Судья Орлова Ю.В. Дело №33а-1660/2020
УИД:76RS0017-01-2019-000979-35
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Малахова В.А.,
судей Моисеевой О.Н., Федотовой Н.П.,
при секретаре Марковой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
15 мая 2020 года
административное дело по апелляционной жалобе Калашниковой Алии Ильдусовны на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 30 октября 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Калашниковой Алии Ильдусовны к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании незаконным решения, возложении обязанности повторно рассмотреть уведомление о планируемом строительстве, отказать.»
Заслушав доклад судьи Моисеевой О.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Калашниковой А.И. на основании договора купли – продажи от <данные изъяты> года на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, разрешенное использование - для малоэтажного жилищного строительства (для малоэтажной застройки).
29 января 2019 года Калашникова А.И. обратилась в Управление архитектуры и градостроительства администрации Ярославского муниципального района Ярославской области с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ей земельном участке.
7 февраля 2019 года Управлением архитектуры и градостроительства администрации Ярославского муниципального района Ярославской области вынесено уведомление № <данные изъяты> о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, поскольку земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты>, полностью расположен в санитарно-защитной зоне железной дорога Козьмодемьянск-Молот. В данной санитарно-защитной зоне строительство индивидуального жилого дома запрещено.
Не согласившись с данным уведомлением, Калашникова А.И. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным решения Управления архитектуры и градостроительства администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, выраженное в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке 7 февраля 2019 года № <данные изъяты>; обязании повторно рассмотреть Уведомление Калашниковой А.И. от 29 января 2019 года о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном по адресу: <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований указано, что данное решение является незаконным, поскольку санитарно-защитной зоны нет. В соответствии с картой градостроительного зонирования <данные изъяты> (в составе Правил землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения Ярославского района Ярославской области), земельный участок Калашниковой А.И. расположен в территориальной зоне СХ-3 «зона сельскохозяйственного назначения, предназначенная для ведения садоводства, личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов». Данную зону пересекает охранная зона линейных объектов. Сведений о каких-либо обременениях и ограничениях по земельному участку административного истца, препятствующих осуществлению на нем строительства, в ЕГРН не содержится
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен административный истец Калашникова А.И.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм процессуального права и несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, в том числе по доводам жалобы, обсудив их, заслушав представителя ОАО «РЖД» по доверенности Пояркову С.А., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из правомерности выданного административным ответчиком уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, отсутствия нарушения им прав и интересов административного истца в связи с подтверждением факта расположения земельного участка административного истца в санитарно-защитной зоне железной дороги, невозможности расположения жилого дома вне санитарно-защитных зон с особым режимом использования.
С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может, находит его ошибочным, не соответствующим обстоятельствам, имеющим значение для дела, а также положениям норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон.
Правомочия собственников земельных участков по возведению на них зданий и сооружений, осуществлению их перестройки и сноса, а также условия реализации таких правомочий определены в статьях 260, 263 Гражданского кодекса РФ, подпункте 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ.
Действующими положениями Градостроительного кодекса РФ предусмотрен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
Перечень документов, прилагаемых к уведомлению о планируемом строительстве определен в части 3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ.
Основания для направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, - предусмотрены в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ. В числе таких оснований – случаи, когда размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (пункт 2 части 10).
Судом установлено из материалов дела следует, что 29 января 2019 года Калашникова А.И. обратилась в Управление архитектуры и градостроительства администрации Ярославского муниципального района Ярославской области с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома с приложением пакета документов.
В уведомлении от 7 февраля 2019 года № <данные изъяты> Управление архитектуры и градостроительства администрации Ярославского муниципального района Ярославской области указало на недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, ссылаясь на то, что планируемый жилой дом полностью расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги Козмодемьянск-Молот; в данной санитарно-защитной зоне строительство индивидуального жилого дома запрещено.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила. Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В силу пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляются постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Таким образом, санитарные правила не устанавливают размера санитарно-защитной зоны, а регламентируют порядок ее установления в зависимости от класса опасности промышленных объектов и производств, а также распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств.
Согласно сведений ЕГРН принадлежащий Калашниковой А.И. земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном по адресу: <данные изъяты> относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием для малоэтажного жилищного строительства. Каких-либо ограничений, обременений в отношении земельного участка не зарегистрировано.
Из сообщений северного территориального отдела Управления службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту от 2 августа 2019 года и 13 мая 2020 года следует, что Управлением не выдавалось санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту санитарно-защитной зоны и решение об установлении санитарно-защитной зоны в районе расположения указанного земельного участка.
Ссылки на наличие санитарно-защитной зоны железной дороги (по факту земляное полотно), не утвержденной в установленном порядке, не может свидетельствовать о наличии предусмотренного пунктом 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ основания для направления застройщику уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по изложенным в нем основаниям является правомерным и не нарушает прав и законных интересов административного истца, - не может быть признан законным и обоснованным. Постановленное судом решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований административного истца, признании незаконным уведомления Управления архитектуры и градостроительства администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 7 февраля 2019 года о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном по адресу: <данные изъяты>.
В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Судебная коллегия считает, что восстановление нарушенных прав административного истца должно быть осуществлено путем возложения на Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области обязанности в срок до 15 июня 2020 года повторно рассмотреть уведомление Калашниковой А.И. о планируемом строительстве индивидуального жилого дома от 29 января 2019 года, о чем в тот же срок сообщить Калашниковой А.И. и в Ярославский районный суд Ярославской области.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ярославского районного суда Ярославской области от 30 октября 2019 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным уведомление Управления архитектуры и градостроительства администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 7 февраля 2019 года № <данные изъяты> о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Обязать Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области в срок до 15 июня 2020 года повторно рассмотреть уведомление Калашниковой Алии Ильдусовны о планируемом строительстве индивидуального жилого дома от 29 января 2019 года, о чем в тот же срок сообщить Калашниковой Алие Ильдусовне и в Ярославский районный суд Ярославской области.
Председательствующий
Судьи