Судья: Корогодин О.А. Дело № 33-5796
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11.07.2019 г. г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Чаплыгиной Т.В.,
при секретаре Молодых Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимошенко С.В. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова (межрайонное) о включении в стаж предоставляющий право на досрочное назначение пенсии периодов работы, признании права на назначение пенсии досрочно и назначении пенсии
по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова (межрайонное) на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 29.03.2019 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения представителя ответчика Середы М.В., поддержавшей доводы жалобы, истца Тимошенко С.В. и его представителя Киреевой Т.П., возражавших по доводам жалобы, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Тимошенко С.В. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова (межрайонное) (далее УПФР в Ленинском районе г. Саратова) о включении в стаж предоставляющий право на досрочное назначение пенсии периодов работы, признании права на назначение пенсии досрочно и назначении пенсии.
Требования мотивировал тем, что 04.09.2018 г. он обратился в УПФР в Ленинском районе г. Саратова с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости. Решением УПФР в Ленинском районе г. Саратова № от 22.01.2019 г. ему отказано в назначении досрочной пенсии из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с вредными и тяжелыми условиями труда. Из специального стажа ответчиком были исключены периоды работы с 01.12.1991 г. по 31.12.1991 г. в должности мастера котельного цеха на ТЭЦ г. Фрунзе, с 01.01.1992 г. по 19.09.2005 г. в должности мастера, старшего мастера котельного цеха на ТЭЦ г. Фрунзе, в связи с отсутствием подтверждения из компетентного органа Кыргызской Республики о том, что указанные периоды учитываются при назначении досрочной пенсии с тяжелыми условиями труда работникам в соответствии с его законодательством.
Считая свои пенсионные права нарушенными истец с учетом уточнения исковых требований (л.д. 30), просил возложить на ответчика обязанность включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости периоды его работы с 01.12.1991 г. по 31.12.1991 г. в должности мастера котельного цеха на ТЭЦ г. Фрунзе, с 01.01.1992 г. по 07.04.1996 г. и с 13.04.1996 г. по 19.09.2005 г. в должности мастера, старшего мастера котельного цеха на ТЭЦ г. Фрунзе, признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 04.10.2018 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 29.03.2019 г. исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе УПФР в Ленинском районе г. Саратова просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы указывает на неправильное применением судом первой инстанции норм материального права, выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, обращая внимание на то, что спорный период работы истца не подтвержден компетентным органом Кыргызской Республики.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях РФ» о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 04.09.2018 г. Тимошенко С.В. обратился в УПФР в Ленинском районе г. Саратова с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с вредными и тяжелыми условиями труда.
Решением УПФ РФ в Ленинском районе г. Саратова № 529994/18 от 22.01.2019 г. Тимошенко С.В. было отказано в назначении досрочной пенсии из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с вредными и тяжелыми условиями труда.
При этом из решения установлено, что в возрасте 55 лет Тимошенко С.В. имеет страховой стаж 28 лет 2 месяца 2 дня, из них стаж на соответствующих видах работ по нормам п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - 3 года 09 месяцев 10 дней, стаж на соответствующих видах работ по нормам ч. 8 ст. 13, ч.ч. 3,4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» -3 года 09 месяцев 10 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент – 82,345.
При этом при расчете специального стажа Тимошенко С.В. ответчиком не были засчитаны в стаж на соответствующих видах работ периоды работы истца с 01.12.1991 г. по 31.12.1991 г. в должности мастера котельного цеха на ТЭЦ г. Фрунзе, с 01.01.1992 г. по 07.04.1996 г. и с 13.04.1996 г. по 19.09.2005 г. в должности мастера, старшего мастера котельного цеха на ТЭЦ г. Фрунзе
Разрешая заявленные исковые требования, проанализировав предоставленные суду доказательства, в том числе трудовую книжку истца, которая содержит все необходимые, внесенные в нее записи относительно спорных периодов работы и которые являются понятными и читаемыми, где указаны номера и даты приказов о приеме на работу, справку уточняющий особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе № от 08.07.2015 г. и справку уточняющий особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения льготной пенсии и, подтверждающая постоянную занятость на льготной работе № от 17.07.2018 г., суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется «Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992 г., подписанным: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со ст. 3 Соглашения, все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Согласно ст. ст. 1 и 6 Соглашения от 13.03.1992 г. пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Согласно требованиям ч. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины) для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992 г.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 г. № 2014-1, Союз Советских Социалистических Республик прекратил свое существование 12.12.1991 г., то из буквального толкования п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991 г., а после распада этих государств - до 13.03.1992 г.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, предъявляют соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств - участников соглашений.
В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок могут приниматься: справки, оформление компетентными учреждениями (органами) справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника соглашения. Вышеперечисленные международные соглашения содержат положения о том, что компетентные учреждения (органы) сторон принимают меры к устранению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размеры (ст. 10 Соглашения от 13.03.1992 г.).
Как следует из Письма Министерства Социальной защиты населения РФ от 31.01.1994 г. № 1-369-18 пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.
В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 г. № 99р (в ред. от 28.01.2005 г.) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР»), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашением от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29.01.2003 г. № 203-16).
В соответствии с п. 15 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996 г. № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.1996 г., регистрационный № 1056) документы о стаже работы и заработке, предоставляемые из государств - бывших республик СССР должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вышеизложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все необходимые реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом, форма документа может быть произвольной.
Как установлено в суде первой инстанции Тимошенко С.В. в спорные периоды работал в должности мастера (старшего мастера) котельного цеха на ТЭЦ города Фрунзе, то есть выполнял работу, предусмотренную Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. №1173 (Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10), что подтверждается справками работодателя об особых условиях труда, содержащие ссылку на раздел и позицию Списка, а также приказы, лицевые счета по заработной плате, должностные инструкции, акты выполняемых работ.
При этом в справках указано, что истец в отпуске без сохранения заработной платы, учебном отпуске не находился, работу не совмещал, работу с сокращенным (неполным) рабочим днем не выполнял (л.д. 13, 14).
Факт работы Тимошенко С.В. в спорные периоды в указанной организации подтверждается записями в трудовой книжке, которая в соответствии со ст. 66 ТК РФ, является основным документом о трудовом стаже и деятельности работника.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что работа истца в спорные периоды времени позиционирована работодателем, обладающим правом на определение характера и условий труда работников, как соответствующая требованиям Списка № 2 и ее позиции, указанные в льготных справках являются действительными, справки не были отозваны, содержат сведения о наименовании должности и характере работы, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в части неподтверждения периода работы компетентным органом Кыргызской Республики не нашли своего подтверждения.
Более того, судебная коллегия исходит из того, что на момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении ему страховой пенсии были представлены все необходимые документы, отвечающие требованиям действующего пенсионного законодательства для принятия обоснованного решения, ставить в вину лицу неполучения сведений из компетентных органов не может ущемлять и ограничивать право истца, гражданина России о назначении ему по достижении возраста страхового стажа с учетом включения периодов его работы.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически аналогичны позиции стороны ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для иной правовой оценки у суда апелляционной инстанции не имеется. К тому же, эти доводы не опровергают выводов суда и, по сути, свидетельствуют о несогласии с установленными по делу обстоятельствами, оценкой доказательств по делу, что не является основанием для отмены состоявшегося по делу решения. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саратова от 29.03.2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: