Дело № 5-89/2018г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
03 апреля 2018 года |
г. Кондопога |
Судья Кондопожского городского суда Республики Карелия Сысоева О.В., при секретаре Авлас М.О., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, в отношении Казенного учреждения Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия»,
установил:
Государственным инспектором дорожного надзора ОВ ДПС ГИБДД ОМВД России по Кондопожскому району Яловым И.А. составлен протокол об административном правонарушении от 28.02.2018 по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в отношении Казенного учреждения Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» (далее - КУ РК «Управтодор РК»).
Как следует из протокола, 04.01.2018 в 21 час 00 минут на автомобильной дороге общего пользования, расположенной вне населенного пункта, «Шуйская – Гирвас» 19 км произошло ДТП с участием а/м «Мерседес» гос. рег. знак <...>, который въехал в выбоины асфальтированного участка дороги. Размеры деформаций: ширина 42 см, длина 142 см и глубина 12 см, ширина 64 см, длина 78 см и глубина 10 см. Временных дорожных знаков, ограничивающих или запрещающих движение транспортных средств, не установлено. Установлены дорожные знаки 1.16 «Неровная дорога» с табличкой 8.2.1 «Зона действия» со значением 3 км на 19 км+600 м и 17 км+200 м. 05.01.2017 сотрудниками ДПС зафиксированы указанные размеры выбоин, соответственно, площадью 0,5964 кв.м и 0,4992 кв.м.
Между балансодержателем автомобильной дороги – КУ РК «Управтодор РК» и ООО «Петрозаводское ДРСУ» заключен государственный контракт № ... на содержание автомобильных дорог, в том числе, в Кондопожском районе, действующий с 22.12.2017, включающий в себя обязанность подрядчика обеспечить содержание дорог в безопасных условиях.
В свою очередь, данный государственный контракт заключен за 2 недели до ДТП с а/м «Мерседес», дорога находилась в снежном накате до периода оттепели, контракт не предусматривает технологию ликвидации выбоин в зимних условиях, техническим заданием не предусмотрены работы по ликвидации выбоин, а также работы по закупке и установке технических средств организации дорожного движения, ограничивающих или запрещающих движение транспортных средств. КУ РК «Управтодор РК» является балансодержателем дороги и, несмотря на наличие государственного контракта, не может самоустраняться в силу требований закона от обязанности содержать дороги в безопасных условиях.
При рассмотрении дела представитель КУ РК «Управтодор РК» Разуваев С.Г. вину в совершении указанного административного правонарушения фактически признал, пояснил, что размер выбоины, не превышал предельно допустимые нормы. ДТП произошло 05 января 2018 года в период длительных выходных, связанных с празднованием Нового года. В эти дни не производили контроль состояния автодорог, по контракту контроль состояния дороги должно было осуществлять другое лицо. При этом не оспаривал протокол и изложенные в нем обстоятельства. Пояснил, что 16.01.2018 указанные в протоколе нарушения устранены. Просил при назначении административного наказания учесть его мнение и заменить ему административный штраф на предупреждение, с учетом отсутствия вредных последствий для жизни и здоровья людей.
Государственный инспектор дорожного надзора ОВ ДПС ГИБДД ОМВД России по Кондопожскому району Яловой И.А. в судебном заседании оставил разрешение данного дела и назначение административного наказания на усмотрение суда. Не оспаривал факт устранения нарушений должностным лицом, а также отсутствие неблагоприятных последствий.
Судья, заслушав участников дела, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения. За данное административное правонарушение предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В судебном заседании установлено, что 04.01.2018 в 21 час 00 минут на автомобильной дороге общего пользования, расположенной вне населенного пункта, «Шуйская – Гирвас» 19 км произошло ДТП с участием а/м «Мерседес» гос. рег. знак <...>, который въехал в выбоины асфальтированного участка дороги. Размеры деформаций: ширина 42 см, длина 142 см и глубина 12 см, ширина 64 см, длина 78 см и глубина 10 см. Временных дорожных знаков, ограничивающих или запрещающих движение транспортных средств, не установлено. Установлены дорожные знаки 1.16 «Неровная дорога» с табличкой 8.2.1 «Зона действия» со значением 3 км на 19 км+600 м и 17 км+200 м.
05.01.2017 сотрудниками ДПС зафиксированы указанные размеры выбоин, соответственно, площадью 0,5964 кв.м и 0,4992 кв.м.
Замеры произведены рулеткой Geobox РК-2 № 23, свидетельство о поверке № ... до 22.05.2018 года, произведено фотографирование и составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.
В ходе проверки установлено, что Между балансодержателем автомобильной дороги – КУ РК «Управтодор РК» и ООО «Петрозаводское ДРСУ» заключен государственный контракт № ... на содержание автомобильных дорог, в том числе, в Кондопожском районе, действующий с 22.12.2017, включающий в себя обязанность подрядчика обеспечить содержание дорог в безопасных условиях.
