Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Козельск 16 июля 2014 года
Козельский районный суд Калужской области, в составе председательствующего Груздова С.В.,
с участием:
представителя заявителя (должника) администрации МР «Козельский район» по доверенности Романовой О.А.,
заместителя прокурора Козельского района Калужской области Кучкина В.К.,
а также судебного пристава-исполнителя Козельского РОСП УФССП России по Калужской области Тихоновой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Чепиевской М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Козельске гражданское дело по заявлениям администрации МО МР «Козельский район» об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя Козельского РОСП УФССП России по Калужской области от 06 июня 2014 года,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация МР «Козельский район» обратилась в суд с вышеуказанными заявлениями, в которых просит признать незаконными и отменить постановления судебного пристава-исполнителя Козельского РОСП УФССП России по Калужской области от 06 июня 2014 года о взыскании с администрации МР «Козельский район» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительным производствам № от 26 февраля 2014 года, №, №, № от 27 февраля 2014 года. Указав обоснование, 17 июня 2014 года в адрес администрации МР «Козельский район» поступили указанные выше постановления о взыскании исполнительского сбора по возбужденным исполнительным производствам; администрация МР «Козельский район» не была уведомлена о возбуждении в отношении нее исполнительных производств, соответственно не знала о необходимости добровольного исполнения требований исполнительных документов в определенный срок, в связи, с чем оспариваемые постановления о взыскании исполнительского сбора вынесены судебным приставом-исполнителем незаконно.
Определением Козельского районного суда Калужской области от 14 июля 2014 года вышеуказанные заявления объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Романова О.А., заявление поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям, при этом указала, что требования, содержащиеся в исполнительных документах, исполнены администрацией МР «Козельский район» до вынесения оспариваемых постановлений, что также является одним из оснований для признания оспариваемых постановлений незаконными.
Представители МКОУ «Основная общеобразовательная школа» <адрес>, по установке ограждения по периметру территории МКОУ «Основная общеобразовательная школа №3» <адрес>, по установке ограждения по периметру территории МКОУ «Основная общеобразовательная школа» <адрес>, по установке ограждения по периметру территории МКОУ «Основная общеобразовательная школа» <адрес> в судебное заседание явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены своевременно, надлежащим образом.
Заместитель прокурора Кучкин В.К. в судебном заседании полагает, что требования, содержащиеся в исполнительных документах по каждому исполнительному производству, исполнены должником, т.е. администрацией МР «Козельский район» в добровольном порядке, до вынесения оспариваемых постановлений. Кроме того, учитывая, что согласно решениям суда обязанность произвести работы по установке и ремонту ограждений возложена на соответствующие образовательные учреждениях, администрация МР «Козельский район» также оказывает содействие и предпринимает все необходимые меры, для проведения работ.
Судебный пристав-исполнитель Козельского РОСП УФССП России по Калужской области Тихонова Л.В. в судебном заседании просила в удовлетворении заявлений администрации МР «Козельский район» отказать по основаниям, изложенным в возражениях.
Выслушав представителя заявителя Романову О.А., заместителя прокурора Кучкина В.К., судебного пристава-исполнителя Тихонову Л.В., ознакомившись с материалами дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей.
Частями 12, 13 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее Закон) предусмотрено, что срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то для добровольного исполнения устанавливается пятидневный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно пункту 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П по смыслу статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» во взаимосвязи с его статьями 1, 7, 9, 44, 45, 77, 84, 85 и 87, взыскиваемый исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из вышеуказанных норм следует, что на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора судебному приставу-исполнителю необходимо установить, что срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа истек, и требования исполнительного документа должником не исполнены. Только в этом случае постановление о взыскании исполнительского сбора может быть признано обоснованным.
