Судья: Гуркин С.Н. Дело № 33а-11637/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Курлаевой И.В., Цыцаркиной С.И.,
при секретаре Алексееве Н.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 07 апреля 2021 года апелляционные жалобы Беззубцева А. М., ФСИН России, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <данные изъяты>, ГУФСИН России по <данные изъяты> на решение Ивантеевского городского суда Московской области от 22 января 2021 года по делу по административному исковому заявлению Беззубцева А. М. к Российской Федерации в лице ФСИН России, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <данные изъяты>, ГУФСИН России по <данные изъяты> о признании незаконным бездействия по обеспечению надлежащих условий содержания, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В.,
объяснения представителя ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <данные изъяты>, ФСИН России – Романовой А.А.,
установила:
Беззубцев А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации в лице ФСИН России, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <данные изъяты>, ГУФСИН России по <данные изъяты> о признании незаконным бездействия по обеспечению надлежащих условий содержания административного истца в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <данные изъяты>, просил взыскать за счет казны Российской Федерации компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 850 000,00 руб., в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя 15 000,00 руб., в счет расходов по оплате государственной пошлины 300,00 руб.
Свои требования мотивировал тем, что приговором Ивантеевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> он был осужден по ч. 1 ст. 105, ч. 1 ст. 244 УК РФ к 10 годам 4 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима; для отбывания наказания был этапирован в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <данные изъяты>, где содержался в период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, из них в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> – в отряде <данные изъяты>, <данные изъяты> по <данные изъяты> – в отряде <данные изъяты>, с <данные изъяты> по день освобождения – в отряде <данные изъяты>. Данная колония является специализированной (предназначена для содержания осужденных за различные преступления бывших работников судов и правоохранительных органов). По утверждению административного истца, в период содержания его в указанном исправительном учреждении административные ответчики допустили незаконное бездействие в вопросе обеспечения надлежащих, соответствующих установленным санитарным нормам и правилам, условий содержания осужденных, чем нарушили его личные неимущественные права. Так, по утверждению административного истца, он содержался в помещениях, расположенных на пятом, третьем и втором этажах кирпичного пятиэтажного здания, 1967 года постройки, находящегося в аварийном состоянии; численность осужденных в отряде <данные изъяты> составляла в среднем 125 человек, а в отрядах <данные изъяты> и <данные изъяты> по 110 человек в каждом, при этом площадь всех помещений в отряде <данные изъяты> составляла примерно 186 кв.м, а в отрядах <данные изъяты> и <данные изъяты> около 200-215 кв.м, следовательно на каждого заключенного приходилось 1,5-1,9 кв.м общей площади помещения; в спальных помещениях из-за установленных впритык к друг другу кроватей и тумбочек было очень тесно, передвигаться затруднительно; комнаты воспитательной работы из-за нехватки спальных мест использовались как спальные секции; комнаты для приема пищи имели небольшой размер (около 18 кв.м), были переполнены, в связи с чем питаться осужденным приходилось стоя и поочередно, зачастую принимать пищу приходилось в коридоре, присев на корточки, а вместо стола использовать табуретки; водопровод в комнатах приема пищи отсутствовал, мыть посуду ходили в умывальник, мест для хранения кухонных принадлежностей не хватало; площадь умывальников отрядах <данные изъяты> и <данные изъяты> составляла 12,5 кв.м, рукомойников не хватало, раковины были сильно загрязнены и изъедены ржавчиной, сантехнического оборудования для мытья ног не имелось, подача горячей воды носила эпизодический характер, мыться и умываться приходилось в холодной воде, на стенах и потолках имелся налет из плесени и грибка, водились тараканы, мокрицы и грызуны; туалетные комнаты были перегружены и загрязнены, унитазов не хватало, из-за чего часто образовывались очереди, туалетные комнаты также служили местом сбора пищевых отходов, перегородки, обеспечивающие приватность, отсутствовали; раздевалки в отрядах были переполнены, комната хранения личных вещей не вмещала вещей всех осужденных; освещение в отрядах было слабым и недостаточным, с вентиляцией также были проблемы; условия прогулки на свежем воздухе были неудовлетворительные, так как на одного заключенного приходилась территория около 0,5 кв.м; имела место скудность питания, минимальные нормы питания не соблюдались; баня предоставлялась осужденным 1 раз в неделю, только в 2017 году количество посещений в неделю увеличили до двух; материальное обеспечение было неудовлетворительным – одежда по сезону и размеру не выдавалась, постельные принадлежности были поношенные, средства индивидуальной гигиены выдавали в недостаточном количестве; медицинское обслуживание осуществлялось ненадлежащим образом.
