<данные изъяты>
№ 2-207/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялуторовск 14 мая 2021 года
Ялуторовский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего – судьи Петелиной М.С.,
при секретаре – Шукуровой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-207/2021 по иску Алкожоева Жумана Модиярбековича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Тюменской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Тюменской области о возложении обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, произвести перерасчет земельного налога, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Алкожоев Ж.М. обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Тюменской области (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России № 8 по Тюменской области) о возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога за 2015 год и 2016 годы на земельный участок с кадастровым номером №, взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 рублей.
Заявленные требования мотивирует тем, что ему на основании договора купли-продажи земельного участка от 11.12.2013 г. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20.12.2013 г. сделана запись регистрации №. По состоянию на 01.01.2016 г. государственная кадастровая оценка земельного участка составляла 25 154 323,11 рублей. 08.11.2016 г. утверждена кадастровая стоимость указанного земельного участка. Истец не согласен с указанной стоимостью, так как рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на дату определения кадастровой стоимости (от 01.01.2016 г.) согласно отчету об оценке ООО «Бизнес-Аудит» от 14.05.2020 г. составляет 8 652 000 рублей.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости № 155 от 10.06.2020 г., по результатам рассмотрения заявления Алкожоевой А.С. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка №, определена кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости 8 652 000 рублей.
С соответствующим заявлением и данным решением истец обратился в Межрайонную ИФНС России № 8 по Тюменской области с целью произведения перерасчета начисленного земельного налога в связи с изменением кадастровой стоимости. Налоговой инспекцией был произведен перерасчет земельного налога в сторону уменьшения за 2017 и 2018 года. Производить перерасчет земельного налога за 2015 и 2016 годы инспекция отказалась.
В связи с чем, истец просит обязать Межрайонную ИФНС России № 8 по Тюменской области произвести перерасчет земельного налога за 2015 год и 2016 годы на земельный участок, и взыскать в его пользу компенсацию морального вреда с учетом неправомерных действий со стороны ответчика, а также требований разумности и справедливости, в размере 100 000 рублей.
29.04.2021 г. истец уточнил исковые требования, предъявив также требования к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Тюменской области (привлеченного 19.03.2021 г. к участию в деле в качестве соответчика) о возложении обязанности внести сведения о кадастровой стоимости земельного участка за 2016 год в соответствии с решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 06.08.2012 г. № П/345 при Управлении Росреестра по Тюменской области №155 от 10.06.2020 г. (т.2 л.д.148).
Истец Алкожоев Ж.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (т.2 л.д.168), о причинах неявки не сообщил. Суд признает неявку истца не препятствующей рассмотрению дела по существу с участием его представителя.
Представитель истца Алкожоева Ж.М. – Алкожоева А.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения, поддержала в полном объеме, настаивая на их удовлетворении.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом (т.2 л.д.167). Представили письменные возражения на исковое заявление, в которых в удовлетворении исковых требований истца просили отказать (т.1 л.д.195-200). Суд признает неявку представителя ответчика не препятствующей рассмотрению дела по существу.
Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (т.2 л.д.166.169). Суд признает неявку представителя ответчика не препятствующей рассмотрению дела по существу.
Выслушав мнение представителя истца, исследовав материалы дела, материалы дела № 2а-500/2018, суд полагает исковые требования Алкожоева Ж.М. не подлежащими удовлетворению.
Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего:
Судом установлено, что истцу Алкожоеву Ж.М. на основании договора купли-продажи земельного участка от 11.12.2013 г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается Выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 02.02.2018 г. и от 02.04.2021 г., дата и номер государственной регистрации права № от 20.12.2013 г. (т.1 л.д.15-17,19-21, т.2 л.д.141-145).
На момент заключения договора купли-продажи и внесения 20.12.2013 г. в Единый государственный реестр недвижимости записи о государственной регистрации права истца на земельный участок с кадастровым номером №, указанный земельный участок имел вид разрешенного использования: для животноводства, растениеводства. В дальнейшем, на основании заявления собственника вид разрешенного использования земельного участка был изменен на «объекты промышленности», в связи с чем, увеличилась кадастровая стоимость земельного участка с 7347600 руб. (по состоянию на 01.04.2014 г.) до 34432351 руб. (по состоянию на 01.01.2015 г., 01.01.2016г.), исходя из которой истцу был произведен перерасчет земельного налога и начислен земельный налог за 2015 в размере 409 745 рублей, за 2016 год в размере 409 745 рублей, согласно налоговым уведомлениям №2842910 от 23.08.2017 г. (т.1 л.д.61), №79801996 от 10.10.2017 (т.1 л.д.62), №81590481 от 08.11.2017 г. (т.1 л.д.63).
Указанные выше обстоятельства установлены решением Ялуторовского районного суда Тюменской области от 26.06.2018 г. по делу 2а-500/2018 по административному иску Алкожоевой Апал Садырбековны и Алкожоева Жумана Модиярбековича к Межрайонной ИФНС России №8 по Тюменской области о признании незаконными действий по начислению земельного налога и понуждении к перерасчёту земельного налога, оставленным без изменения апелляционным определением Тюменского областного суда от 10.09.2018 г. (т.2 л.д.170-180).
Вышеуказанным решением суда от 26.06.2018 г., вступившим в законную силу 10.09.2018 г. Алкожоеву Ж.М. было отказано в удовлетворении его административного иска о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области по начислению земельного налога на земельный участок с кадастровым номером № с разрешенным использованием «объекты промышленности» за налоговый период 2015, 2016 г. исходя из кадастровой стоимости 34 432 351 рубль, возложении на налоговую инспекцию обязанности пересчитать земельный налог исходя из его фактического использования (растениеводство, животноводство) от кадастровой стоимости в размере 7 347 600 рублей. Исходя из материалов дела, основываясь на прямом указании в законе на порядок исчисления земельного налога на основании его кадастровой стоимости, суд признал действия налогового органа по начислению истцу земельного налога за 2015, 2016 годы в размере 409 745 рублей (за каждый налоговый период) исходя из его кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2015 г., 01.01.2016 г. (34 432 351 рубль).
Из исследованных судом Выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14.01.2021 г. также следует, что кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером № составляла по состоянию на 01.01.2015 г., 01.01.2016 г. – 34 432 351 рубль, на 01.01.2019 г., 06.02.2020 г. – 25 154 323,11 рублей (т.1 л.д.23-25, т.2 л.д.5).
19.05.2020 г. истец направил в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тюменской области заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, и установлении её в размере рыночной в соответствии с представленным истцом отчетом об оценке №1331-20 от 14.05.2020 г., подготовленным ООО «Бизнес-Аудит», в размере 8 652 000 рублей (т.2 л.д.2-3).
На заседании, проведенном Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 06.08.2012 № П/345 при Управлении Росреестра по Тюменской области 10.06.2020 г. установлено, что согласно представленному Алкожоевым Ж.М. отчету об оценке №1331-20 от 14.05.2020 г., подготовленному ООО «Бизнес-Аудит» (т.2 л.д.12-128), рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2016 г. составила 8 652 000 рублей. Комиссия пришла к выводу, что отличие рыночной стоимости земельного участка от его кадастровой стоимости, определенной в размере 24 154 323,11 рублей по состоянию на 01.01.2016 г. в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тюменской области от 21.09.2016 № 07-КО-16 и утвержденной распоряжением Департамента имущественных отношении от 08.11.2016 № 0111/16, составляет 65%. Оформление и содержание отчета об оценке соответствует требованиям ст.11 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки. По результатам рассмотрения заявления Алкожоева Ж.И. Комиссия решила определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости 8 652 000 рублей (т.2 л.д.10-11).
Данное решение истцом не обжаловалось, доказательств иного суду не представлено.
13.07.2020 г. истец с данным решением обратился в Межрайонную ИФНС России № 8 по Тюменской области по вопросу перерасчета земельного налога по земельному участку с кадастровым номером № в связи с изменением его кадастровой стоимости (т.2 л.д.41).
Инспекцией был направлен запрос в УФНС России по Тюменской области по уточнению кадастровой стоимости земельного участка (т.2 л.д.42), согласно ответу которого от 13.08.2020 г. по сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области от 23.01.2018 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, для целей налогообложения на 01.01.2015, 01.01.2016 составляет 34 432 351 рубль. Начиная с налогового периода 2017 года для целей налогообложения, применяется кадастровая стоимость утвержденная Распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 8 ноября 2016г. № 0111/16 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, входящих в состав земель населенных пунктов». На основании заявления налогоплательщика Комиссией по рассмотрению споров 10.06.2020г. принято решение № 155 об изменении кадастровой стоимости утвержденной данным Распоряжением, решением комиссии кадастровая стоимость установлена в размере 23 739 000 рублей. В силу п. 1.1. ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оспоренная кадастровая стоимость земельного участка применялась для целей налогообложения, начиная с налогового периода 2017 года, измененная по решению Комиссии по рассмотрению споров и внесенная в ЕГРН 17.06.2020 г. кадастровая стоимость подлежит применению для целей налогообложения с 2017 года. Основания для перерасчета земельного налога за период 2015-2016 гг. в отношении данного земельного участка у налоговых органов отсутствуют (т.2 л.д.44-45).
На основании полученного ответа, Межрайонной ИФНС России №8 по Тюменской области сведения о кадастровой стоимости земельного участка приведены в соответствие и произведен перерасчет земельного налога за 2017-2018гг. в сторону уменьшения, в результате за 2018 г. сумма к уплате составила 356 085 рублей от кадастровой стоимости 23 739 000 рублей; за 2017 г. сумма к уплате составила 356 085 рублей от кадастровой стоимости 23 739 000 рублей, и произведен расчет земельного налога за 2019 г. в. сумме 356 085 рублей от кадастровой стоимости 23 739 000 рублей.
