РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 сентября 2012 года город Самара
Кировский районный суд г.Самара в составе:
Председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре Копыловой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4203/12 по заявлению Кириллова В.В. о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области, признании незаконным требования Департамента управления имуществом г.о.Самара,
УСТАНОВИЛ:
Кириллов В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области, признании незаконным требования Департамента управления имуществом г.о.Самара, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в МИО по Самарской области с заявлением вх. № о предоставлении в собственность земельного участка площадью 560 кв.м., на котором расположен жилой дом по адресу: <адрес>, 13, принадлежащий заявителю на праве собственности. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренный ст.29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации представления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (п.5 ст.36 Земельного кодекса РФ). В месячный срок со дня поступления указного в п.5 ст.36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением соответствующего договора (п.6 ст.36 ЗК РФ). В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или отсутствуют сведения о нем в государственном кадастре недвижимости, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст.29 настоящего кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления,.Предусмотренные ст.29 настоящего кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п.5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка (п.8 ст.36 ЗК РФ). В трехдневный срок с момента принятия заявления о предоставлении земельного участка департамент направляет в уполномоченный орган местного самоуправления г.о.Самара обращение об изготовлении проекта границ земельного участка и его утверждении с учетом зонирования территорий и целевого назначении земель (п.2.3 Порядка предоставления земельных участков, утвержденного Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ). п.2.5. порядка предоставления земельных участков, в месячный срок с момента поступления обращения министерства Департамент с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка. П.2.6.. в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка департамент в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указного в п.2.4. настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения. Со слов представителя Министерства ДД.ММ.ГГГГ министерством в Департамент были направлены необходимые документы для утверждения схемы. На момент предъявления заявления в суд, в адрес Кириллова В.В. ни утвержденная схема, ни заключение о невозможности утверждения схемы не поступало. Каких-либо извещений от МИО Самарской области и Департамента управления имуществом г.о.Самара в адрес Кириллова В.В. не поступало. Признать незаконным бездействия Департамента управления имуществом г.о.Самара, выразившиеся в не утверждении схемы испрашиваемого участка. Обязать Департамент утвердить схему и направить ее в министерство либо в адрес заявителя. Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений по Самарской области, выразившиеся в несвоевременном направлении в Департамент документов, необходимых для утверждения схемы участка, не уведомлении заявителя в установленный законом срок об утверждении схемы. Обязать Министерство уведомить заявителя об утверждении схемы или невозможности ее утверждения. Взыскать с заинтересованных лиц расходы на представителя – <данные изъяты> рублей.
Заявитель Кириллов В.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил. Представил уточненное заявление, в котором просит суд признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений по Самарской области, выразившиеся в несвоевременном направлении в Департамент документов, необходимых для утверждения схемы участка, не уведомлении заявителя в установленный законом срок об утверждении схемы, обязать совершить это действие. Признать незаконным требование Департамента управления имуществом г.о.Самара о предоставлении заявителем дополнительной план -схемы испрашиваемого участка – для утверждения схемы участка на кадастровой карте. Обязать Департамент утвердить схему испрашиваемого участка и направить ее в адрес заявителя либо направить мотивированное заключение о невозможности ее утверждения. Взыскать с Министерства имущественных отношений по Самарской области и Департамента управления имуществом г.о.Самара в пользу Кириллова В.В. расходы на представителя в сумме <данные изъяты> рублей. Указать, что решение суда вступает в силу немедленно.
Представитель заявителя Кириллова В.В. – Короленко В.В.,действующая на основании доверенности на решение общих вопросов, в которой не указаны полномочия ведения дела в суде в судебном заседании, поддержала заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель заинтересованного лица Департамент управления имуществом г.о.Самара Стрюкова Г.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не признала заявление, пояснила, что поскольку письмо об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане Департаментом получено ДД.ММ.ГГГГ и месячный срок для ответа не истек, тем самым права заявителя не нарушены. До настоящего времени Департамент управления имуществом г.о.Самара не требует от заявителя никаких дополнительных документов.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Самарской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, отзыв на заявление не предоставлен.
В соответствии с ч.2 ст.257 ГПК РФ, неявка в судебное заседание гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспаривается, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
С учетом того, что не явившиеся в судебное заседание лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 255 ГПК PФ, могут быть оспорены действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащего в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения части первой ГК РФ» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании действия органа государственной власти недействительным, является одновременное наличие двух условий – незаконности действия государственного органа и нарушение прав и законных интересов лица.
В связи с законом Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О земле», постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» с ДД.ММ.ГГГГ, Министерство имущественных отношений Самарской области осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, а Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области – для целей, связанных со строительством.
На основании п.7 ст.36 ЗК РФ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с п.4 ст.258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Бездействием является не совершение соответствующими органами, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими действий (непринятие решений), обязанность по совершению (принятию) которых возложена на них законом или иным нормативным правовым актом.
Судом установлено, что согласно расписке, регистрационный номер 12-1/1214/12 в Министерство имущественных отношений Самарской области от Кириллова В.В. ДД.ММ.ГГГГ поступили документы на предоставление в собственность за выкуп земельного участка площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, №, под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком (л.д. 8).
В перечне приложенных документов указаны: паспорт представителя, уведомление, свидетельство, сведения Управления Росреестра по Самарской области, доверенность, выписка из ЕГРП на недвижимое имущество, договор, план.
Указанный выше земельный участок на кадастровом учете не состоит.
ДД.ММ.ГГГГ № Министерство имущественных отношений Самарской области направило письмо руководителю Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара о предоставлении сведений для обеспечения принятия министерством законного и обоснованного решения о предоставлении в собственность указанного земельного участка, просят сообщить относиться ли данный земельный участок или его часть (с указанием площади этой части) к территории общего пользования, которая не подлежит приватизации, и о наличии (или отсутствии) каких – либо ограничений (обременений) в части использования данного земельного участка (л.д.9).
В связи с отсутствием ответа, Министерство имущественных отношений Самарской области направило письмо от ДД.ММ.ГГГГ № руководителю Департамента управления имуществом г.о.Самара, в котором просит утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. площадью 560,00 кв.м., используемого под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории с учетом отнесения земельного участка к территории общего пользования (с нанесением соответствующего штампа по красным линиям) и ограничений использования земельного участка. В месячный срок направить один экземпляр оригинала распоряжения об утверждении схемы расположения указанного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) в адрес министерства, второй экземпляр выдать на руки заявителю. В случае невозможности утверждения схемы направить в адрес министерства мотивированное заключение.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом управления имуществом г.о.Самара получено письмо Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, что подтверждается штампом в получении входящий номер 15-01-22/11056.
Заявитель с учетом уточненных своих требованиях указывает, что Департамент управления имуществом г.о.Самара просит заявителя представить дополнительно план – схему испрашиваемого земельного участка. Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установленным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № не предусмотрено предоставление заявителями план – схемы участка.
Однако заявителем в судебное заседание не представлено доказательств того, что Департамент истребовал от заявителя дополнительные документы для утверждения план -схемы испрашиваемого земельного участка.
Указание заявителя о том, что Департаменту управления имуществом г.о.Самара требует от него дополнительные документы, в частности, план-схему земельного участка, суд считает необоснованными, поскольку оно является голословным, представитель Департамента в судебном заседании пояснил, что от заявителя не требовали и до настоящего времени не требуют никаких дополнительных документов. Иного заявителем не представлено.При указанных обстоятельствах, суд считает, что требования Кириллова В.В. о признании требований Департамента управления имуществом удовлетворению не подлежат.
Кроме того, Кириллов В.В. просит суд признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в несвоевременном направлении в Департамент управления имуществом г.о.Самара документов, необходимых для утверждения схему земельного участка, и обязать Министерство произвести это действие.
Однако в судебном заседании судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Департамент управления имуществом г.о.Самара с вопросом об утверждении схемы земельного участка, что не может свидетельствовать о его бездействии, а кроме того, действующим законодательство не оговорен указанный выше срок обращения, следовательно, в действиях Министерства имущественных отношений Самарской области отсутствует несвоевременность направления. Кроме того, установлено, что Министерством первоначально был сделан запрос в Департамент строительства и архитектуры Самарской области, и, не получив ответа, Министерство обратилось в Департамент управления имуществом г.о.Самара, который получил письмо об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка получил, согласно штампу, ДД.ММ.ГГГГ, тем самым месячный срок предоставления утверждения либо мотивированного заключения о невозможности утверждения схемы не истек.
Для понуждения в судебном порядке органа государственной власти совершить определенное действие должны быть представлены доказательства того, что его действие или бездействие не соответствует требованиям закона, нарушают права и свободы заявителя, создает какие-либо препятствия к их осуществлению.
У суда отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нарушении Министерством имущественных отношений Самарской области и Департаментом управления имуществом г.о.Самара норм действующего законодательства, что является обязательным условием при оспаривании решения государственного органа.
Суд считает, что действия Министерства имущественных отношений Самарской области по предоставлению земельного участка под приусадебный участок, соответствуют требованиям законодательства, и, соответственно, не могут быть признаны судом незаконными.
Таким образом, заявление о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области, признании незаконным требования Департамента управления имуществом г.о.Самара, удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Кириллова В.В. о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области, признании незаконным требования Департамента управления имуществом г.о.Самара, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самара в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 21.09.2012г.
Председательствующий: подпись М.А.Панкова
Решение вступило в законную силу:
Копия верна.
Судья: М.А.Панкова
Секретарь: Е.Г.Апанасова