Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-25/2022 (2-266/2021;) ~ М-317/2021 от 15.12.2021

                                                                     УИД:45RS0013-01-2021-000689-81

Дело № 2-25/2022

                                            Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

      с.Мокроусово                                                        09 февраля 2022 года.

      Мокроусовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Евдокимовой Н.В.,

с участием заместителя прокурора Мокроусовского района Курганской области Согласова Д.Е. при секретаре Квашниной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мокроусовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Старопершинская средняя общеобразовательная школа», муниципальному учреждению «Мокроусовский районный отдел образования», администрации Мокроусовского района Курганской области о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда и возложении обязанности выделить денежные средства на проведение специальной оценки условий труда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мокроусовского района Курганской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Старопершинская средняя общеобразовательная школа», (далее МКОУ «Старопершинская СОШ») муниципальному учреждению Мокроусовский районный отдел образования, (далее МУ Мокроусовский РОО), администрации Мокроусовского района Курганской области о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда, возложении обязанности выделить денежные средства на проведение специальной оценки условий труда. В обосновании заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности МКОУ «Старопершинская СОШ» в результате которой установлено нарушение. В силу Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.. В нарушение ч.2 ст. 22 ТК РФ, ст.212 ТК РФ,. 1 ст. 3, п.1 ч.2 ст. 4, ч.4 ст.8 Федерального закона №426-ФЗ», в МКОУ «Старопершинская СОШ» в его филиале «Михайловская ООШ» не проведена аттестация рабочих мест. Таким образом, в настоящее время работники, осуществляющие трудовую деятельность на рабочих местах в МКОУ «Старопершинская СОШ», а также его филиале (всего 60 рабочих мест), лишены права на получение достоверной информации от работодателя об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействиях вредных и (или) опасных производственных факторов, а также лишены возможности получения дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда.

В соответствии с пп.3 п.1 ст.8 Устава Мокроусовского района, утвержденного решением Мокроусовской районной Думы от 08.08.2008 №49, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Мокроусовского района обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Указанная норма Устава соответствует положениям п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Администрация Мокроусовского района Курганской области является учредителем МКОУ «Старопершинская СОШ», что подтверждается п.27 Устава школы. МКОУ «Старопершинская СОШ», является учреждением, своих собственных средств не имеет, финансируется за счет средств своего учредителя. В соответствии с п.8 Положения МУ Мокроусовский районный отдел образования, утвержденного решением Мокроусовской районной Думы от 28.02.2017 №7, Мокроусовский районный отдел образования выполняет полномочия учредителя подведомственных образовательных учреждений, а также на основании пп.34 п. 11 Положения является главным распорядителем и получателем бюджетных средств по отношению к подведомственным муниципальным организациям. Таким образом, МКОУ «Старопершинская СОШ», администрация Мокроусовского района и МУ Мокроусовский районный отдел образования обязаны создавать безопасные условия и обеспечивать охрану труда работников. Несвоевременное проведение специальной оценки условий труда нарушает права работников на безопасные условия и охраны труда. На основании изложенного истец просит: обязать МКОУ «Старопершинская СОШ» в четырехмесячный срок после вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда в соответствии с действующим законодательством в МКОУ «Старопершинская СОШ» в том числе в филиале - «Михайловская ООШ», с результатами которой ознакомить работников вышеуказанных образовательных учреждений; обязать администрацию Мокроусовского района и муниципальное учреждение Мокроусовский районный отдел образования в месячный срок после вступления решения в законную силу выделить денежные средства МКОУ «Старопершинская СОШ» на проведение специальной оценки условий труда в МКОУ «Старопершинская СОШ», в том числе в структурном подразделении в филиале - «Михайловская ООШ».