Как следует из материалов дела, решением Козельского районного суда Калужской области от 05 декабря 2013 года постановлено: исковые требования прокурора Козельского района удовлетворить. Обязать администрацию МР «Козельский район» обеспечить финансирование работ по замене ограждения территории МКОУ «Основная общеобразовательная школа» <адрес> в срок к 01 июня 2014 года. Обязать МКОУ «Основная общеобразовательная школа» <адрес> произвести работы по замене ограждения территории школы в срок к 1 сентября 2014 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Козельского РОСП УФССП России по Калужской области Тихоновой Л.В. от 26 февраля 2014 года возбуждено исполнительное производство № в отношении должника: администрации МР «Козельский район», в пользу взыскателя: прокуратура Козельского района Калужской области. Предмет исполнения: обязать администрацию МР «Козельский район» обеспечить финансирование работ по замене ограждения территории МКОУ «Основная общеобразовательная школа» <адрес> в срок к 01 июня 2014 года. Исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного листа ВС № от 05 декабря 2013 года, выданного Козельским районным судом.
06 июня 2014 года судебным приставом-исполнителем Козельского РОСП УФССП России по Калужской области Тихоновой Л.В. по исполнительному производству № от 27 февраля 2014 года было вынесено постановление о взыскании с должника администрации МР «Козельский район» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
03 июля 2007 года 2014 года судебным приставом-исполнителем Козельского РОСП УФССП России по Калужской области Тихоновой Л.В. по исполнительному производству № от 27 февраля 2014 года было вынесено постановление о взыскании с должника администрации МР «Козельский район» исполнительского сбора (с учетом постановления об исправлении описок в постановлении судебного пристава-исполнителя от 03 июля 2014 года) в размере 50 000 рублей.
Решением Козельского районного суда Калужской области от 05 декабря 2013 года постановлено: исковые требования Козельского района Калужской области удовлетворить. Обязать администрацию МР «Козельский район» обеспечить финансирование работ по установке ограждения по периметру территории МКОУ «Основная общеобразовательная школа №3» <адрес> в срок к 01 июня 2014 года. Обязать МКОУ «Основная общеобразовательная школа №3» <адрес> произвести работы по ограждению забором периметра территории школы в срок к 1 сентября 2014 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Козельского РОСП УФССП России по Калужской области Тихоновой Л.В. от 27 февраля 2014 года возбуждено исполнительное производство № в отношении должника: администрации МР «Козельский район», в пользу взыскателя: прокуратура Козельского района Калужской области. Предмет исполнения: обязать администрацию МР «Козельский район» обеспечить финансирование работ по установке ограждения по периметру территории МКОУ «Основная общеобразовательная школа №3» <адрес>. Исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного листа ВС № от 05 декабря 2013 года, выданного Козельским районным судом.
06 июня 2014 года судебным приставом-исполнителем Козельского РОСП УФССП России по Калужской области Тихоновой Л.В. по исполнительному производству № от 27 февраля 2014 года было вынесено постановление о взыскании с должника администрации МР «Козельский район» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Решением Козельского районного суда Калужской области от 05 декабря 2013 года постановлено: исковые требования прокурора Козельского района удовлетворить. Обязать администрацию МР «Козельский район» обеспечить финансирование работ по установке ограждения по периметру территории МКОУ «Основная общеобразовательная школа» <адрес> в срок к 01 июня 2014 года. Обязать МКОУ «Основная общеобразовательная школа» <адрес> произвести работы по ограждению забором периметра территории школы в срок к 1 сентября 2014 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Козельского РОСП УФССП России по Калужской области Тихоновой Л.В. от 27 февраля 2014 года возбуждено исполнительное производство № в отношении должника: администрации МР «Козельский район», в пользу взыскателя: прокуратура Козельского района Калужской области. Предмет исполнения: обязать администрацию МР «Козельский район» обеспечить финансирование работ по установке ограждения по периметру территории МКОУ «Основная общеобразовательная школа» <адрес> в срок к 01 июня 2014 года. Исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного листа ВС № от 10 декабря 2013 года, выданного Козельским районным судом.
