Решение по делу № 12-45/2020 (12-621/2019;) от 11.12.2019

Дело № 12-45/2020 (12-621/2019)

Р Е Ш Е Н И Е

город Севастополь                         10 января 2020 года

Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Крылло П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда (г. Севастополь, ул. Вакуленчука, д. 3) жалобу представителя <данные изъяты> на постановление заместителя начальника Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Крымское управление водного хозяйства и мелиорации»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства ФИО2 от 23.05.2019 года юридическое лицо – <данные изъяты> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, директор <данные изъяты> ФИО4 подал жалобу, в которой просит отменить постановление в следствие обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ссылается на то, что ответственность за нарушение правил охраны водных биологических ресурсов наступает при осуществлении деятельности на водных объектах рыбохозяйственного значения. Административным органом не представлено сведений об отнесении к таким объектам реки Альма (село Зубакино Бахчисарайского района). Кроме того, административным органом неверно определен размер причиненного ущерба.

Представитель <данные изъяты> ФИО3 в судебном заседании доводы жалобы поддержала, представила копию служебной записки и таблицы с перечнем водных объектов, расположенных на территории г. Севастополя, обратила внимание, что река Альма впервые включена в категорию водных объектов рыбохозяйственного назначения 19.10.2018, поэтому в действия юридического лица отсутствует состав вменяемого правонарушения.

Представитель административного органа надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании не присутствовал, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, что признано судом обстоятельством, не препятствующим рассмотрению дела по существу.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие указанных обстоятельств подтверждается доказательствами, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание вины лица, а также его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с положениями статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Статьей 8.33 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Судом установлено, что 23 мая 2019 года заместителем начальника Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства ФИО2 в отношении <данные изъяты> составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому, при осуществлении хозяйственной деятельности, связанной с забором (изъятием) водных ресурсов из объекта рыбохозяйственного значения – из реки Альма в районе с. Зубакино Бахчисарайского района Республики Крым в период с апреля по сентябрь 2018 года в размере 38,52 тыс.м.куб. без согласования с Азовско-Черноморским территориальным управлением Росрыболовства, а также без установки рыбозащитных сооружений и (или) устройств.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

Абзацем 2 названной статьи при размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

На основании части 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В силу пункта 1 статьи 34 указанного Федерального закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно статье 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 №384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

Согласно п. 3 указанных Правил территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование: а) строительства и реконструкции объектов капитального строительства - в случае строительства и реконструкции указанных объектов на территории одного субъекта Российской Федерации; б) внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности - в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, которое определяет меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, применяемые при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, а также порядок их осуществления.

Согласно подпункту «д» пункта 2 Положения к мерам по сохранению биоресурсов и среды их обитания отнесена установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений.

На основании решения Министертсва экологии и природных ресурсов Республики Крым от 29.09.2016 года <данные изъяты> осуществляет использование водного объекта – реки Альма, в целях забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, с место забора в Бахчисарайском районе, в районе с. Тополи, с. Зубакино, с Каштаны, с. Отрадное, с применением водозаборных сооружений безплотинного типа.

Пунктами 11, 26 и 27 раздела 2.3 данного решения предусмотрены условия использования водного объекта: принятие мер по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов из водных объектов; использование рыбозащитного устройства; согласование осуществления хозяйственной деятельности по размещению РЗУ и (или) забору воды из водного объекта с Азово-Черноморским территориальным управлением Росрыболовства.

Согласно материалам дела в январе-апреле 2019 года Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой и Азово-Черноморским территориальным управлением Росрыболовства проведена проверка соблюдения <данные изъяты> исполнения законодательства об охране и добыче водных ресурсов. В ходе проведенной проверки установлено, хозяйственная деятельность по забору водных ресурсов из реки Альма в районе с. Зубакино осуществлялась без рыбозащитного сооружения (устройства), без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, что подтверждается протоколом осмотра от 01.04.2019 года.

Указанные выше обстоятельства послужили основанием для составления протокола от 08.05.2019 года об административном правонарушении в отношении юридического лица - <данные изъяты>, по признакам состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 КоАП РФ, и привлечения юридического лица - ГБУ РК «Крыммелиоводхоз» к административной ответственности постановлением о назначении административного наказания от 23.05.2019 года.

Суд при рассмотрении жалобы не может соглашается с выводами административного органа о наличии в действиях учреждения состава указанного административного правонарушения, поскольку река Альма отнесена к объектам рыбохозяйственного значения высшей категории лишь 19.10.2018, что подтверждается Перечнем водных объектов, расположенных на территории Республики Крым и г. Севастополя, составленным в соответствии с приказом Федерального агентства по рыболовству от 05.08.2010 № 682 «Об организации работы Федерального агентства по рыболовству, его территориальных управлений, а также подведомственных Росрыболовству научно-исследовательских организаций и федеральных государственных бюджетных учреждений бассейновых управлений по сохранению, воспроизводству водных биоресурсов и организаций рыболовства при установлении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них», поэтому юридическое лицо не обязано было до указанной даты согласовывать осуществление хозяйственной деятельности, связанной с водозабором из водного объекта с Азово-Черноморским территориальным управлением Росрыболовства в инкриминируемый период с апреля по сентябрь 2018 года, иных данных указывающих на обязанность юридического лица согласовывать в контролирующим органом свою деятельность суду не представлено.

По правилам ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах жалоба юридического лица подлежит удовлетворению, обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а дело - прекращению за отсутствием в действиях привлекаемого к ответственности лица состава правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ, судья,

Р Е Ш И Л:

Жалобу представителя <данные изъяты> удовлетворить.

Постановление заместителя начальника Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства от 23.05.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения.

На решение суда может быть подана жалоба в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья                                    П.В. Крылло

12-45/2020 (12-621/2019;)

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Масляник Владислав Иванович
Другие
Купрадзе Джульетта Романовна
Суд
Гагаринский районный суд города Севастополя
Судья
Крылло Павел Валерьевич
Статьи

КоАП: ст. 8.33

Дело на странице суда
gagarinskiy--sev.sudrf.ru
12.12.2019Материалы переданы в производство судье
10.01.2020Судебное заседание
10.01.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
13.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2020Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
15.02.2020Вступило в законную силу
21.02.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее