Дело № 2- 632/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 октября 2015 года п. Пограничный
Пограничный районный суд Приморского края в составе:
председательствующей судьи Свиридовой И.Г.,
при секретаре Сокол О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Министерству Обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
У с т а н о в и л :
ФИО3 обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указала, что ее отец майор ФИО1 является военнослужащим, проходил службу в Вооруженных силах РФ, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГг. на основании ордера № он был вселен вместе с членами своей семьи в квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Вместе с ним были вселены его жена ( мать истицы) ФИО2 и старшая сестра Анастасия. Истица родилась ДД.ММ.ГГГГг., т.е. уже после выдачи ордера и с момента рождения по настоящее время проживает в этой квартире, а при получении паспорта, была в ней зарегистрирована.
ДД.ММ.ГГГГг. родители истицы развелись, отец ФИО1 уехал из <адрес>, снявшись с регистрационного учета, сестра ФИО8 Анастасия также уехала на постоянное место жительство в <адрес>, а истица и ее мать ФИО2 ( хоть и проживает от истицы отдельно) зарегистрированы в данной квартире.
ДД.ММ.ГГГГг. мама истицы ФИО2 заключила с Пограничной КЭЧ, домоуправлением № бессрочный договор найма жилого помещения.
Истица, как член семьи военного пенсионера ФИО1, полагает, что вселена была в данную квартиру правомерно, что подтверждается не только ордером, но и списком на занятия жилой площади, утвержденного и согласованного с начальником Пограничного гарнизона, начальником КЭЧи, председателем жилищной комиссии, куда позже, в 1998г. она была внесена наравне со своими членами семьи.
У истицы возникло желание оформить право собственности на данную квартиру, однако, при оформлении документов выяснилось, что нет возможности воспользоваться своим правом на приватизацию, т.к. Министерство обороны РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008г. № « О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», не установило порядок передачи квартир, закрепленных за подведомственными ему государственными учреждениями, в собственность граждан в порядке приватизации.
На основании ст.2 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ» истица полагает, что имеет право на то, чтобы приобрести в собственность жилое помещение в порядке приватизации, однако из-за того, что МО РФ не имеет право на передачу квартиры в собственность, у истицы нет возможности оформить правильно собственность на квартиру, без судебного решения. Ее мама ФИО2 не имеет желания приватизировать квартиру на себя, на что предоставила нотариальное согласие на приватизацию в пользу истицы.
Истица в суд не явилась, уведомлена надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дополнив, что жилье не является служебным. Распоряжением № 277-р от ДД.ММ.ГГГГ «О включение квартир в специализированный жилищный фонд» территориальное управление Федерального агентства по управлению имуществом в <адрес> включило жилые помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением квартир к числу служебных помещений, находящихся в оперативном управлении Пограничной КЭЧ. Данное распоряжение противоречит закону в части отнесения квартиры, в которой проживает истец к числу служебных. Истец постоянно с 1997 года проживает в указанной квартире, родилась в ней, а ее родители были вселены на законном основании, как семья военнослужащих, на момент предоставления квартира не являлась служебной и тому нет подтверждения. является служебной. Истец проживает в квартире на законных основаниях, по смыслу ст. 10 Жилищного кодекса РФ возникли права и обязанности по договору социального найма, собственно, именно бессрочный договор социального найма и заключен в 2005 году между нанимателем и Пограничной КЭЧ.
Представитель ответчика МО РФ в суд не явился, извещен о дне слушания дела надлежащим образом, что подтверждается карточкой обратного уведомления от 30.09.2015г.
Представитель ФИО5 по доверенности, привлеченный судом в качестве соответчика ФГКУ « Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений МО РФ» в суд также не явился, представил письменный отзыв, в просил рассмотреть дело в его отсутствии, возражает против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Согласно ст. 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями в оперативное управление которых передан данный жилищный фонд.
В соответствии со ст. 296 ГК РФ и п.20 Устава ФГКУ « ДВТУИО» МО РФ создано для выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законами РФ полномочий МО РФ в сфере управления и распоряжения имуществом ВС РФ, и основной целью его деятельности является осуществление и выполнение задач по учету, управлению, распоряжению и контролю за использованием и сохранностью имущества ВС РФ, следовательно, оно является правообладателем указанного жилого помещения и не уполномочено передавать в собственность недвижимое имущество гражданам. Приватизировать данное жилье можно только с согласия МО РФ.
Представитель ФГКУ « Востокрегионжилье», привлеченный судом в качестве третьего лица, в суд не явился, извещен о дне слушания дела.