06 июня 2014 года судебным приставом-исполнителем Козельского РОСП УФССП России по Калужской области Тихоновой Л.В. по исполнительному производству № от 27 февраля 2014 года было вынесено постановление о взыскании с должника администрации МР «Козельский район» исполнительского сбора (с учетом постановления об исправлении описок в постановлении судебного пристава-исполнителя от 03 июля 2014 года) в размере 50 000 рублей.
Решением Козельского районного суда Калужской области от 05 декабря 2013 года постановлено: иск прокурора Козельского района Калужской области удовлетворить. Обязать администрацию МР «Козельский район» обеспечить финансирование работ по установке ограждения по периметру территории МКОУ «Основная общеобразовательная школа» <адрес> в срок к 01 июня 2014 года. Обязать МКОУ «основная общеобразовательная школа» <адрес> произвести работы установке ограждения по периметру территории школы в срок к 1 сентября 2014 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Козельского РОСП УФССП России по Калужской области Тихоновой Л.В. от 27 февраля 2014 года возбуждено исполнительное производство № в отношении должника: администрации МР «Козельский район», в пользу взыскателя: прокуратура Козельского района Калужской области. Предмет исполнения: обязать администрацию МР «Козельский район» обеспечить финансирование работ по установке ограждения по периметру территории МКОУ «Основная общеобразовательная школа» <адрес> в срок к 01 июня 2014 года. Исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного листа ВС № от 05 декабря 2013 года, выданного Козельским районным судом.
06 июня 2014 года судебным приставом-исполнителем Козельского РОСП УФССП России по Калужской области Тихоновой Л.В. по исполнительному производству № от 27 февраля 2014 года было вынесено постановление о взыскании с должника администрации МР «Козельский район» исполнительского сбора (с учетом постановления об исправлении описок, в постановлении судебного пристава-исполнителя от 03 июля 2014 года) в размере 50 000 рублей.
Оспариваемые постановления о взыскании исполнительского сбора были получено должником ДД.ММ.ГГГГ, что сторонами в ходе судебного заседания не оспаривается.
В обоснование требований заявитель ссылается на то, что копии постановлений судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства № от 26 февраля 2014 года№, №, № от 27 февраля 2014 года в адрес администрации МР «Козельский район» не направлялось, в подтверждение, предоставив реестр входящих документов из системы автоматизированного документа оборота «Садко» за период с 03 февраля 2014 года по 31 марта 2014 года.
Частью 17 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно Методическим рекомендациям по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденным ФССП России от 23.12.2010 г. N 01-8 уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора. Постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику заказным письмом с обратным почтовым уведомлением о вручении почтового отправления. На конверте и обратном почтовом уведомлении указывается информация о содержимом конверта: "постановление о возбуждении исполнительного производства N <...> от.. .". Наличие в материалах исполнительного производства только почтового отправления является недостаточным доказательством надлежащего уведомления должника.
Поскольку исполнительное производство № было возбуждено в отношении должника администрации МР «Козельский район» 26 февраля 2014 года, а исполнительные производства №, №, № 27 февраля 2014 года, копии постановлений о возбуждении подлежали направлению должнику в срок не позднее 27 и 28 февраля 2014 года соответственно.
Из представленного судебным приставом реестра исходящих почтовых отправлений, достоверно не следует, что в адрес администрации МР «Козельский район» 21 марта 2014 года были направлены именно копии постановлений судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства № от 26 февраля 2014 года, № № № от 27 февраля 2014 года, таких сведений не содержит и почтовое уведомление.
Иных доказательств, подтверждающих направление судебным приставом-исполнителем должнику копии постановления в срок, установленный частью 17 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ, судебным приставом не представлено и материалы дела не содержат.
При вышеуказанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что судебным приставом-исполнителем не представлено достаточных доказательств, опровергающих доводы заявителя о том, что вышеуказанные постановления о возбуждении исполнительного производства в его адрес не были направлены.