По результатам проведенной работы Алкожоеву Ж.М. был дан окончательный ответ 31.08.2020 г., о перерасчете земельного налога в сторону уменьшения за 2017, 2018 года, и отсутствии оснований для перерасчета земельного налога за период 2015-2016 гг. (т.2 л.д.46-48).
28.09.2020 г. Алкожоев Ж.М. вновь обратился в налоговую инспекцию с заявлением на перерасчет земельного налога за 2015-2019 г., ему был дан повторный ответ, а также инспекцией дополнительно для уточнения сведений был направлен запрос в УФНС России по Тюменской области, согласно ответу которого оспариваемая кадастровая стоимость в отношении земельного участка составляла 25 154 323 рубля, решением комиссии по рассмотрению споров от 10.06.2020 г. кадастровая стоимость установлена в размере 8 652 000 рублей. Поскольку оспоренная кадастровая стоимость земельного участка применялась для целей налогообложения, начиная с налогового периода 2017 года, измененная по решению Комиссии по рассмотрению споров и внесенная в ЕГРН 17.06.2020 г. кадастровая стоимость подлежит применению для целей налогообложения с 2017 года. Основания для перерасчета земельного налога за период 2015-2016 гг. в отношении данного земельного участка у налоговых органов отсутствуют (т.2 л.д.49-60).
На основании полученного ответа, Межрайонной ИФНС России №8 по Тюменской области сведения о кадастровой стоимости земельного участка приведены в соответствие и произведен перерасчет земельного налога за 2017-2019гг. в сторону уменьшения, в результате за 2017 г. сумма к уплате составила 129 780 рублей от кадастровой стоимости 8 652 000 рублей; за 2018 г. сумма к уплате составила 129 780 рублей от кадастровой стоимости 8 652 000 рублей; за 2019 г. сумма к уплате составила 129 780 рублей от кадастровой стоимости 8 652 000 рублей.
Истец с указанным решением Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области не согласен, просит обязать инспекцию произвести перерасчет земельного налога за 2015 и 2016 годы.
Нормами ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) предусмотрено, что земельный налог устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований органы определяют налоговые ставки в пределах, установленных налоговым кодексом.
На основании п. l ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, сели иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В силу п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 1.1 ст. 391 НК РФ установлено, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Согласно ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1. статьи 391 и пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
На основании п. 2.1 ст. 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, указанной в определении от 30.01.2020 № 45-0 с целью совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости недвижимого имущества исходя из его рыночной стоимости положения Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривавшие учет измененной в установленных процедурах кадастровой стоимости недвижимого имущества исходя из его рыночной стоимости, начиная с налогового периода, в котором налогоплательщиком было подано соответствующее заявление, утратили силу с 01.01.2019 в связи с принятием Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ, устранившего действовавшие ранее ограничения для применения измененной кадастровой стоимости имущества на прошлые налоговые периоды (подпункты «а», «б» п. 4 ст. 2, ч. 6 ст. 3 данного Федерального закона).
В силу нормы Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ новые правила действия в прошлых периодах измененной кадастровой стоимости имущества подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 01.01.2019.
Исходя из положений статей 52, 391 НК РФ, положений п. 6 ст. 3 Федерального закона № 334-ФЗ, с учетом того, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № установлена в размере рыночной решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 10.06.2020 г. по результатам рассмотрения заявления истца от 19.05.2020 г. об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка (в размере 34 432 351,00 рублей), которая применялась для целей налогообложения, начиная с налогового периода 2017 года, то измененная по решению Комиссии по рассмотрению споров и внесенная в ЕГРН 17.06.2020 г., кадастровая стоимость подлежит применению для целей налогообложения с 2017 года, за налоговые периоды 2017, 2018, 2019 года, за которые налоговой инспекцией произведен перерасчет земельного налога. Основания для перерасчета земельного налога за период 2015-2016 гг. в отношении данного земельного участка у налоговых органов отсутствуют.
В связи с чем, требования истца о возложении на Межрайонную ИФНС России № 8 по Тюменской области обязанности произвести перерасчет земельного налога за 2015, 2016 годы, удовлетворению не подлежат.
Принимая во внимание, что права и законные интересы истца действиями Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области нарушены не были, не подлежат удовлетворению и требования о взыскании компенсации морального вреда, являющимися производными от основного требования.
Отсутствуют правовые основания и для удовлетворения требований истца о возложении на ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Тюменской области обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, поскольку как следует из Выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14.01.2021 г., сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 8 652 000 рублей, установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Тюменской области от 10.06.2020 г., внесены в ЕГРН 17.06.2020 г. (т.1 л.д.26,27).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении иска Алкожоева Жумана Модиярбековича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Тюменской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Тюменской области о возложении обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, произвести перерасчет земельного налога, взыскании компенсации морального вреда – отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 21 мая 2021 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья - М.С. Петелина