Решение по делу № 33а-1660/2020 от 17.02.2020

Судья Орлова Ю.В. Дело №33а-1660/2020

УИД:76RS0017-01-2019-000979-35

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Малахова В.А.,

судей Моисеевой О.Н., Федотовой Н.П.,

при секретаре Марковой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

15 мая 2020 года

административное дело по апелляционной жалобе Калашниковой Алии Ильдусовны на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 30 октября 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Калашниковой Алии Ильдусовны к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании незаконным решения, возложении обязанности повторно рассмотреть уведомление о планируемом строительстве, отказать.»

Заслушав доклад судьи Моисеевой О.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Калашниковой А.И. на основании договора купли – продажи от <данные изъяты> года на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, разрешенное использование - для малоэтажного жилищного строительства (для малоэтажной застройки).

29 января 2019 года Калашникова А.И. обратилась в Управление архитектуры и градостроительства администрации Ярославского муниципального района Ярославской области с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ей земельном участке.

7 февраля 2019 года Управлением архитектуры и градостроительства администрации Ярославского муниципального района Ярославской области вынесено уведомление № <данные изъяты> о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, поскольку земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты>, полностью расположен в санитарно-защитной зоне железной дорога Козьмодемьянск-Молот. В данной санитарно-защитной зоне строительство индивидуального жилого дома запрещено.

Не согласившись с данным уведомлением, Калашникова А.И. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным решения Управления архитектуры и градостроительства администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, выраженное в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке 7 февраля 2019 года № <данные изъяты>; обязании повторно рассмотреть Уведомление Калашниковой А.И. от 29 января 2019 года о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном по адресу: <данные изъяты>.

В обоснование заявленных требований указано, что данное решение является незаконным, поскольку санитарно-защитной зоны нет. В соответствии с картой градостроительного зонирования <данные изъяты> (в составе Правил землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения Ярославского района Ярославской области), земельный участок Калашниковой А.И. расположен в территориальной зоне СХ-3 «зона сельскохозяйственного назначения, предназначенная для ведения садоводства, личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов». Данную зону пересекает охранная зона линейных объектов. Сведений о каких-либо обременениях и ограничениях по земельному участку административного истца, препятствующих осуществлению на нем строительства, в ЕГРН не содержится

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен административный истец Калашникова А.И.

В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм процессуального права и несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, в том числе по доводам жалобы, обсудив их, заслушав представителя ОАО «РЖД» по доверенности Пояркову С.А., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из правомерности выданного административным ответчиком уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, отсутствия нарушения им прав и интересов административного истца в связи с подтверждением факта расположения земельного участка административного истца в санитарно-защитной зоне железной дороги, невозможности расположения жилого дома вне санитарно-защитных зон с особым режимом использования.

С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может, находит его ошибочным, не соответствующим обстоятельствам, имеющим значение для дела, а также положениям норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон.

Правомочия собственников земельных участков по возведению на них зданий и сооружений, осуществлению их перестройки и сноса, а также условия реализации таких правомочий определены в статьях 260, 263 Гражданского кодекса РФ, подпункте 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ.

Действующими положениями Градостроительного кодекса РФ предусмотрен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).

Перечень документов, прилагаемых к уведомлению о планируемом строительстве определен в части 3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ.

Основания для направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, - предусмотрены в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ. В числе таких оснований – случаи, когда размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (пункт 2 части 10).

Судом установлено из материалов дела следует, что 29 января 2019 года Калашникова А.И. обратилась в Управление архитектуры и градостроительства администрации Ярославского муниципального района Ярославской области с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома с приложением пакета документов.

В уведомлении от 7 февраля 2019 года № <данные изъяты> Управление архитектуры и градостроительства администрации Ярославского муниципального района Ярославской области указало на недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, ссылаясь на то, что планируемый жилой дом полностью расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги Козмодемьянск-Молот; в данной санитарно-защитной зоне строительство индивидуального жилого дома запрещено.

Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила. Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

В силу пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляются постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.

Таким образом, санитарные правила не устанавливают размера санитарно-защитной зоны, а регламентируют порядок ее установления в зависимости от класса опасности промышленных объектов и производств, а также распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств.

Согласно сведений ЕГРН принадлежащий Калашниковой А.И. земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном по адресу: <данные изъяты> относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием для малоэтажного жилищного строительства. Каких-либо ограничений, обременений в отношении земельного участка не зарегистрировано.

Из сообщений северного территориального отдела Управления службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту от 2 августа 2019 года и 13 мая 2020 года следует, что Управлением не выдавалось санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту санитарно-защитной зоны и решение об установлении санитарно-защитной зоны в районе расположения указанного земельного участка.

Ссылки на наличие санитарно-защитной зоны железной дороги (по факту земляное полотно), не утвержденной в установленном порядке, не может свидетельствовать о наличии предусмотренного пунктом 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ основания для направления застройщику уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по изложенным в нем основаниям является правомерным и не нарушает прав и законных интересов административного истца, - не может быть признан законным и обоснованным. Постановленное судом решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований административного истца, признании незаконным уведомления Управления архитектуры и градостроительства администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 7 февраля 2019 года о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном    по адресу: <данные изъяты>.

В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Судебная коллегия считает, что восстановление нарушенных прав административного истца должно быть осуществлено путем возложения на Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области обязанности в срок до 15 июня 2020 года повторно рассмотреть уведомление Калашниковой А.И. о планируемом строительстве индивидуального жилого дома от 29 января 2019 года, о чем в тот же срок сообщить Калашниковой А.И. и в Ярославский районный суд Ярославской области.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ярославского районного суда Ярославской области от 30 октября 2019 года отменить, принять по делу новое решение.

Признать незаконным уведомление Управления архитектуры и градостроительства администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 7 февраля 2019 года № <данные изъяты> о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

Обязать Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области в срок до 15 июня 2020 года повторно рассмотреть уведомление Калашниковой Алии Ильдусовны о планируемом строительстве индивидуального жилого дома от 29 января 2019 года, о чем в тот же срок сообщить Калашниковой Алие Ильдусовне и в Ярославский районный суд Ярославской области.

    

Председательствующий

Судьи

33а-1660/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Калашникова АИ
Ответчики
Администрация ЯМР
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Моисеева Ольга Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
17.02.2020Передача дела судье
16.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Судебное заседание
15.05.2020Судебное заседание
25.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2020Передано в экспедицию
15.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее