Дело № 2-371/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 января 2022 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М.
при секретаре Болоткиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоусова А.В. к Администрации г.Смоленска, Администрации Смоленской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, Департаменту бюджета и финансов Смоленской области, Смоленскому областному государственному бюджетному учреждению «Управление областных автомобильных дорог», муниципальному бюджетному учреждению «Дормостстрой»,
установил:
Белоусов А.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Смоленска о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия.
Белоусов А.В. просил суд взыскать с ответчиков сумму материального ущерба в размере 405430, 04 рублей, расходы по определению оценки рыночной стоимости возмещения ущерба в размере 2 000 рублей 00 копеек, а также судебные расходы.
В обоснование иска Белоусов А.В. указал, что ДД.ММ.ГГГГ на участке дороги: <адрес>, в результате дорожно-транспортного происшествия был поврежден принадлежащий ему автомобиль «<данные изъяты>», гос.рег.знак №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска. Повреждение транспортного средства имело место вследствие наезда на препятствие в виде образовавшейся на проезжей части дороги выбоины. В результате дорожно-транспортного происшествия его автомобиль получил механические повреждения в виде деформаций шин и колесных дисков, стоимость работ по восстановительному ремонту данного транспортного средства составляет 405430, 04 рублей.
К участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Администрация Смоленской области, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, Департамент бюджета и финансов Смоленской области, СОГБУ «Смоленскавтодор», МБУ «Дормостстрой».
Истец Белоусов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца Маевский И.Н. заявленный иск поддержал по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Администрации г. Смоленска Петкуте Ю.К. исковые требования не признала, указав, что орган местного самоуправления не является надлежащим ответчиком по спору, поскольку участок дороги не находился в ведении органа местного самоуправления.
Представитель Администрации Смоленской области Флиманов Ю.Л. заявленный иск не признал, указав, что участок дороги, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие не относится к дорогам регионального значения.
Представители Департамента имущественных и земельных отношений Гришутина Е.А., Поленкова А.М. заявленные исковые требования не признали, указав., что участок дороги, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие, относится к автомобильной дороги местного значения.
Представитель СОГБУ «Смолнескавтодор» Гринева И.Ю. заявленный иск не признала, указав, что учреждение не является лицом, ответственным за состояние дорожного полотна.
Представитель ответчика МБУ «Дормостстрой» Ярмак С.И. исковые требования не признала, указав, что организация не являлось на момент дорожно-транспортного происшествия лицом, ответственным за состояние дорожного полотна.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 15, ст. 1064 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Исходя из положений ст. 2, ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. Кроме того, п. 11 ст. 6 Закона N 257-ФЗ устанавливает, что дороги общего пользования, которым присвоен статус дороги муниципального, регионального и т.п. значения, передаются владельцу дороги на соответствующем вещном праве.
Согласно п. 6 ст. 3 Закона N 257-ФЗ, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ст. 15 Закона N 257-ФЗ, дорожную деятельность осуществляют для региональных дорог уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Закон N 257-ФЗ предусматривает, что обеспечение состояния дорог, соответствующего техническим стандартам, т.е. дорожная деятельность, возлагается на уполномоченный орган владельца дороги.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 17 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно вышеприведенным нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" обязанность по возмещению ущерба, причиненного в результате ненадлежащего содержания автомобильной дороги возложена на собственника этого сооружения.
На основании п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительством РФ от 23 октября 1993 года № 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
ГОСТ Р 50597 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимости по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения, предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.
На основании п. 2 ст. 28 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований этого Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В ходе судебного заседания установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на участке дороги: <адрес>, в результате дорожно-транспортного происшествия был поврежден принадлежащий истцу Белоусову А.В. автомобиль «<данные изъяты>», гос.рег.знак №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска. Повреждение транспортного средства имело место вследствие наезда на препятствие в виде образовавшейся на проезжей части дороги выбоины.
Определением инспектора ОБ ДПС ГИБДД по г. Смоленску от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении дела об административном правонарушении было отказано в связи с отсутствием в действиях Белоусова А.В. состава административного правонарушения. Инспектором ОБ ДПС ГИБДД по г. Смоленску был составлен акт о выявленных недостатка в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому на участке дороги: <адрес> выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, на покрытии проезжей части просадка, выбоина длиной 60 см, шириной 60 см, глубиной 7 см (л.д.9 т.1).
В результате дорожно-транспортного происшествия автомобиль «<данные изъяты>», гос.рег.знак №, <данные изъяты> года выпуска получил механические повреждения в виде деформаций шин и колесных дисков, стоимость работ по восстановительному ремонту данного транспортного средства составляет 405430, 04 рублей (л.д.9-10, 20 т.1).
В соответствии с п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 № 221, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и так далее не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см.
Актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, составленным инспектором ОБ ДПС ГИБДД по г. Смоленску ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что выбоина на проезжей части дороги по адресу: <адрес> (длина – 60 см, ширина – 60 см, глубина – 7 м) не соответствует ГОСТ Р 50597-93(л.д. 9 т.1).
В ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ предусмотрена классификация автомобильных дорог по форме собственности (дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения и частные автомобильные дороги) и способу использования (общего пользования и необщего пользования). Согласно ч. 1 - 4 ст. 5 названного Закона автомобильные дороги местного значения могут быть как общего, так и необщего пользования.
В ч. 9 этой статьи определено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселений. Основанием для включения в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения является решение органа местного самоуправления соответствующего поселения (в городском поселении - органа местного самоуправления городского поселения, в сельском поселении - органа местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением).
Как имущественный комплекс автомобильная дорога считается недвижимым имуществом с момента государственной регистрации прав на указанное имущество и включения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области автомобильная дорога с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес> находилась в государственной собственности Смоленской области (л.д.191-192; 200-241 т.1).