Решением Ивантеевского городского суда <данные изъяты>от <данные изъяты> административный иск удовлетворен частично. Судом с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Беззубцева А.М. взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <данные изъяты> в размере 100 000,00 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000,00 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб.
В апелляционной жалобе Беззубцев А.М. просит изменить решение суда первой инстанции в части размера компенсации, административные ответчики просят об отмене данного решения, ссылаясь на ошибочную оценку судом фактических обстоятельств дела и представленных доказательств.
Лица, участвующие в деле, за исключением представителя ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <данные изъяты> и ФСИН России, в судебное заседание не явились, о времени и месте апелляционного разбирательства извещены надлежащим образом; учитывая положения части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и письменных возражений административного истца на апелляционную жалобу ответчиков, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно ст. 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2 статьи 12.1 УИК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с Конституцией России в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (статья 17); никто не должен подвергаться пыткам насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию (статья 21).
Согласно статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) и позиции, неоднократно изложенной в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания осужденных в местах лишения свободы должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству; при этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Согласно ст. 3 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
Согласно ст. 1 Закона РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Закон <данные изъяты>) деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.
В соответствии со ст. 13 Закона <данные изъяты> учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Статьей 7 указанного Закона предусмотрено, что территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 38 Закона <данные изъяты> непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.
Согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденному Указом Президента РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>, ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, к основным задачам которого, в числе прочего относятся: исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов; управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
Положения указанных выше правовых актов, а также разъяснения Верховного Суда РФ обусловлены тем, что принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан; иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Разрешая административный спор, и принимая решение о частичном удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из доказанности доводов административного истца о содержании под стражей в ненадлежащих условиях, что явилось основанием для присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Так, из материалов дела следует, что административный истец Беззубцев А.М. приговором Ивантеевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> был осужден по ч. 1 ст. 105, ч. 1 ст. 244 УК РФ к 10 годам 4 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Для отбывания наказания Беззубцев Ю.В. <данные изъяты> прибыл в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <данные изъяты>; освобожден из данного исправительного учреждения <данные изъяты> по постановлению Борского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в связи с заменой лишения свободы на принудительные работы на срок 4 года 00мес. 01 день.
По прибытии <данные изъяты> в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <данные изъяты> Беззубцев А.М. был распределен в отряд <данные изъяты> (период нахождения с <данные изъяты> по <данные изъяты>), жилая площадь которого – 203,9 кв.м, площадь локального участка (прогулочного двора) – 155 кв.м; с <данные изъяты> по <данные изъяты> был распределен в отряд <данные изъяты>, жилая площадь которого – 198,2 кв.м, с <данные изъяты> по <данные изъяты> распределен в отряд <данные изъяты>, жилая площадь которого – 193,1 кв.м.
Материалы дела свидетельствуют, что в юридически значимый период (октябрь 2015 года – сентябрь 2020 года) административными ответчиками было допущено бездействие в вопросе обеспечения надлежащих условий содержания административного истца в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров; Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)); минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденному Приказом Минюста России от <данные изъяты> <данные изъяты>, отряд создается приказом исправительного учреждения. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с нормативными актами Минюста России в ИУ в пределах 50 - 100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных, в воспитательной колонии - 50 человек (пункт 3 Положения); отряд обеспечивается отдельными жилыми и коммунально-бытовыми помещениями с учетом требований действующего законодательства и нормативных актов Минюста России, комнатой для проведения воспитательной работы, телевизором, приемником радиотрансляционной сети (пункт 10 Положения).
Номенклатура, нормы обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительное системы утверждены приказом ФСИН России от <данные изъяты> <данные изъяты>. Приложением <данные изъяты> к данному приказу установлено, что комната для умывания и помещение для мытья рук должны быть оборудованы умывальниками из расчета 1 на 10 человек.
В соответствии с Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утвержденной приказом Минюста РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>ДСП, число напольных чаш (унитазов) должно составлять не менее 1 единицы на 15 осужденных.
Согласно ч. 1 ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (ч. 3 ст. 101 УИК РФ).
Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 5 ст. 101 УИК РФ).