В ходе подготовки дела к судебному заседанию от прокурора Мокроусовского района Курганской области поступило заявление об изменении исковых требований согласно которых истец просит: 1.обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Старопершинская СОШ» в четырехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда в соответствии с действующим законодательством в МКОУ «Старопершинская СОШ» 37 рабочих мест, а также в структурном подразделении - «Старопершинский детский сад» 3 - рабочих мест, в филиале «Михайловский детский сад» - 3 рабочих места, в филиале «Михайловская ООШ» 25 рабочих мест, с результатами которой ознакомить работников вышеуказанных образовательных учреждений. 2.возложить на администрацию Мокроусовского района в месячный срок после вступления решения в законную силу обязанность произвести финансирование мероприятий, направленных на проведение специальной оценки труда в МКОУ «Старопершинская СОШ» 37 рабочих мест, а также в структурном подразделении - «Старопершинский детский сад» 3 рабочих мест, в филиале «Михайловский детский сад» 3 рабочих мест, в филиале «Михайловская ООШ» 25 рабочих мест, с результатами которой ознакомить работников вышеуказанных образовательных учреждений; 3. возложить на МУ Мокроусовский районный отдел образования в месячный срок после вступления решения в законную силу обязанность исполнить смету расходов по проведению специальной оценки труда в МКОУ «Старопершинская СОШ» 37 рабочих мест, а также в структурном подразделении - «Старопершинский детский сад» 3 рабочих мест, в филиале «Михайловский детский сад» 3 рабочих мест, в филиале «Михайловская ООШ» 25 рабочих мест, с результатами которой ознакомить работников вышеуказанных образовательных учреждений.

    В судебном заседании представитель прокуратуры Мокроусовского района Курганской области Согласов Д.Е. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель МКОУ «Старопершинская СОШ» в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, согласно письменного отзыва указал, для проведения работ по СОУТ 10.01.2022 был заключен договор с ООО «Центр охраны труда АиС» Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

    Представители ответчиков МУ Мокроусовский районный отдел образования администрации Мокроусовского района, администрации Мокроусовского района Курганской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель администрации Мокроусовского района в письменном отзыве указал, что считает администрацию Мокроусовского района ненадлежащим ответчиком,.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения участвующих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).

Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от дата N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с дата (далее также - Федеральный закон от дата N 426-ФЗ).

Исходя из части 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ), специальная оценка условий труда - комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника, то есть оценивается непосредственно рабочее место.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от дата N 426-ФЗ).

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от дата N 426-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

А согласно части 4 указанной статьи специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем раз в пять лет, если иное не установлено названным федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от дата N 426-ФЗ.

В ходе судебного заседания установлено, что МКОУ «Старопершинская СОШ» является юридическим лицом, имеет филиал – «Михайловская ООШ», филиал «Михайловский детский сад» и структурное подразделение –«Старопершинский детский сад», что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, а также Уставом МКОУ «Старопершинская СОШ» (л.д.11-30).

Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, прокуратурой Мокроусовского района Курганской области в МКОУ «Старопершинская СОШ», выявлены нарушения трудового законодательства: в нарушение положений статьи 212 ТК РФ и пункта 2 статьи 4 Закона N 426-ФЗ юридическим лицом не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест, а именно, не проведение специальной оценки условий труда 68 рабочих мест (л.д.32).

МКОУ «Старопершинская СОШ» является работодателем. Согласно штатного расписания на 2021 год в МКОУ «Старопершинская СОШ» имеется 57,44 ставок работников. Однако, в нарушение требований трудового законодательства в МКОУ «Старопершинская СОШ» не проведена специальная оценка условий труда, согласно штатного расписания. Данный факт подтверждается имеющейся в материалах дела информацией директора МКОУ «Старопершинская СОШ» (л.д.32).

Представителем МКОУ «Старопершинская СОШ» в суд представлен договор от 10.01.2022 на проведение специальной оценки условий труда, заключенный с ООО «Центр охраны труда АиС»", согласно которому Общество взяло на себя обязательство выполнить работы по специальной оценки условий труда в отношении 32 рабочих мест. Тем не менее, на день рассмотрения иска, данное обязательство не исполнено и более того, без специальной оценки условий труда остались 36 рабочих мест.

Установленные обстоятельства в части нарушения требований трудового законодательства, в связи с не проведением специальной оценки условий труда (далее СОУТ), ущемляют права работников, работающих в настоящее время, либо собирающихся работать в будущем и должны быть устранены путем проведения СОУТ.

Уставом МКОУ «Старопершинская СОШ» предусмотрено, что учредителем МКОУ «Старопершинская СОШ» является муниципальное образование Мокроусовский район функции которого осуществляет администрация Мокроусовского района Курганской области. Финансовое обеспечение учреждения осуществляется через централизованную бухгалтерию отдела образования администрации Мокроусовского района Курганской области. Источники формирования имущества и финансовых ресурсов МКОУ МКОУ «Старопершинская СОШ»: собственные средства учредителя; бюджетные средства; имущество, переданное учреждению собственником; добровольные пожертвования, другие источники, в соответствии с законодательством РФ. По ведомственной принадлежности МКОУ «Старопершинская СОШ» подотчетно МУ Мокроусовский районный отдел образования, которое осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью МКОУ «Старопершинская СОШ». П.71 Устава предусматривает, что исполнение бюджетной сметы МКОУ «Старопершинская СОШ», осуществляется централизованной бухгалтерией Отдела образования.