Из выписки из реестра государственной собственности Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что правообладателем автомобильной дороги с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес> протяжённостью <данные изъяты> метров является Смоленская область как публичное образование, основанием внесения объекта учета в реестр является Постановлением Правительства РФ от 21 августа 1992 года №608 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного имущества в государственную собственность Смоленской области (л.д.187 т.1).
В соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 06 августа 2010 года №457 был утверждён перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Смоленской области, который предусматривал автомобильную дорогу <адрес>, протяжённостью <данные изъяты> кв.м под идентификационным номером № (л.д.180-181 т.1).
Автомобильная дорога с кадастровым номером № также числилась в реестре муниципального имущества г.Смоленска (лд.188 т.1)
Из представления прокуратуры Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес Губернатора Смоленской области следует, что постановлением администрации Смоленской области от 06 августа 2010 года №457 утверждён перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения. В Перечень дорог включена автомобильная дорога <адрес>, протяженностью <данные изъяты> кв.м, идентификационный номер автомобильной дороги № (раздел МО «Смоленский район» Смоленской области, позиция 4), которая частично проходит через <адрес>. Согласно информации Департамента (Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству Смоленской области) <адрес> не находится в оперативном управлении СОГБУ «Смоленскавтодор», но по сведениям ЕГРН значится как объект капитального строительства – автомобильная дорога с кадастровым номером №, протяженностью <данные изъяты> м, расположенная по адресу: <адрес>, ось которой полностью совпадает с осью автомобильной дороги <адрес> в границах <адрес>. Кроме того, по информации Управления имущественных, земельных и жилищных отношений администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №, направленной в адрес СОГБУ «Смоленскавтодор», автомобильная дорога с кадастровой номером №, протяженностью <данные изъяты> м, расположенная по адресу: <адрес> числится в Реестре муниципального имущества г.Смоленска (л.д.182-183 т.1).
В этой связи приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в реестр государственной собственности Смоленской области – в информацию об объекте недвижимости, расположенном по адресу: <адрес>, заменив протяжённостью «<данные изъяты> км» на <данные изъяты> км ( л.д.184 т.1).
Автомобильная дорога протяжённостью 2 995 метров с кадастровым номером № была передана в муниципальную собственность на основании распоряжения Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче объекта государственной собственности Смоленской области в муниципальную собственность г.Смоленска».
Автомобильная дорога протяжённостью <данные изъяты> метров с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числилась одновременно и в реестре муниципального имущества г.Смоленска и в реестре государственной собственности Смоленской области. Двойная относимость была устранена распоряжением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче объекта государственной собственности Смоленской области в муниципальную собственность г.Смоленска» в ДД.ММ.ГГГГ.
Суд приходит к выводу, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ правообладателем (титульным владельцем) автомобильной дороги с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, в государственной собственности которой находился указанный объект.
Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.
Статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ дорога находилась в ведении Смоленской области как публичного образования.
Как дорога регионального значения, включённая в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Смоленской <адрес>, утв. постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №, под идентификационным номером № дорожное полотно подлежало эксплуатации СОГБУ «Смоленскавтодор».
Содержание дорог общего пользования может быть возложено либо на владельца дороги по общему правилу ст. 15 Закона N 257-ФЗ, либо на иное лицо, которому обязанности содержать дорогу переданы по договору или на основании нормативного акта собственником или балансодержателем.
СОГБУ «Смоленскавтодор» является некоммерческой организаций, предметом деятельности учреждения является организация и осуществление деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, проектированию и строительству зданий и сооружений, а также по строительству, реконструкции, ремонту технических средств регулирования дорожного движения, нанесению и восстановлению разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения (л.д.127-130 т.1).
Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности; полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Доказательств, достоверно подтверждающих принятие СОГБУ «Смоленскавтодор» своевременных и достаточных мер по обеспечению безопасности движения, где случилось вышеуказанное дорожно-транспортное происшествие, материалы дела не содержат и в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о взыскании суммы ущерба в размере 405 430 рублей 04 копейки с СОГБУ «Смоленскавтодор».
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ в пользу истца суд присуждает с другой стороны возместить судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.
Согласно п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам относятся расходы на оплату услуг представителей, а также другие признанные судом необходимыми расходы.
Судом установлено, что истцом были понесены расходы по оплате услуг по осмотру технического средства и составлению калькуляции в размере 2 000 рублей 00 копеек (л.д. 10-20), которые также подлежат взысканию в его пользу с ответчика.
Из материалов дела усматривается, что истцом понесены почтовые расходы в сумме 337 рублей 00 копеек (л.д.23).
С учетом размера удовлетворенных исковых требований с ответчика в пользу истца также подлежит взысканию государственная пошлина в размере 7 254 рубля 00 копеек.
В удовлетворении исковых требований к Администрации г.Смоленска, Администрации Смоленской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, Департаменту бюджета и финансов Смоленской области, муниципальному бюджетному учреждению «Дормостстрой» следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
взыскать со Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Управление областных автомобильных дорог» 405 430 рублей 04 копейки в счет возмещения материального ущерба, 2 000 рублей в счет понесенных судебных расходов по оплате услуг по осмотру технического средства, 7 254 рубля 00 копеек в возврат суммы государственной пошлины, 337 рублей 00 копеек почтовых расходов.
В иске Администрации г.Смоленска, Администрации Смоленской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, Департаменту бюджета и финансов Смоленской области, муниципальному бюджетному учреждению «Дормостстрой» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий К.М. Макарова
Мотивированный текст решения изготовлен 28 января 2022 года
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи К.М. Макарова секретарь судебного заседания Ленинского районного суда г. Смоленска наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции Е.А. Болоткина (Инициалы, фамилия) 28 января 2022 г. |
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2021-004997-91
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-371/2022