Согласно п. 27 Порядка организации медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>, за состоянием здоровья лиц, заключенных под стражу, или осужденных осуществляется динамическое наблюдение, включающее проведение не реже 1 раза в 6 месяцев флюорографии легких или рентгенографии органов грудной клетки (легких) в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза, а также клинический лабораторной диагностики (общий анализ крови, мочи) и осмотра врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера. При наличии медицинских показаний назначаются дополнительные исследования и консультации врачей-специалистов.
До вступления в силу указанного приказа Минюста РФ действовал Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденный приказом Минюста РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>.
Как следует из представленных в материалы дела представлений прокуратуры, направленных в адрес руководства ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <данные изъяты> и ГУФСИН России по <данные изъяты>, в 2015 году в отряде <данные изъяты> на 1 человека приходилось 1,9 кв.м жилой площади, на 130 осужденных имелись всего 9 рукомойников, помещения для проведения воспитательной работы с осужденными вновь используются для проживания осужденных, имеет место нарушение действующих санитарно-эпидемиологических требований в работе медицинской части, столовой, продовольственного склада, овощехранилища и склада для хранения муки, помещения банно-прачечного комплекса; в нарушение приказа Минюста РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>ДСП осужденные отряда <данные изъяты> не обеспечены по установленной норме напольными чашами (унитазами); в 2016 году в отряде <данные изъяты> на 1 человека приходилось уже по 1,86 кв.м жилой площади, по прежнему осужденные данного отряда не обеспечены по установленным нормам рукомойниками и напольными чашами (унитазами), помещения для проведения воспитательной работы с осужденными по прежнему используются для проживания осужденных; одновременно прокурором вновь зафиксированы нарушения действующих санитарно-эпидемиологических требований в работе медицинской части, продовольственного склада, овощехранилища и склада хранения муки, помещения банно-прачечного комплекса.
Из представлений прокуратуры, в том числе за 2019 года следует, что в отрядах <данные изъяты> и <данные изъяты> на 1 человека приходилось по 1,8 кв.м жилой площади.
Из представления прокуратуры <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> в адрес руководства ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <данные изъяты> усматривается, что осужденные отряда <данные изъяты> продолжают оставаться не обеспеченными по установленным нормам рукомойниками, в очередной раз зафиксировано использование не по назначению помещений для проведения воспитательной работы с осужденными, нарушение требований СанПин при организации работы медсанчасти, столовой, овощного цеха, в том числе обнаружены насекомые (тараканы).
В ходе проведенной прокуратурой <данные изъяты> в 2018 году проверки материально-бытового обеспечения осужденных в учреждениях ГУФСИН <данные изъяты> установлен факт ненадлежащего обеспечения осужденных постельными принадлежностями, нательным бельем, верхней одеждой по сезону. Из ответа ГУФСИН России по <данные изъяты> от <данные изъяты> на соответствующее представление прокурора следует, что фактическая обеспеченность вещевым имуществом ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <данные изъяты> на <данные изъяты> составляет 77%.
Представления с аналогичным содержанием были внесены прокурором в адрес руководителя ГУФСИН России по <данные изъяты> в апреле 2019 года, <данные изъяты>, а также в адрес руководства ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <данные изъяты> <данные изъяты>.
Обстоятельства, отраженные в представлениях прокуратуры, нашли отражение в судебных акта как Европейского Суда по правам человека, так и в судебных актов судов Российской Федерации.
При этом, установленные судами Российской Федерации обстоятельства имели место в том же временном периоде, который заявлен Беззубцевым А.М. в рамках настоящего административного дела.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о ненадлежащих условиях содержания административного истца.
Ссылки в жалобах административных ответчиков на то, что обстоятельства, нарушающие условия содержания осужденных, были устранены, не могут повлиять на отмену решения суда, поскольку они существовали на момент отбытия наказания административного истца и нарушали его права.
Вопреки доводам апелляционной жалобы административных ответчиков отсутствие возможности исполнить требования законодательства в части обеспечения необходимой нормы площади, санитарных узлов, принудительной вентиляции вследствие возведения здания в 1967 году не является основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца.
Вместе с тем, с выводами суда первой инстанции в части размера взысканной компенсации согласиться нельзя.
Делая вывод о незначительности нарушений прав административного истца, суд первой инстанции при этом не учел позицию Правительства РФ, которое в процессе рассмотрения Европейским Судом жалобы Каночкина А.Е. (дело <данные изъяты>), отбывавшего наказание в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <данные изъяты> в период с 02.04.20212 по <данные изъяты>, и жалобыШубина А.С. (дело <данные изъяты>), отбывавшего наказание в той же колонии в период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, признало факт отбывания данными лицами наказания в условиях, которые не соответствуют требованиям статьи 3 Конвенции о правах человека. В делах по жалобам Каночкина А.Е. и Шубина А.С. речь шла в части о том же временном периоде, который заявил в рамках настоящего административного дела Беззубцев А.М.