Представитель соответчика администрации Пограничного городского поселения в судебное заседание не явился, в суд направил ходатайство, в котором указал, что администрация поселения не претендует на спорное жилое помещение.
Представитель администрации <адрес> в суд не явился, уведомлен надлежащим образом.
Третье лицо на стороне истца ФИО2 в суд не явилась, надлежащим образом уведомлена о дне слушания дела, что подтверждается почтовой карточкой от 29.09.2015г.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" граждане, занимающие жилые помещения на условиях социального найма, имеют право приобрести эти помещения в собственность.
Согласно ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П часть вторая статьи 4 в части запрета приватизации служебного жилья признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку данное нормативное положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает издание субъектами РФ нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих право собственника муниципального жилищного фонда принимать решения о приватизации входящих в него служебных жилых помещений, в том числе устанавливающих основания и условия ее осуществления, и не препятствует собственнику муниципального жилищного фонда при реализации данного права по основаниям, на условиях и в порядке, установленных федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений, при том, что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений.
Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений.
Как установлено в судебном заседании, ФИО3 проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> момента своего рождения ДД.ММ.ГГГГг., в то время как ее родители ( отец военнослужащий) заселились на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> квартира предоставлена на основании списка распределения жилья.
На момент предоставления квартиры, квартира находилась на территории закрытого военного городка.
Жилищные правоотношения сторон, связанные с вселением членов семьи истицы в спорное жилое помещение и приобретением права пользования им возникли в 1997 году, то есть до введения ЖК РФ.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно положениям ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР, единственным основанием для вселения в жилое помещение, предоставленное на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда, являлся ордер.
В соответствии со статьями 101, 105 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период возникновения правоотношений, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения.
На представленном ордере отметок о служебном статусе жилого помещения не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ с матерью истицы был заключен договор найма жилого помещения № бессрочно.
Согласно распоряжения Правительства РФ от 15.09.2009г № 1330-р военный городок № <адрес>, куда входит и жилой <адрес> жилищного фонда закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно приказа Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования <адрес> жилой дом (за исключением служебных и приватизированных квартир), расположенный по адресу <адрес> (инвентарный номер 121) передан в собственность муниципального образования «Пограничное городское поселение».
ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ предоставило перечень жилых помещений, необходимых для использования в нуждах Министерства обороны РФ, расположенных в <адрес> края. В указанный перечень <адрес> не входит.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Пунктом 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст. 108 и 110 ЖК РСФСР.
Данных о том, что спорная квартира сохранила статус служебного жилого помещения, ответчиком суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено Истица проживает в спорной квартире на протяжении с 1997г., ее члены семьи вселены, как семья военнослужащего, находящегося в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ, предоставившей жилое помещение, в соответствии со ст. 104 ЖК РФ действие договора найма спорного жилого помещения наймодателем не прекращено, истец производит оплату плату за жилое помещение и за коммунальные услуги, требований о выселении к истцу не предъявляются, спора о правах на указанное жилое помещение третьими лицами не заявлено, следовательно, истица полностью выполняет обязанности нанимателя жилого помещения, предусмотренные п. 3 ст. 67 ЖК РФ. Между матерью истицы и Пограничной КЭЧ в 2005 г. заключен договор найма жилого помещения бессрочно.
В материалах дела имеются сведения о том, что истец в приватизации жилья не участвовал.
Из ответа Территориального Управления федерального агентства по управлению имуществом следует, что спорная квартира в реестре федерального имущества не значится.
В реестре муниципального имущества квартира не значится.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Исходя из указанного положения, МО РФ должно установить порядок передачи квартир, закрепленных за подведомственными ему государственными учреждениями, в собственность граждан в порядке приватизации. Однако, до настоящего времени, такой порядок не разработан, и решить данную проблему во внесудебном порядке не представляется возможным.
Таким образом, сложилась ситуация, когда нет лиц, уполномоченных передавать квартиру в собственность в порядке приватизации. Однако данные обстоятельства не должны влиять на реализацию, предоставленного гражданину права на приватизацию жилого помещения.
Мама истицы ФИО2 от участия в приватизации квартиры отказались, что подтверждается нотариально удостоверенным согласием.
Поскольку документально подтвержденные сведения о принадлежности спорной квартиры ответчикам - отсутствуют, сведения о том, что квартира включена в число служебных помещений специализированного жилищного фонда - не имеется, истец свое право на приватизацию не реализовал, то есть, никаких препятствий к приватизации спорного жилого помещения в настоящем случае не установлено, ФИО3 имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации спорное жилое помещение, в связи с чем, суд полагает исковые требования истца удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░3 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2015░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░