дело № №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Мельниково 22 октября 2013 г.
Шегарский районный суд Томской области в составе:
судьи Лапы А.А.,
при секретаре Носковой В.С.,
с участием представителя заявителя Тороповой О.В.,
представителя
Администрации Шегарского района Прищепова В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об оспаривании решения жилищной комиссии Администрации Шегарского района Томской области об исключении из списков граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий, восстановлении в списках граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации Шегарского района Томской области №16/2989 от 21.11.2012 об исключении из списков граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и областной целевой программы «Социальное развитие села Томской области до 2014 года». В обоснование указал, что 21.11.2012 Администрацией Шегарского района Томской области вынесено решение № об исключении заявителя из списка граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и областной целевой программы «Социальное развитие села Томской области до 2014 года». Основанием для принятия данного решения указан пункт 3 протокола заседания жилищной комиссии Администрации Шегарского района от 14.11.2012, а также ссылка на пункт 3 Положения (без указания какого) о том, что право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальной выплаты предоставляется гражданам только один раз. Указанное Решение считает незаконным и необоснованным. 28.08.2010 им в Администрацию Шегарского района Томской области было подано заявление о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», в котором он указал, что планирует улучшить жилищные условия путем приобретения жилого помещения в Шегарском сельском поселении. Постановлением Главы Шегарского сельского поселения от 20.10.2008 № 285а он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. К заявлению ФИО2 были приложены все необходимые документы. Замечаний, отказов по представленным документам до 21.11.2012 заявителю не направлялось. По данным сайта Администрации Шегарского района Томской области по состоянию на 19.02.2013 заявитель узнал, что был включен в Список граждан, участников федеральной целевой программы «Социальное развитие села Томской области до 2013 года» на 2012 год, № п/п очереди 44. В настоящее время заявитель продолжает числиться в Списках граждан, участников федеральной целевой программы «Социальное развитие села Томской области до 2013 года» на 2012 год. Ранее он не использовал право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальной выплаты. Считает, что в период с 2003 года уполномоченные органы не формировали сводный список граждан-получателей свидетельств на строительство жилья в сельской местности и право гражданина на получение субсидии удостоверяется свидетельством о предоставлении субсидии, которое является именным. В 2003 году данный документ на заявителя не оформлялся. Информация в отношении прав ФИО2 на недвижимое имущество из УФРС в материалах дела отсутствует. Уполномоченным органом нарушены требования п. 12 Порядка предоставления социальных выплат на строительство жилья, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 № 858, а так же не учтен их размер. В 2003 году бюджетные средства ни имя заявителя не выделялись. Ссылаясь на ст. 46 Конституции РФ, ст.ст. 254- 256 ГПК РФ, Постановление Администрации Томской области № 247а от 17.08.2011 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села Томской области до 2014 года», Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858 «О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года» просит отменить решение Администрации Шегарского района Томской области № 16/2989от 21.11.2012; отменить п. 3 Протокола заседания жилищной комиссии Администрации Шегарского района Томской области от 14.11.2012, в соответствии с которым было вынесено оспариваемое Решение; восстановить его в списках граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и областной целевой программы «Социальное развитие села Томской области до 2014 года» (т.1 л.д. 4-6, 43-44). Также просит взыскать судебные расходы: по оплате государственной пошлины за подачу заявления в сумме 200 рублей, за оформление доверенности представителя Тороповой О.В. в сумме 600 рублей, за оформление доверенности представителя ФИО7 в сумме 800 рублей, всего на сумму 1400 рублей, расходы на оплату услуг представителя ФИО7 в сумме 10 000 руб.
Заявитель ФИО2, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием представителя Тороповой О.В.
На основании ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие заявителя с участием его представителя.