Кроме того, как установлено в ходе судебного заседания требования, содержащиеся в исполнительных документах, а именно: обеспечение финансирование работ по замене ограждения территории МКОУ «Основная общеобразовательная школа» <адрес>, по установке ограждения по периметру территории МКОУ «Основная общеобразовательная школа №3» <адрес>, по установке ограждения по периметру территории МКОУ «Основная общеобразовательная школа» <адрес>, по установке ограждения по периметру территории МКОУ «Основная общеобразовательная школа» <адрес> в срок к 01 июня 2014 года исполнены администрацией МР «Козельский район» до вынесения оспариваемых постановлений о взыскании исполнительного сбора по каждому исполнительному производству, что подтверждается не оспоренными сторонами в ходе судебного разбирательства материалами дела, а именно: постановлением администрации МР «Козельский район» Калужской области №406 от 09 апреля 2014 года, согласно которому утверждена муниципальная программа «Ремонт и безопасность образовательных учреждений» (2014-2016 года); информацией МКОУ «Основная общеобразовательная школа» <адрес>, МКОУ «Основная общеобразовательная школа» <адрес>, МКОУ «Основная общеобразовательная школа» МКОУ «Основная общеобразовательная школа №3» <адрес>, МКОУ «Основная общеобразовательная школа» д.<адрес> о том, что на 2014 год в смете бюджета указанных образовательных учреждений предусмотрены средства по ремонту и установке ограждений школ; локально сметными расчетами, составленными на проведение вышеуказанных работ в образовательных учреждениях.
Также установлено, что администрацией МР «Козельский район» помимо финансирования, предпринимаются все необходимые меры в целях выполнения работ по устройству ограждений территории вышеуказанных учреждений, что подтверждается; договором №1 оказания услуг от 31 декабря 2013 года заключенным между администрацией МР «Козельский район» и Бюджетным специализированным учреждением «Фонд имущества Калужской области», предметом которого является обязательства оказания услуг по выполнению отдельных функций по определению поставщика (подрядчика), исполнителя) путем проведения открытых конкурсов и открытых аукционов в электронной форме; договором № от 15 апреля 2014 года, заключенным между Государственным бюджетным учреждением Калужской области «Управление ценообразования и информации в строительстве Калужской области» и Администрацией МР «Козельский район, предметом которого является обязательства по оказанию услуг по проверке сметной документации по объектам на устройство ограждений вышеуказанных образовательных учреждений. на предмет соответствие применяемых в ней сметных нормативов действующим сметным нормативам в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве, рекомендованных нормативными и методическими документами федерального и терерриториального уровней извещениями о проведении запроса котировок на проведение работ на устройство ограждений в вышеуказанных учреждениях.
Изложенное свидетельствует об отсутствии виновных действий со стороны должника.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств данного гражданского дела, указывающих на наличие оснований, существенным образом повлиявших на законность и обоснованность постановления о взыскании исполнительского сбора, суд приходит к выводу о том, что у судебного пристава-исполнителя не имелось оснований для применения к администрации МР «Козельский район» штрафной санкции в виде взыскания исполнительского сбора, в связи с чем, оспариваемое постановление не может являться законным и подлежит отмене.
То обстоятельство, что судебному приставу-исполнителю на момент вынесения оспариваемых постановлений не были представлены материалы свидетельствующее об исполнении требований исполнительных документов, не является по смыслу статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» основанием для взыскания исполнительского сбора. Судебный пристав-исполнитель на момент вынесения оспариваемого постановления не был лишен возможности проверить фактическое исполнение требований исполнительного документа, однако указанных действий не совершил.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199, 258, 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. 06 ░░░░ 2014 ░░░░ (░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░ 03 ░░░░ 2014 ░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. 06 ░░░░ 2014 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №1972/14/33/40.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. 06 ░░░░ 2014 ░░░░ (░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░ 03 ░░░░ 2014 ░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. 06 ░░░░ 2014 ░░░░ (░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░ 03 ░░░░ 2014 ░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░