П.64 Устава указывает, что финансовое обеспечение деятельности МКОУ «Старопершинская СОШ», осуществляется за счет средств бюджета Мокроусовского района и бюджета Курганской области.

В соответствии с п.п.3 п.1 ст.8 Устава Мокроусовского района Курганской области, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (л.д.42-56).

Указанная норма Устава соответствует положениям п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п.8 Положения МУ Мокроусовский районный отдел образования, отдел образования осуществляет полномочия учредителя подведомственных образовательных учреждений и является главным распорядителем и получателем бюджетных средств по отношению к подведомственным муниципальным организациям.

       Организация проводящая СОУТ, проводит работу для обеспечения нужд школы.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что обязанность по финансированию мероприятий, направленных на проведение СОУТ, должна быть возложена на - муниципальное образование администрацию Мокроусовского района в лице администрации Мокроусовского района Курганской области.

        Обязанность по устранению нарушений трудового законодательства и проведению СОУТ, суд возлагает на МКОУ «Старопершинская СОШ».

А обязанность по исполнению сметы расходов по проведению СОУТ заключающуюся в зачислении необходимых денежных средств на счет МКОУ «Старопершинская СОШ», должна быть возложена на МУ Мокроусовский отдел образования администрации Мокроусовского района.

Указанный в исковом заявлении срок проведения СОУТ и осуществления финансирования, суд находит разумным и обоснованным. Каких-либо документов свидетельствующих о наличии препятствий для исполнения заявленных требований в указанный срок, ответчиками не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора Мокроусовского района Курганской области подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, с МКОУ «Старопершинская СОШ», администрации Мокроусовского района Курганской области и МУ Мокроусовский отдел образования администрации Мокроусовского района, государственная пошлина взысканию не подлежит

На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Мокроусовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Старопершинская СОШ», Муниципальному учреждению «Мокроусовский районный отдел образования», администрации Мокроусовского района Курганской области о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда и возложении обязанности выделить денежные средства на проведение специальной оценки условий труда, удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Старопершинская СОШ» в четырехмесячный срок, с момента вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда в соответствии с действующим законодательством в МКОУ «Старопершинская СОШ» 68 рабочих мест, в том числе: непосредственно в МКОУ «Старопершинская СОШ» 37 рабочих мест, в структурном подразделении - «Старопершинский детский сад» 3 рабочих мест, в филиале «Михайловский детский сад» 3 рабочих места, в филиале «Михайловская ООШ» 25 рабочих мест, с результатами которой, ознакомить работников по вышеуказанным рабочим местам.

Возложить на администрацию Мокроусовского района Курганской области в срок один месяц, с момента вступления решения суда в законную силу, обязанность произвести финансирование мероприятий, направленных на проведение СОУТ в МКОУ «Старопершинская СОШ» 68 рабочих мест, в том числе: непосредственно в МКОУ «Старопершинская СОШ» 37 рабочих мест, в структурном подразделении - «Старопершинский детский сад» 3 рабочих мест, в филиале «Михайловский детский сад» 3 рабочих места, в филиале «Михайловская ООШ» 25 рабочих мест.

Возложить на МУ Мокроусовский отдел образования администрации Мокроусовского района в срок один месяц, с момента вступления решения суда в законную силу, обязанность исполнить смету расходов по проведению СОУТ в МКОУ «Старопершинская СОШ» 68 рабочих мест, в том числе: непосредственно в МКОУ «Старопершинская СОШ» 37 рабочих мест, в структурном подразделении - «Старопершинский детский сад» 3 рабочих мест, в филиале «Михайловский детский сад» 3 рабочих места, в филиале «Михайловская ООШ» 25 рабочих мест, путем зачисления необходимых денежных средств на счет МКОУ «Старопершинская СОШ».

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы через Мокроусовский районный суд Курганской области.

     Судья

2-25/2022 (2-266/2021;) ~ М-317/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Мокроусовского района
Ответчики
Администрация Мокроусовского района Курганской области
МКОУ Старопершинская СОШ
МУ Мокроусовский РОО
Суд
Мокроусовский районный суд Курганской области
Судья
Евдокимова Н. В.
Дело на странице суда
mokrousovsky--krg.sudrf.ru
15.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2021Передача материалов судье
16.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2022Судебное заседание
09.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2022Дело оформлено
06.04.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее