судебного пристава-исполнителя от 16.11.2020, признании права муниципальной собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.101).
В обоснование заявленных требований указано, что в рамках реализации муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда между Администрацией Шатровского сельсовета и правообладателями указанной квартиры Щербаковой А.Е., ФИО1, ФИО2 заключено соглашение об изъятии квартиры для муниципальных нужд. Однако, в регистрации перехода права собственности на квартиру отказано ввиду наличия постановления судебного пристава-исполнителя о запрете на совершение регистрационных действий. Указанные обстоятельства препятствуют реализации муниципальной программы, а также приводят к нарушению конституционных прав граждан, в том числе несовершеннолетних, на жилище. Меры по урегулирования спора во внесудебном порядке результата не принесли.
В отзыве на иск представитель ответчика МУП «Комхоз» (л.д.77-78) выражает несогласие с иском в части привлечения МУП «Комхоз» в качестве ответчика, ввиду возможного возложения на предприятие судебных расходов. Полагает, что МУП «Комхоз» как взыскатель по исполнительным производствам является заинтересованным лицом при оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя. В остальном возражений по иску не имеется.
В отзыве на иск представитель третьего лица Шатровского РО СП УФССП России по Курганской области (отзыв л.д.59) указал, что в отделе находится сводное исполнительное производство №-СД о взыскании с должника Щербаковой А.Е. денежных средств, запреты на совершение регистрационных действий в отношении имущества должника не накладывались.
В отзыве на иск представитель третьего лица Межмуниципального отдела по Каргапольскому и Шатровскому районам Управления Росреестра по Курганской области (л.д.57) указал, что не возражают против удовлетворения исковых требований.
Представители ответчиков ООО «Феникс», МУП «Комхоз», представители третьих лиц Межмуниципального отдела по Каргапольскому и Шатровскому районам Управления Росреестра по Курганской области, Шатровского РО СП УФССП России по Курганской области, УФССП России по Тюменской области, Исетского РО СП УФССП России по Тюменской области, Администрации Шатровского района Курганской области, ответчики Щербакова А.Е., Баева Е.А. - опекун малолетних ответчиков ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились.
О времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. О причинах неявки суд не уведомили. Об отложении слушания дела не ходатайствовали.
Суд, с учетом мнения участников процесса, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца Администрации Шатровского сельсовета Шатровского района Курганской области Александрова Т.С., действующая по доверенности (л.д.84), поддержала исковые требования по указанным в заявлении основаниям.
Выслушав объяснения участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Судом установлено, что распоряжением Администрации Шатровского сельсовета Шатровского района Курганской области от 17.03.2014 № 37 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным (л.д.4).
Постановлением Администрации Шатровского района от 11.03.2021 № 142 утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Шатровского района на 2021 - 2025 годы» (л.д.12-14), в соответствии с которой подлежат переселению граждане из указанного многоквартирного дома.
Администрацией Шатровского сельсовета принято постановление от 17.05.2021 года № 12 об изъятии указанного многоквартирного дома для муниципальных нужд, с целью его сноса (л.д.5-11).
Квартира № 4 в данном доме находится в общей долевой собственности Щербаковой А.Е., ФИО1, ФИО2, что подтверждается договором купли-продажи от 08.12.2016 о приобретении ими данного жилого помещения, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.15-16, 17-19).
10.08.2021 между Администрацией Шатровского сельсовета Курганской области и собственниками жилого помещения Щербаковой А.Е., Баевой Е.А., действующей от имени малолетних опекаемых ФИО1, ФИО2, заключено соглашение об изъятии принадлежащей им квартиры для муниципальных нужд с выплатой суммы возмещения за изымаемый объект (л.д.22-23).
При обращении за регистрацией перехода права собственности, Управлением Росреестра по Курганской области принято решение о приостановлении государственной регистрации прав, о чем направлено уведомление заявителю от 27.09.2021 № (л.д.25-26), ввиду наличия запретов на осуществление регистрационных действий в отношении Щербаковой А.Е.
В выписке из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.17-19) указано, что в отношении Щербаковой А.Е. постановлением судебного пристава-исполнителя Исетского РО СП УФССП России от 16.11.2020 установлен запрет на совершение регистрационных действий.
По сведениям с официального сайта ФССП России (л.д.58), Щербакова А.Е. является должником по ряду исполнительных производств.
По обращению Администрации Шатровского сельсовета о снятии запрета на совершение регистрационных действий судебным приставом-исполнителем Исетского РОСП УФССП по Тюменской области принято решение об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований со ссылкой на наличие у Щербаковой А.Е. задолженности по исполнительным производствам (л.д.20-21, 51-56).
В силу ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В соответствии со ст.279 Гражданского кодекса Российской Федерации в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок. Со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого земельного участка. В случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в том числе обязательств, основанных на заключенных правообладателем земельного участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих обязательств.
На основании п.п.1, 3 ст.56.11 Земельного кодекса Российской Федерации заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд является основанием для перехода права собственности на земельный участок, находящийся в частной собственности, и основанием для государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятый земельный участок. Права на изымаемый земельный участок прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости).
В соответствии с ч.1 ст.14 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (п.п.1, 2, 8, 9 ч.2 ст. 14 Закона о государственной регистрации недвижимости.
Согласно ст.60 Закона о государственной регистрации недвижимости снованием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Одновременно с документом, указанным в части 1 настоящей статьи, для государственной регистрации прав представляются документы, подтверждающие предоставление возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости, если соглашением об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд не установлено иное.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, изъятые для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Государственная регистрация прекращения залога изъятого земельного участка и (или) изъятого объекта недвижимости осуществляется без соответствующего заявления одновременно с государственной регистрацией прав на объекты недвижимости на основании документов, указанных в части 2 настоящей статьи. В этом же порядке осуществляется прекращение обременений изъятого недвижимого имущества, находившегося в частной собственности, которые были внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании договоров, заключенных с прежним собственником такого имущества.
Из совокупности названных норм следует, что основанием для перехода прав на изъятый для государственных нужд земельный участок и расположенное на нем жилое помещение является соглашение об изъятии, заключенное с собственником недвижимости, при этом обременения изъятого имущества прекращаются.
Статьей 29 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав.
Учитывая, что органом местного самоуправления в рамках своей компетенции принято решение о признании аварийным и подлежащим изъятию для муниципальных нужд с последующим сносом жилого дома, в котором расположена принадлежащая на праве собственности Щербаковой А.Е., ФИО1, ФИО2 квартира, с правообладателями в предусмотренном ст.32 ЖК РФ заключено соглашение об изъятии квартиры для муниципальных нужд, что является основанием для осуществления государственной регистрации перехода права на спорное недвижимое имущество, имеющиеся запреты на совершение регистрационных действий в отношении недвижимого имущества, принадлежащего Щербаковой А.Е., не препятствуют регистрации права собственности муниципального образования на изъятое для муниципальных нужд помещение.
В силу ст. ст. 9, 12 ГК РФ право выбора способа защиты права принадлежит истцу.
Как предусмотрено ч.1 ст.119 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание, заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском об освобождении имущества от наложения ареста или исключении его из описи.
Учитывая, что регистрация перехода права собственности на изъятый для государственных нужд земельный участок и жилые помещения в многоквартирном доме не произведена по независящим от Администрации Шатровского сельсовета обстоятельствам, в связи с наличием в ЕГРН записи о запрете регистрационных действий в отношении этого имущества, истец является заинтересованным лицом, которое наделено правом обращения в суд с иском об освобождении имущества от ареста и признании на него права собственности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 споры об освобождении имущества от ареста рассматриваются по правилам искового производства. Ответчиками по таким искам являются: должник, у которого произведен арест имущества, и те лица, в интересах которых наложен арест на имущество. Судебный пристав-исполнитель привлекается к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Как указано в п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Шатровского сельсовета Шатровского района Курганской области удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием «Шатровский сельсовет Шатровского района Курганской области» право муниципальной собственности на жилое помещение - квартиру с кадастровым номером №, общеполезной площадью <..............> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Снять запрет на совершение регистрационных действий в отношении указанного жилого помещения, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя Исетского РО СП УФССП России по Тюменской области от 16.11.2020.
Настоящее решение суда является основанием внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
С мотивированным решением участники процесса могут ознакомиться «20» января 2022 года в «16» час. «30» мин.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца, начиная со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Шатровский районный суд Курганской области
Председательствующий: судья О.А. Фитина