В свою очередь, данный государственный контракт заключен за 2 недели до ДТП с а/м «Мерседес», дорога находилась в снежном накате до периода оттепели, контракт не предусматривает технологию ликвидации выбоин в зимних условиях, техническим заданием не предусмотрены работы по ликвидации выбоин, а также работы по закупке и установке технических средств организации дорожного движения, ограничивающих или запрещающих движение транспортных средств. КУ РК «Управтодор РК» является балансодержателем дороги и, несмотря на наличие государственного контракта, не может самоустраняться в силу требований закона от обязанности содержать дороги в безопасных условиях.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон), содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в частности, посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения», определено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Пунктами 3.1.1, 3.1.2, 3.2.1 и 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см. Автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размешенными по ГОСТ 23457 (ГОСТ Р 52289-2004) в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
В силу п.п. «г» и «д» п.13.2 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», обочины не должны иметь деформаций, повреждений, указанных в пункте 13.2 подпункта а) настоящей статьи для дорожных покрытий. До устранения дефектов обочин, должны быть установлены соответствующие временные дорожные знаки или другие технические средства организации дорожного движения. Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4 см.
В соответствии п. 5.3 ГОСТ Р 33181-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания» в случае, когда в зимний период года эксплуатационное состояние участков автомобильных дорог не соответствует требованиям настоящего стандарта, на них вводят временные ограничения или прекращение движения, в порядке, установленном в нормативных документах государств – членов СНГ.
Порядок введения временных ограничений или прекращения движения в целях обеспечения безопасности дорожного движения вводятся, в том числе, в случае выявления дефектов и повреждений автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
Нарушены также требования раздела 5 ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в части неустановки требуемых технических средств организации дорожного движения – временных дорожных знаков (3.24 «Ограничение максимальной скорости» с постепенным снижением скорости со значениями 70, 50 и 40 с каждой стороны опасного участка, п. 5.4.22 ГОСТ). Наличие предупреждающих знаков 1.16 «Неровная дорога» с табличкой 8.2.1 «Зона действия» не свидетельствует о принятии мер со стороны КУ РК «Управтодор РК» по ограничению либо запрещению движения транспортных средств, поскольку данные правоотношения регулируются разделом 3 Приложения № 1 к ПДД РФ.
Общественно опасных последствий, предусмотренных ч. 2 ст. 12.34 КоАП РФ, в данном случае не имеется.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 30 Закона временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пп. 4 п. 22, п. 23 и п. 24 Постановления Правительства Республики Карелия от 26.11.2011 № 323-П, временные ограничения или прекращение движения в целях обеспечения безопасности дорожного движения вводятся в случае выявления дефектов и повреждений автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Временные ограничения или прекращение движения в целях обеспечения безопасности дорожного движения вводятся без принятия акта о введении ограничения путем установки соответствующих дорожных знаков или иными техническими средствами организации дорожного движения, а также распорядительно-регулировочными действиями. Временные ограничения или прекращение движения в целях обеспечения безопасности дорожного движения вводятся незамедлительно уполномоченными сотрудниками организаций, осуществляющих содержание соответствующих участков автомобильных дорог.
Исходя из вышеизложенного, в бездействии юридического лица КУ РК «Управтодор РК» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ - несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, поскольку не наступили общественно опасные последствия, предусмотренные ч. 2 ст. 12.34 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства, а также вина юридического лица в совершении данного административного правонарушения, подтверждаются материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении ........ от 28.02.2018, рапортом от 04.01.2018, актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 05.01.2018 с фототаблицей и схемой, объяснением от 04.01.2018.
При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу о доказанности вины КУ РК «Управтодор РК» в совершении административного правонарушения и квалифицирует его действия по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при совершении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении допущено не было. Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу п. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
К обстоятельствам, смягчающим наказание, судья в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ относит признание вины, незамедлительное устранение выявленных нарушений. Предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в данном случае не имеется. Исходя из санкции ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, учетом тяжести совершенного правонарушения, данных о правонарушителе, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, в данном случае КУ РФ «Управтодор РК» должно быть назначено административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с нижним пределом санкции в размере 200 000 рублей.
Вместе с тем, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, а также то, что речь идет о впервые совершенном административном правонарушении при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, и при отсутствии имущественного ущерба, принимая во внимание мнение должностного лица Ялового И.А., судья приходит к выводу о возможности применения к юридическому лицу положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначает ему наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, с учетом п. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ – в размере 100 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 4.1 п.п. 3.2 и 3.3, ч. 1 ст. 12.34, 29.7, 29.10, 30.3 КоАП РФ, судья
постановил:
Казенное учреждение Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, через Кондопожский городской суд Республики Карелия.
Судья |
О.В. Сысоева |