В судебном заседании представитель ФИО2 Торопова О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.20), поддержала заявление по доводам, в нем изложенным. Торопова О.В. дополнительно пояснила, что в 2003 году при выделении ей социальной выплаты в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» денежные средства из федерального и областного бюджета на сыновей ФИО10 и ФИО2 не выделялись, в связи с чем решение об исключении заявителя из программы «Социальное развитие села Томской области до 2013 года» на 2012 год является незаконным. Представитель подтвердила, что в 2003 году семья, получившая социальную выплату, состояла из четырех человек: ФИО9, 1963 года рождения, Торопова О.В., 1963 года рождения, ФИО10, 1985 года рождения и ФИО2, № года рождения. Однако размер выделенных средств в рамках целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» оказался значительно меньше предусмотренного законом. В связи с этим считает права заявителя нарушенными, так как, исключая заявителя из списка, жилищная комиссия исходила из того, что ФИО2 уже получал социальную выплату, хотя размер выплаты свидетельствует об обратном. Кроме того, Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» не предусматривала, что такая выплата предоставляется только один раз. Это положение появилось уже после получения ею выплаты и не может применяться, как ухудшающее положение гражданина. Просит взыскать, в числе прочего, за оформление доверенности представителя Тороповой О.В. в сумме 600 рублей, за оформление доверенности представителя ФИО7 в сумме 800 рублей, всего на сумму 1400 рублей, расходы на оплату услуг представителя ФИО7 в сумме 10 000 руб., в том числе подготовку заявления о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам, консультации, подготовку жалоб, участие в судебных заседаниях.
Представитель Администрации Шегарского района Прищепов В.Б., действующий по доверенности от 24.11.2010, заявление считает необоснованным. Семье Тороповых в 2003 г. была выделена субсидия из расчета на четверых членов семьи. Соответственно, ФИО2 и ФИО10 уже воспользовались правом на получение выплаты в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села», и повторно ее получить не имеют права, так как она выдается лишь один раз. Согласился с доводом заявителя о том, что выплата в 2003 г. семье Тороповых исходя из состава семьи 4 человека была исчислена в меньшем размере, чем было предусмотрено законодательством.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявления, по следующим основаниям.
Срок обращения с заявлением в суд, установленный ст.256 ГПК РФ, заявителем не пропущен.
Согласно ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых действий (бездействия) муниципальных служащих возлагается на лиц, которые совершили оспариваемые действия (бездействие).
Администрацией Шегарского района не представлены доказательства законности оспариваемых действий.Постановлением Главы Шегарского района Томской области от 14.10.2008 № 988а утвержден Порядок признания граждан, проживающих в сельской местности, а также молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, нуждающимися в улучшении жилищных условий на территории Шегарского района. Этим же постановлением утверждено Положение о жилищной комиссии Администрации Шегарского района (т.1 л.д. 88-92).
Согласно распоряжению Главы Шегарского района от 07.03.2012 № –к образована постоянно действующая жилищная комиссия Администрации Шегарского района (л.д. 85).
Согласно заявлению и документам, поданным ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Шегарского района, заявитель включен в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и областной целевой программы «Социальное развитие села Томской области до 2012 года» (т.1 л.д. 12,48).
Как следует из п. 3 Протокола №4 от 14.11.2012 заседания жилищной комиссии Администрации Шегарского района, подписанного председательствующим ФИО12 и секретарем ФИО13, ФИО2 исключен из списка граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий в рамках целевых программ «Социальное развитие села до 2013 года», «Социальное развитие села Томской области до 2014 года» (т.1 л.д. 73-75).
ФИО2 уведомлен о принятом решении письмом Администрации Шегарского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № (т.1 л.д. 6).
Таким образом, суд считает, что оспариваемое заявителем решение принято органом местного самоуправления в пределах своих полномочий.
Оценивая законность и обоснованность обжалуемого решения, суд исходит из того, что в протоколе не указаны фактические обстоятельства, в связи с которыми было принято решение об исключении ФИО2 из Списка. В протоколе указано, что ФИО2 и ФИО10 в 2003 г. были включены в сводный список граждан-получателей свидетельств на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Далее указано на существование нормативного требования о предоставлении выплаты один раз. Исключение из Списка обосновано лишь целью избежать возможность получения ФИО10, ФИО2 необоснованной социальной выплаты. Какие-либо фактические обстоятельства, свидетельствующие о возможности получения необоснованной социальной выплаты, не приведены.
Доводы представителя Администрации Шегарского района о том, что обжалуемое решение было обусловлено тем, что семье Тороповых в 2003 г. уже была выделена субсидия из расчета четырех членов семьи, в том числе на ФИО10 и ФИО2, носят предположительный характер, так как никоим образом не отражены в обжалуемом решении.
Более того, данное утверждение не обосновано.