Следует признать, что дефицит личного жилого пространства, невозможность вследствие режима отбывания наказания устанавливать какие-либо перегородки (вешать шторки) между кроватями, сидеть либо лежать на кроватях в дневное время, особенности отдельных осужденных, связанные с состоянием их здоровья, возраста, др., в силу которых они возражали открыванию окон и проветриванию помещений, - все это способствовало тому, что спать и бодрствовать Беззубцеву А.М. приходилось в душных помещениях со спертым воздухом, что, в свою очередь, вызывало естественное чувство дискомфорта, негативно отражаясь на самочувствии. Те же самые последствия для личности административного истца имело место вследствие недостаточной обеспеченности осужденных отрядов <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> рукомойниками и напольными чашами (унитазами).
Ненадлежащее (в различные периоды времени) санитарно-эпидемиологическое состояние медицинской части, столовой, продовольственного склада, овощехранилища и склада для хранения муки, помещения банно-прачечного комплекса, площадь прогулочных довров, которые использовались в том числе и для курения, а также площадь помещений для приема пищи, исходя из численности осужденных в отряде также не способствовала охране здоровья осужденных, в том числе Беззубцева А.М.
В ходе рассмотрения дела административными ответчиками не представлено доказательств, опровергающих довод административного истца о том, что медицинские осмотры осужденных проводились крайне редко и нерегулярно.
По причине большой численности осужденных в отрядах, нехватки свободного пространства и сантехнического оборудования (раковин, унитазов, напольных чаш) административный истец в период отбывания наказания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <данные изъяты> испытывал каждодневные трудности в удовлетворении элементарных человеческих потребностей.
Отсутствие помещений для проведения воспитательных мероприятий с осужденными и их личных занятий (чтения, письма, самообразования, просмотра телепередач) также ограничивало права административного истца.
Совокупность таких излишне тяжелых условий содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <данные изъяты>, свидетельствует о причинении административному истцу физических и нравственных страданий, превышающих неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей, унизило его человеческое достоинство. Такие условия содержания явились следствием бездействия административных ответчиков, на протяжении длительного времени не предпринявших должных мер для исправления сложившейся ситуации.
Учитывая фактические обстоятельства допущенных нарушений, их продолжительность, характер последствий для административного истца (невозможность пребывать в безопасных санитарно-гигиенических условиях, отправлять в нормальных условиях естественные надобности, принимать пищу, приготовленную с соблюдением санитарных норм и правил, получать необходимый отдых ночью, иметь достаточное личное пространство), судебную практику, в том числе Европейского Суда, в сопоставимых обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым увеличить размер взысканной компенсации со 100 000,00 руб. до 300 000,00 руб. Данный размер компенсации не приведет к неосновательному обогащению административного истца.
В соответствии со ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 11, 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ).
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
В целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
С учетом изложенная взысканная судом первой инстанции размер взысканных судом первой инстанции расходов на оплату услуг представителя отвечает принципу соразмерности и не является чрезмерным.
В соответствии с п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит изменению в части размера компенсации за нарушение условий содержания административного истца в исправительном учреждении.
Также судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения суда первой инстанции указанием на банковские реквизиты, на которые следует перечислить взысканную пользу административного истца компенсацию.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ивантеевского городского суда Московской области от 22 января 2021 года изменить в части размера компенсации за нарушение условий содержания, увеличив сумму, подлежащую взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Беззубцева А. М. за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <данные изъяты>, со 100 000,00 рублей до 300 000,00 рублей.
В остальной части решение Ивантеевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФСИН России, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <данные изъяты>, ГУФСИН России по <данные изъяты> – без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения Ивантеевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> абзацем следующего содержания: «Взысканные денежные средства перечислить на счет Беззубцева А. М. <данные изъяты> в Волго-Вятском Банке ПАО Сбербанк (адрес подразделения по месту ведения счета карты: <данные изъяты>), ИНН банка: 7707083893, Корреспондентский счет: 30<данные изъяты>, БИК банка: 042202603, код подразделения банка по месту ведения счета карты (для внутренних переводов по системе Сбербанк): 4290420235.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи