РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2016 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,
при секретаре Булаткиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Харламовой Р. Х. к Администрации г.о.Самара о признании незаконным постановления и обязании устранить допущенные нарушения,
Установил:
Харламова Р.Х. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с административным иском к Администрации г.о.Самара о признании незаконным постановления и обязании устранить допущенные нарушения, указав, что она является собственником земельного участка, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>. <адрес>, <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АБ № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый (или условный) №. Вышеуказанный земельный участок Харламова P.X. приобрела по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ у Стародубцева А.Д., которому земельный участок, площадью 600,00 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> <адрес> принадлежал на праве собственности, на основании Постановления Главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта границ земельного участка и предоставлении в собственность Стародубцеву А.Д. земельного участка для ведения садоводства в <адрес>». Согласно п. 2 данного постановления Стародубцеву А.Д. предоставлялся земельный участок для ведения садоводства, относящийся по категории к землям поселений, расположенный по адресу: <адрес> <адрес> в <адрес> согласно проекту границ, прилагаемому к настоящему Постановлению, общей площадью 744,2 кв.м, в том числе: в собственность бесплатно площадью 600,00 кв.м; в собственность за выкуп площадью 144,2 кв.м. Данные земельные участки прошли процедуру государственного кадастрового учета: земельный участок, площадью 600,00 кв.м, <адрес> <адрес> - кадастровый № разрешенное использование - для ведения садоводства. На основании Постановления Главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Стародубцев А.Д. оформил в собственность только земельный участок, который предоставлялся ему бесплатно - 600,00 кв.м, а земельный участок в собственность за выкуп, площадью - 144,2 кв.м в собственность не оформил.
В дальнейшем к Харламовой Р.Х. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ перешло право собственности на земельный участок, площадью 600,00 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> <адрес> - кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ Харламова Р.Х. обратилась в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка под садоводство, площадью 144,20 кв.м (per. №) по основаниям ст. 9.1. <адрес> от 11.03.20015 года №-ГД «О земле». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство имущественных отношений по <адрес> отказало Харламовой Р.Х. в предоставлении испрашиваемого земельного участка, со ссылкой на п.4 ст.85 ЗК РФ — «что земельный участок не соответствует градостроительному регламенту, если вид его использования не входит в перечень видов разрешенного использования», а в конкретном случае испрашиваемый земельный участок находится в зоне деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения (Ц-2) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №. Поскольку цель использования испрашиваемого земельного участка не соответствует основным видам разрешенного использования для территориальной зоны Ц-2, у министерства отсутствуют правовые основания для предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка. Также в своем Уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка Министерство имущественных отношений по <адрес> ссылалось на то, что в границах рассматриваемого земельного участка находятся зеленые насаждения (декоративные насаждения, деревья, кустарники) и факт их уничтожения будет противоречить Правилам благоустройства, обеспечения чистоты и порядка территории г.о. Самара, утвержденных Постановлением Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №. Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявление Харламовой Р.Х. оставлено без удовлетворения. Однако Определением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение было отменено в части, в которой принято новое решение, признан незаконным отказ министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка Харламовой Р.Х., на министерство имущественных отношений <адрес> была возложена обязанность возобновить рассмотрение заявления Харламовой Р.Х. от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 144,20 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> - кадастровый №, разрешенное использование – для ведения садоводства.
Однако в связи с изменениями в действующем законодательстве, заявление Харламовой Р.Х. о предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, рассматривалось Администрацией г.о.Самара. По результатам рассмотрения заявления Харламовой Р.Х. было принято Постановление Главы г.о. Самары Фурсова О.Б. № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена», согласно которого основанием для отказа является пункт 1 статьи 39.16 ЗК РФ, а также представленные по заявлению Харламовой Р.Х. документы не подтверждают право на предоставление земельного участка в собственность за плату по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ», в отношении испрашиваемого земельного участка схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории не утверждалась, - в связи с чем его предоставление осуществляется в соответствии с нормами действующего Земельного кодекса РФ».
С принятым Главой г.о.Самара постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ года истица не согласна, просит признать его незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок прошел процедуру государственного кадастрового учета, его кадастровый №, сформирован в установленном законом порядке, в связи с чем предоставление указанного участка должно осуществляться в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений просила признать незаконным и отменить Постановление Главы г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена», обязать Администрацию г.о. Самара по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав Харламовой Р.Х. путем принятия решения о предоставлении ей в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, разрешенное использование – для ведения садоводства.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Кан М.А. заявленные требования поддержала по указанным в иске основаниям.
В судебное заседание административный ответчик Администрация г.о.Самара своего представителя не направила, извещена надлежаще, причины неявки не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причины неявки не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.1 ст.28, ст.29 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Пунктом 2 ст.5.1 Закона Самарской области «О земле» (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) было установлено, что распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет уполномоченный <адрес> исполнительный орган государственной власти <адрес>. Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года №74 был утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, согласно которому граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявление о предоставлении земельного участка в Министерство имущественных отношений <адрес>.
Согласно ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Харламова Р.Х. обратилась в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 144,20 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> - кадастровый №, разрешенное использование – для ведения садоводства.
Согласно расписке Министерства имущественных отношений, к заявлению приложены следующие документы: доверенность, паспорт представителя заявителя; акт согласования границ землепользования, кадастровый паспорт, план, сведения Управления Росреестра по <адрес>, свидетельства о государственной регистрации прав на объекты недвижимости, договор купли-продажи, свидетельство, сообщения (л.д. 17).
Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден проект границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в <адрес>, Стародубцеву А.Д. предоставлен земельный участок для ведения садоводства, относящийся по категории к землям поселений, расположенный по адресу: 17 км, <адрес>, <адрес> в <адрес> согласно проекту границ, прилагаемому к настоящему постановлению, общей площадью 744,2 кв.м, в собственность бесплатно площадью 600,0 кв.м, в собственность за выкуп 144,2 кв.м (л.д. 13-14).
ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учёт (кадастровый №).
ДД.ММ.ГГГГ выдан кадастровый паспорт на указанный земельный участок, который приобщен к материалам дела о предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Решением Октябрьского районного суда <адрес> заявление Харламовой Р.Х. об оспаривании решения Министерства имущественных отношений <адрес> об отказе в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 144,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> - кадастровый №, разрешенное использование – для ведения садоводства, оставлено без удовлетворения (л.д. 18-19).
Апелляционным определением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение отменено в части, отказ Министерства имущественных отношений <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка Харламовой Р.Х. признан незаконным, на Министерство возложена обязанность возобновить рассмотрение заявления Харламовой Р.Х. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-22).
В связи со вступлением в силу Закона Самарской области от 29.12.2014 года № 134-ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти <адрес> в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории <адрес>, определении полномочий органов государственной власти <адрес> по предметам ведения субъектов РФ, наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории <адрес> и внесении изменений в ст.<адрес> «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>», ст.25 Устава г.о.Самара, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории г.о. Самара, отнесены к компетенции Администрации г.о. Самара.
Постановлением Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № Харламовой Р.Х. было отказано в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка, площадью 144, 2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> - кадастровый №, разрешенное использование – для ведения садоводства (л.д. 23).
Проверяя доводы Харламовой Р.Х. о несогласии с данным решением Администрации г.о.Самара, суд приходит к следующим выводам.
Отказывая истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка для садоводства, Администрация г.о.Самара руководствовалась п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ.
Как предусмотрено п.1 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно п.3 ст.3 ЗК РФ, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу п.1 ст.4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Согласно п.3 ст.34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что Харламова Р.Х. обратилась в уполномоченный орган, осуществляющий распоряжение земельными участками, ДД.ММ.ГГГГ. Её заявление не было рассмотрено своевременно по независящим от истицы причинам, истица была вынужден обращаться в суд за защитой своих нарушенных прав, судебными решениями её требования были удовлетворены.
Исходя из установленных по делу обстоятельств и приведенного законодательства, принимая во внимание, что проект границ истребуемого истицей земельного участка был утвержден постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, и учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок был поставлен на кадастровый учёт (кадастровый №), суд приходит к выводу о том, что ссылка ответчика в оспариваемом решении на п.1 ст. 39.16 ЗК РФ является неправомерной, и о возможности применения к спорным правоотношениям положений вышеуказанных правовых норм.
В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Харламовой Р.Х. являются обоснованными, поскольку решение Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ нарушает права административного истца, содержание оспариваемого решения не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, а также фактическим обстоятельствам дела.
Поскольку иные основания возможности предоставления либо отказа в предоставления земельного участка в собственность заявителю уполномоченным органом не проверялись, суд считает, что требования административного истца о признании незаконным решения Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В просительной части искового заявления ставится вопрос об обязании ответчика устранить допущенное нарушение прав истца путем принятия решения о предоставлении истцу в собственность за плату испрашиваемого ею земельного участка. В удовлетворении заявления в данной части следует отказать, поскольку не вправе подменять орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение по существу заявления истицы. Вместе с тем, суд находит необходимым указать ответчику, что в случае принятия решения о предоставлении земельного участка договор купли-продажи земельного участка должен быть заключен в течение 1 недели со дня принятия решения, соответственно, ответчик в этом случае обязан направить истцу проект такого договора в срок, обеспечивающий подписание договора обеими сторонами в течение указанного выше интервала времени.
В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление Харламовой Р. Х. удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление Главы г.о.Самара № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена».
Обязать Администрацию г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Харламовой Р. Х., приняв решение по её заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка 144,20 кв.м, с кадастровым номером № в собственность за плату, расположенного по адресу: <адрес>, разрешенное использование – для ведения садоводства.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29.08.2016 года.
Судья (подпись) Э.Н.Грищенко
Копия верна:
Судья
Секретарь