Представитель Администрации Шегарского района не опроверг довод заявителя о том, что размер полученной Тороповой О.В. в 2003 г. выплаты, исходя из средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья для расчета размеров безвозмездных субсидий и ссуд, количества членов семьи Тороповых, их обеспеченности жилой площадью, фактически был рассчитан не более чем на двух, но не четырех членов семьи; соответствующие доказательства не представил.
Согласно корешку свидетельства о предоставлении субсидии на строительство (приобретение) жилья от 14.07.2003, имеющемуся в кредитном деле Регионального ипотечного агентства Томской области, Тороповой О.В. выделена субсидия на двух членов семьи (дело № т.1 л.д.80), что подтверждает довод заявителя.
Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858, в редакции, действовавшей на момент выдачи субсидии Тороповой О.В., не предусматривала, что право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальных выплат предоставляется только 1 раз. Данная норма была введена Постановлением Правительства РФ от 31.01.2009 N 83 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2012 года".
ФИО2 был включен в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности 26.08.2010, то есть после получения выплаты Тороповой О.В. (в 2003 г.) и вступления в действие Постановления Правительства РФ от 31.01.2009 N 83.
Таким образом, Администрация Шегарского района не оспаривала право ФИО2 на улучшение жилищных условий с использованием средств социальных выплат до принятия обжалуемого решения, основанием которого, предположительно, явился факт получения выплаты Тороповой О.В. в 2003 г.
Пункт 3 Типового положения о предоставлении социальных выплат, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.01.2009 N 83, устанавливающий правило об однократном улучшении жилищных условий с использованием средств социальных выплат, вступил в действие после получений выплаты Тороповой О.В., обратной силы не имеет, а поэтому не применим к ФИО2
В связи с этим заявление ФИО2 является обоснованным.
Суд восстанавливает права заявителя путем признания решения жилищной комиссии Администрации Шегарского района от 14.11.2012 незаконным и возложения на нее обязанности восстановить ФИО2 в списке граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.
Заявитель просит взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу заявления в сумме 200 рублей, за оформление доверенности представителя Тороповой О.В. в сумме 600 рублей, за оформление доверенности представителя ФИО7 в сумме 800 рублей, всего на сумму 1400 рублей, расходы на оплату услуг представителя ФИО7 в сумме 10 000 руб.
В силу ст.98 ГПК РФ с Администрации Шегарского района в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб. Также суд считает необходимыми и подлежащими взысканию расходы заявителя по оплате услуги по оформлению доверенности представителя Тороповой О.В. в сумме 600 рублей.
Представленными расписками от 29.04.2013 и 20.05.2013 подтверждается получение ФИО7 10000 руб. по договору об оказании юридических услуг от 29.04.2013. По данному договору ФИО7 должна была подготовить заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам, давать консультации, представлять интересы ФИО2 в судебных заседаниях.
Суд считает необходимыми и подлежащими взысканию расходы заявителя по оплате услуги по подготовке заявления о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам в сумме 500 руб. ФИО7 участвовала в одном судебном заседании по рассмотрению заявления о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам, длившемся незначительное время. Поэтому суд взыскивает расходы по оплате услуг представителя ФИО7 в судебном заседании в сумме 1500 рублей. Также суд считает необходимыми и подлежащими взысканию расходы заявителя по оплате услуги по оформлению доверенности представителя ФИО7 в сумме 800 рублей. В остальной части требование о взыскании судебных расходов по оплате услуг ФИО7 суд считает необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать заявление ФИО2 обоснованным.
Признать незаконным решение жилищной комиссии Администрации Шегарского района Томской области от 14.11.2012 об исключении ФИО2 из списков граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.
Обязать жилищную комиссию Администрации Шегарского района Томской области восстановить ФИО2 в списке граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.
Взыскать с муниципального казенного учреждения «Администрация Шегарского района» в пользу ФИО2 судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу заявления в сумме 200 рублей, за оформление доверенности представителя Тороповой О.В. в сумме 600 рублей, за оформление доверенности представителя ФИО7 в сумме 800 рублей, по оплате услуг по составлению заявления о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам в сумме 500 руб., по оплате услуг представителя ФИО7 в сумме 1500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Шегарский районный суд Томской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.А. Лапа
<данные изъяты>
<данные изъяты>